Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………
-
разработка программного
Четвертый этап внедрения системы управления рисками – «Торговая модель». Указанный этап запланирован к реализации в 2008 году. Планируется ввести в действие Национальный центр системы управления рисками, возможно, по аналогии с действующими в других странах (Италия, Франция, США), соответствующий принципами построения и функционирования стандартам Всемирной торговой организации.
2.2 Цели применения системы
1.
Таможенные органы применяют
систему управления рисками
Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств-членов таможенного союза.
2.
Целями применения системы
1)
обеспечение в пределах
2)
сосредоточение внимания на
3)
выявление, прогнозирование и
предотвращение нарушений
имеющих устойчивый характер;
связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
подрывающих конкурентоспособность товаров таможенного союза;
затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;
4)
ускорение проведения
3.
Таможенные органы
Протоколом от 16 апреля 2010 г. статья 128 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4
4.
Комиссия таможенного союза
2.3 Деятельность таможенных
органов по оценке и
1. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:
1)
формирование информационной
2)
анализ и оценка рисков, включающих
в себя систематическое
объектов анализа рисков;
индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;
оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;
3)
разработка и реализация
вероятности возникновения рисков и возможных последствий;
анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.
2.
Сбор, обработка и анализ информации
об эффективности принятых мер
по минимизации рисков, и результатах
применения к конкретным
3.
Порядок сбора и обработки
информации, проведения анализа
и оценки рисков, разработки и
реализации мер по управлению
рисками устанавливается
4.
Содержание установленных
В
2009 году во Владивостокской таможне
оформлено 56905 грузовых таможенных
деклараций (ГТД), более четверти из
них попали под действие профилей
риска. Всего в текущем году применялись
164 профиля риска, в том числе
по контролю таможенной стоимости,
направлению организации
В частности, в результате применения прямых мер по минимизации рисков, направленных на контроль таможенной стоимости товаров, произведено 5844 корректировки таможенной стоимости товаров, благодаря чему довзыскано таможенных платежей на 495 миллионов рублей.
Эффективность применения системы управления рисками проявилась и в отношении проведенных таможенных досмотров товаров, декларируемых по ГТД. Так, по результатам досмотров возбуждено 139 дел об административных правонарушениях, в том числе более половины дел возбуждено по статье 16.2.1 КоАП России (недекларирование товаров). Сумма штрафов составила 3,7 миллиона рублей.
Кроме того, по результатам таможенных досмотров при таможенных процедурах, отличных от декларирования товаров с подачей ГТД, также выявлены нарушения таможенного законодательства: в 19 случаях при прибытии товаров на таможенную территорию РФ и оформлении внутреннего таможенного транзита, а также в 2 случаях - при убытии товаров с таможенной территории РФ. Общая сумма штрафов, наложенных на нарушителей, составила 477 тыс. рублей.
В
таможне активно ведется
Эффективными оказались и срочные профили риска, примененные в 2009 году: в 7 случаях возбуждены дела об административных правонарушениях.
Меры по минимизации рисков делятся на прямые и косвенные, в графическом виде их можно представить в следующем виде:
ПРОФИЛЬ РИСКА
Прямые меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом России, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:
- формы таможенного контроля;
-
использование средств
-
принятие мер по обеспечению
законодательства в
-
сбор информации о лицах,
-
иные меры (экспертиза товаров,
транспортных средств и
К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:
-
проверка документов и
- устный опрос;
- получение пояснений;
- таможенное наблюдение;
-
таможенный осмотр товаров,
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
- личный досмотр;
-
проверка маркировки товаров,
специальными марками, наличия
на них идентификационных
- осмотр помещений и территорий;
- таможенная ревизия в общей и специальной формах.
Использование средств идентификации товаров и транспортных средств предполагает:
-
наложение таможенных форм и
печатей на транспортное
- нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места;
- проставление штампов;
- взятие проб и образцов;
-
описание товаров и
- использование чертежей, изготовленных (или составленных должностными лицами таможенных органов) масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций;
- другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.
Использование
средств идентификации
-
проставление на документах
- нанесение специальных наклеек и защитных приспособлений;
-
помещение документов в
- помещение документов в сейф - пакеты.
К
мерам по обеспечению соблюдения
законодательства при применении процедуры
внутреннего таможенного
-
обеспечение уплаты таможенных
платежей путем внесения
- таможенное сопровождение;
-
определение маршрута
Сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу либо в области таможенного дела состоит из следующих элементов:
-
направление в таможенный
-
получение от налоговых
-
получение коммерческих
-
получение от банков и иных
кредитных организаций справок,
Иные меры по минимизации рисков включают:
-
экспертизу товаров,
-
принятие структурными
-
требование о предъявлении при
-
проведение дополнительного
-
направление требования о
- выгрузка товаров на складе временного хранения;
принятие решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;
указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;
решение о выпуске принимает начальник таможенного поста (начальник ОТО и ТК таможни);
-направление копий грузовой таможенной декларации и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;
-направление после выпуска товаров в случае отсутствия информации о субъекте внешнеторговой деятельности соответствующую базу данных, копии контракта, регистрационных и учредительных документов в ОТИ таможни для проведения последующего контроля;
-проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТО и ТК таможен).
Основной составляющей прямых мер по минимизации является таможенный досмотр. При этом необходимо отметить, что в целях реализации принципа выборочности (ст. 358 ТК РФ) таможенный досмотр рассматривается как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. В этой связи далеко не каждый профиль риска требует такой меры по минимизации риска. Все данные о предусмотренном конкретным профилем риска таможенном досмотре являются последней и, пожалуй, основной информацией, содержащейся в нем и ориентирующей должностных лиц таможенных органов на его применение при осуществлении таможенного контроля. Профилем риска предусматриваются следующие элементы проводимого досмотра: