Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)

Графически  основные элементы системы управления рисками можно представить в  следующем виде:

 


 



 



 

 

Взаимодействие  элементов системы управления рисками

 

 

1. Сбор и обработка  информации о товарах и транспортных  средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать. Максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков достигается путем качественного сочетания многих факторов:

- системность и комплексность  мероприятий по сбору, обобщению  и анализу информации;

- наличие нескольких независимых  источников информации; 

- технология сбора информации, регламентирующая  источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах. В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России.

2. Выявление и анализ  рисков.

Основные  действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

-  совокупности условий и факторов, влияющих на риски; 

- таможенных операций, при осуществлении  которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

- объектов анализа; 

- критериев и параметров, характеризующих  риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

- индикаторов риска (граничных  количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

- оценки возможной величины ущерба  в случае возникновения рисков.

3. Разработка и реализация  мер по управлению рисками. 

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

- прогноз результатов и определение  возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

- анализ возможных мер по  предотвращению или минимизации  рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством РФ.

4. Обобщение результатов  принятых мер и подготовка  предложений. 

Система управления рисками невозможна без  отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков на постоянной основе осуществляется контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировка.

В рамках программы модернизации таможенной службы ФТС России планируется достижение конкретных целей, содействующих развитию внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации определяет приоритетные направления деятельности таможенных органов по организации и осуществлению таможенного контроля в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

 

1.1 Понятие рисков в таможенной  деятельности. Термины, использующиеся  в системе управления рисками  в таможенных органах.

 

В настоящее время в отечественной  и зарубежной литературе существует множество  определений понятия  «риск». Риск – элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведение какой-либо экономической операции.

В 1999 г. в рамках Киотской конвенции были впервые на мировом уровне предусмотрены упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной Таможенной Организации). Ранее в европейских государствах осуществлялся только выборочный контроль, то есть досконально досматривались 10-15% от всего товаропотока. Таким образом, возникла система таможенного контроля, при которой сотрудники таможенных органов должны заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Немаловажным моментом является применение автоматизации и информационных технологий в этом вопросе.

Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени.

В таможенных органах в  части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие  основные понятия:

1) анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

2) выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;

3) индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

4) потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;

5) профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

6) область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;

7) оценка риска - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

8) риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза;

9) товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

10) товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;

11) управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;

12) уровень риска - определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.

13) Меры по минимизации  рисков  -  комплекс  мероприятий,  состоящих в совершении уполномоченными должностными лицами таможенного органа определенных  действий  с целью выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства.

Меры  по  минимизации  рисков  применяются  уполномоченными  должностными  лицами таможенных органов при таможенном контроле как в  соответствии  с  указаниями  в профилях рисков, так и по собственному решению  в  соответствии  с  полномочиями таможенного органа.

14) Профиль риска - совокупность сведений об области риска,  индикаторах риска,  а также мерах по минимизации риска. Профиль риска содержит указания о применении мер по  его  минимизации.  Перечень мер по минимизации риска содержится в профиле риска. Профили риска доводятся  до таможенных органов с применением программных средств или на бумажном носителе.

15) Срочный  профиль  риска  -  профиль риска,  предназначенный   для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и  таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации  о  необходимости  применить меры по минимизации рисков к определенной партии товаров  и  (или)  транспортным средствам до завершения таможенного оформления.

16) Ориентировка - информация о риске средней степени,  для минимизации которого нецелесообразна разработка  профиля  риска  ввиду  неточности  (широкой  области применения) такой информации. Ориентировка не содержит указаний (рекомендаций) о применении  форм  таможенного контроля и мер по  минимизации  рисков.  Ориентировки  доводятся  до  таможенных органов в качестве информации, используемой при таможенном  контроле  товаров  и транспортных средств.

17) Зональный профиль риска - профиль риска,  действующий в регионе деятельности одной таможни.

18) Региональный профиль риска - профиль риска, действующий в регионе деятельности одного РТУ.

19) Общероссийский профиль риска - профиль риска,  действующий на  всей  таможенной территории  Российской   Федерации   либо   в   отдельных   таможенных  органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ.

20) Краткосрочный профиль риска - профиль риска с установленным сроком  действия  от 1 рабочего дня до 1 месяца.

21) Среднесрочный профиль риска - профиль риска с установленным сроком  действия  от 1 до 3-х месяцев.

22) Долгосрочный профиль риска -  профиль риска с установленным сроком  действия свыше 3-х месяцев.

23) Профили рисков, выявляемых  автоматически  (автоматические  профили  рисков),  - профили рисков, доводимые до таможенных органов в  электронном  виде,  риски  по которым выявляются без участия должностного лица программными средствами.

24) Профили  рисков,  выявляемых  в  автоматизированном  режиме  (автоматизированные профили  рисков),  -  профили рисков,  доводимые   до   таможенных   органов в электронном виде, область  риска  которых  определена  в  программных  средствах частично, и  применяемые  по  решению  должностного  лица  после  проведения  им проверки отдельных индикаторов риска.

25) Неформализованные профили рисков  -  профили рисков,  доводимые до  таможенных органов на бумажном носителе, риски по  которым выявляются  должностным лицом самостоятельно, исходя из области риска.

26) Актуализация профиля  риска  -  изменение области риска действующих профилей рисков, перечня мер по минимизации рисков,  а  также  продление  срока  действия профилей рисков.

27) Степень риска - результат количественной оценки риска.

28) Шкала градации степени риска - интервальное распределение степени риска.

29) Количественная оценка риска - процесс присвоения значений вероятности риска.

30) Целевая методика выявления рисков -  порядок проведения  анализа информации  с преимущественным использованием математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов.

31) Субъект  ВЭД  -  лицо,  указанное в таможенных,  транспортных  и коммерческих документах в качестве получателя, отправителя товаров, лица,  ответственного  за финансовое  урегулирование,   декларанта,   принципала,   перевозчика   (в  т.ч. таможенного), таможенного брокера, владельца СВХ либо  таможенного  склада,  или иное лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела.

 

1.2 Основные функции, задачи  таможенных органов при применении  системы управления рисками и  схема применения системы управления  рисками.

 

В функции  ФТС России при применении СУР  входит:

а) выработка методологии функционирования СУР;

б)  организация  информационного  обмена  с  таможенными   органами  иностранных государств, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации,  а также с  субъектами  внешнеэкономической  деятельности,  перевозчиками  и  иными организациями, деятельность которых связана с  осуществлением  внешней  торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями);

в) создание  информационной  системы  для  выявления  и  управления  рисками  на

различных уровнях таможенной службы путем:

-  определения  необходимого  состава   информации   о   деятельности  таможенных

органов, субъектов ВЭД, о товарах и  транспортных средствах;

- упорядочения  видов  и  форм  электронных  справочников  нормативно-справочной информации (НСИ);

- унификации заполнения электронных  форм таможенных документов;

- разработки специальных программных  средств;

-  модернизации  (доработки)  штатных   программных   средств,   применяемых   при таможенном оформлении и таможенном контроле;

- установления новых либо изменения  существующих  регламентов  передачи,  сбора, обработки и хранения информации из таможенных органов и иных источников;

г)  выработка  методологии  выявления  рисков  и  управления  ими,  согласование

целевых методик выявления рисков, разработанных  РТУ и таможнями;

Информация о работе Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля