Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)

- разработка программного обеспечения  формирования аналитической отчетности по результатам применения мер по минимизации рисков на основе информации, содержащейся в центральной базе данных ЕАИС  таможенных органов.

Четвертый этап внедрения системы управления рисками – «Торговая модель». Указанный этап запланирован к реализации в 2008 году. Планируется ввести в действие Национальный центр системы управления рисками, возможно, по аналогии с действующими в других странах (Италия, Франция, США), соответствующий принципами построения и функционирования стандартам Всемирной торговой организации.

 

2.2 Цели применения системы управления  рисками

 

1. Таможенные органы применяют  систему управления рисками для  определения товаров, транспортных  средств международной перевозки,  документов и лиц, подлежащих  таможенному контролю, форм таможенного  контроля, применяемых к таким  товарам, транспортным средствам  международной перевозки, документам  и лицам, а также степени  проведения таможенного контроля.

Стратегия и тактика применения системы  управления рисками определяется законодательством  государств-членов таможенного союза.

2. Целями применения системы управления  рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции  таможенных органов мер по  защите национальной (государственной)  безопасности, жизни и здоровья  человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях  повышенного риска и обеспечение  более эффективного использования  имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и  предотвращение нарушений таможенного  законодательства таможенного союза  и (или) законодательства государств-членов  таможенного союза:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность товаров  таможенного союза;

затрагивающих другие виды контроля, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных  операций при перемещении товаров  через таможенную границу.

3. Таможенные органы осуществляют  взаимный обмен информацией о  применяемых мерах по минимизации  рисков, а также иной информацией,  способствующей повышению эффективности  проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным  договором государств-членов таможенного  союза.

Протоколом  от 16 апреля 2010 г. статья 128 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4. Комиссия таможенного союза может  определить область рисков, в  отношении которых таможенные  органы в обязательном порядке  разрабатывают и применяют меры  по их минимизации.

 

2.3  Деятельность таможенных  органов по оценке и управлению  рисками. Меры по минимизации рисков

 

1. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

1) формирование информационной базы  данных системы управления рисками  таможенных органов;

2) анализ и оценка рисков, включающих  в себя систематическое определение:

объектов  анализа рисков;

индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации  рисков;

оценки  возможного ущерба в случае возникновения  рисков;

3) разработка и реализация практических  мер по управлению рисками  с учетом:

вероятности возникновения рисков и возможных  последствий;

анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

2. Сбор, обработка и анализ информации  об эффективности принятых мер  по минимизации рисков, и результатах  применения к конкретным товарам  и (или) транспортным средствам  отдельных форм таможенного контроля  осуществляется таможенными органами  на постоянной основе.

3. Порядок сбора и обработки  информации, проведения анализа  и оценки рисков, разработки и  реализации мер по управлению  рисками устанавливается законодательством  государств-членов таможенного союза.

4. Содержание установленных профилей  и индикаторов риска предназначено  для использования таможенными  органами, является конфиденциальной  информацией и не подлежит  разглашению другим лицам, за  исключением случаев, установленных  законодательством государств-членов  таможенного союза.

 

В 2009 году во Владивостокской таможне  оформлено 56905  грузовых таможенных деклараций (ГТД), более четверти из них попали под действие профилей риска. Всего в текущем году применялись 164 профиля риска, в том числе  по контролю таможенной стоимости,  направлению организации таможенного  оформления и таможенного контроля,  контролю правильности классификации  товаров и страны их происхождения, нетарифному регулированию и  др.

В частности, в результате применения прямых мер по минимизации рисков, направленных на контроль таможенной стоимости товаров, произведено 5844 корректировки таможенной стоимости  товаров, благодаря чему довзыскано таможенных платежей на 495 миллионов  рублей.

Эффективность применения системы управления рисками  проявилась и в отношении  проведенных  таможенных досмотров товаров, декларируемых  по ГТД. Так, по результатам досмотров  возбуждено 139 дел об административных правонарушениях, в том числе  более половины дел возбуждено по статье 16.2.1 КоАП России (недекларирование товаров). Сумма штрафов составила 3,7 миллиона рублей.

Кроме того, по результатам таможенных досмотров  при таможенных процедурах, отличных от декларирования товаров с подачей  ГТД, также выявлены нарушения таможенного  законодательства: в 19 случаях при  прибытии товаров на таможенную территорию РФ и оформлении внутреннего таможенного  транзита, а также в 2 случаях - при  убытии товаров с таможенной территории РФ. Общая сумма штрафов, наложенных на нарушителей,  составила 477 тыс. рублей.

В таможне активно ведется аналитическая  работа по выявлению рисков и разработке комплекса мер по их минимизации. Так, например, в 2009 году разработано 15 проектов профилей риска.

Эффективными  оказались и срочные профили  риска, примененные в 2009 году: в 7 случаях  возбуждены дела об административных правонарушениях.

 

Меры по минимизации рисков делятся на прямые и косвенные,  в графическом  виде их можно представить в следующем  виде:

 



 

 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛЬ РИСКА


 

 

 

Прямые  меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом России, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:

-  формы таможенного контроля;

- использование средств идентификации  товаров и транспортных средств;

- принятие мер по обеспечению  законодательства в соответствии  с процедурой внутреннего таможенного транзита;

- сбор информации о лицах, осуществляющих  деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела;

-  иные меры (экспертиза товаров,  транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).

К формам таможенного контроля, применяемых  в качестве прямых мер по минимизации  рисков, относятся:

-   проверка документов и сведений;

-   устный опрос;

-   получение пояснений;

- таможенное наблюдение;

-  таможенный осмотр товаров, транспортных  средств, физических лиц и багажа;

-   таможенный досмотр товаров и  транспортных средств;

-   личный досмотр;

-  проверка маркировки товаров,  специальными марками, наличия  на них идентификационных знаков;

-   осмотр помещений и территорий;

-   таможенная ревизия в общей  и специальной формах.

Использование средств идентификации  товаров и транспортных средств  предполагает:

-  наложение таможенных форм и  печатей на транспортное средство, контейнер или съемный кузов;

- нанесение цифровой, буквенной или  иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места;

-   проставление штампов;

-   взятие проб и образцов;

-   описание товаров и транспортных  средств;

- использование чертежей, изготовленных  (или составленных должностными лицами таможенных органов)  масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций;

-  другие средства, позволяющие идентифицировать  товары, включая пломбы отправителя  товаров.

Использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов и иных коммерческих документов на товары включает:

-   проставление на документах печатей  и штампов;

-   нанесение специальных наклеек  и защитных приспособлений;

- помещение документов в грузовые  отделения транспортных средств,  на которые налагаются таможенные  пломбы и печати;

-  помещение документов в сейф - пакеты.

К мерам по обеспечению соблюдения законодательства при применении процедуры  внутреннего таможенного транзита относятся:

-  обеспечение уплаты таможенных  платежей путем внесения залога  товаров и иного имущества, представления банковской гарантии, внесения денежных средств в кассу или на депозит таможенных органов, а также путем поручительства;

-  таможенное сопровождение;

-  определение маршрута перевозки  товаров в соответствии с процедурой  внутреннего таможенного транзита.

Сбор  информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу либо в области таможенного дела состоит из следующих элементов:

- направление в таможенный орган  назначение запроса о наличии  получателя товаров;

- получение от налоговых органов,  осуществляющих регистрацию юридических лиц, а также от иных органов сведений о субъектах внешнеторговой деятельности;

-  получение коммерческих документов, документов бухгалтерского учета  и отчетности, и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами;

-  получение от банков и иных  кредитных организаций справок,  связанных  с внешнеторговой деятельностью и уплатой таможенных платежей, об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков, а также лиц, имеющих право владения, пользования  и распоряжения товарами от своего имени (ст. 16 ТК РФ).

Иные меры по минимизации рисков включают:

-  экспертизу товаров, транспортных  средств и документов;

- принятие структурными подразделениями  таможни решения по отдельным видам документального контроля;

-  требование о предъявлении при   декларировании товаров групп  риска, для которых правовыми  актами ФТС России установлены  отдельные места декларирования, а также групп «риска» и «прикрытия», перечень которых доводится;

-  проведение дополнительного таможенного  контроля, в том числе до выпуска  товаров, должностными лицами (ОТО  и ТК) РТУ (таможни) при условии их прикомандирования к таможенному органу в месте декларирования товаров;

-  направление требования о представлении  дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;

-   выгрузка товаров на складе  временного хранения;

принятие  решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;

указание  во всех случаях в электронном  уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;

решение о выпуске принимает начальник  таможенного поста (начальник ОТО и ТК таможни);

-направление копий грузовой таможенной декларации и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;

-направление после выпуска товаров в случае отсутствия информации о субъекте внешнеторговой деятельности соответствующую базу данных, копии контракта, регистрационных и учредительных документов в ОТИ таможни для проведения последующего контроля;

-проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТО и ТК таможен).

Основной  составляющей прямых мер по минимизации  является таможенный досмотр. При этом необходимо отметить, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ) таможенный досмотр рассматривается как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. В этой связи далеко не каждый профиль риска требует такой меры по минимизации риска. Все данные о предусмотренном конкретным профилем риска таможенном досмотре являются последней и, пожалуй, основной информацией, содержащейся в нем и ориентирующей должностных лиц таможенных органов на его применение при осуществлении таможенного контроля. Профилем риска предусматриваются следующие элементы проводимого досмотра:

Информация о работе Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля