Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Таможенное регулирование.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим процесс перечисления денежных средств в бюджет (рис.4.5). Участник производит в банке перечисление средств в качестве уплаты таможенных платежей со своего счета на счета, открытые в ОПЕРУ-1 Центрального Банка для Главного управления федерального казначейства (ГУФК). Счета открыты по региональному принципу: для каждого РТУ выделена своя группа счетов. Существуют счета в рублях, евро, долларах США и японских йенах4. Участник ВЭД производит уплату на счет того региона, где он планирует проводить таможенное оформление. В целях дальнейшей идентификации платежных документах участник ВЭД должен указать свои реквизиты и реквизиты таможенного органа, в котором будет оформление, а также произвести разбивку суммы средств по видам таможенных платежей (сборы, пошлина, акциз, НДС и другие).

Банк формирует электронную выписку с информацией произведенного платежного поручения, которая передается в Банк России. Банк России принимает и контролирует электронные выписки и факт поступления средств на счета. Ежедневно формируется порция поступивших выписок, которая передается в ГУФТД ФТС России.

ГУФТД в оперативном режиме принимает выписки, производит первичную идентификацию платежных поручений и передает данные о произведенных участниками ВЭД таможенных платежах в РТУ. Для предприятий и организаций федерального значения (крупных плательщиков таможенных платежей) лицевые счета ведутся в ФТС России, для остальных – в РТУ, таможнях и таможенных постах. Информация выписок передается до уровня таможенного органа, ведущего учет и контроль движения средств по данному участнику ВЭД.

В таможне (таможенном посту) суммы поступивших средств учитываются по кредиту (приход) лицевого счета участника ВЭД. Факты и суммы использования поступивших средств (оформление ГТД, уплата пеней, штрафов и др.) – в дебете (расход) этого счета. Расходуемые средства перечисляются в бюджет. Для этих целей таможенным органом ежедневно формируется реестр о перечислении средств в бюджет, который в электронном виде передается в вышестоящий таможенный орган. В РТУ сформированные таможенными органами реестры суммируются и формируется общий реестр на перечисление средств со счета в бюджет.

ФТС принимает электронные реестры из РТУ и по их итогам ежедневно осуществляет перечисление средств в Федеральный бюджет. Автоматизированная система учета и контроля таможенных платежей имеет огромное государственное значение: 1/3 доходной части бюджета составляют таможенные платежи. Таких высоких показателей нет ни в одной развитой стране мира.

Для обеспечения уровня собираемости таможенных платежей в автоматизированной системе «Таможенные платежи» разработаны программные средства по следующим направлениям:

- контроль правильности начисления таможенных платежей и их уплаты участниками ВЭД;

- контроль и анализ  процесса перечисления таможенных  платежей со счетов таможенных  органов в госбюджет;

- контроль и учет исполнения  участниками ВЭД соглашений и  графиков погашения задолженностей  по уплате таможенных платежей;

- анализ деятельности  таможенных органов по взиманию  таможенных платежей;

- анализ структуры и  динамики товаропотоков с целью определения плановых показателей по взиманию таможенных платежей;

- анализ результатов применения  системы льгот по уплате таможенных  платежей;

- контроль деятельности  таможенных органов по предоставлению  льгот по уплате таможенных  платежей;

- контроль и анализ деятельности крупных плательщиков таможенных платежей;

- контроль и анализ  ввоза-вывоза подакцизных товаров  и использования марок акцизного  сбора;

- контроль деятельности  банков-гарантов;

- контроль взимания платежей  в неторговом обороте.

Программные средства разработаны для уровней ФТС (в среде Oracle), РТУ, таможен и таможенных постов (Clipper, Visual Foxpro).

 

База данных ФТС России и отчеты, представленные в Банк России, используются для составления платежного баланса Российской Федерации.

В качестве программных средств используются следующие системы.

Комплекс программных средств ТБСВК (для ГНИВЦ и ФТС России).

АРМ Банк – для установки в уполномоченном банке. Имеются две реализации АРМ Банк:

  • для СУБД MS SQL Server, клиентская часть разработана с использованием Visual Basic;
  • для работы с dbf-файлами, программа разработана в системе программирования Clipper.

 

Таможенными брокерами и декларантами осуществляется большой объем работ по подготовке документов и их электронных копий для целей таможенного оформления. Эффективность работы должностных лиц таможенных органов тесно связана с качеством документов, подготавливаемых брокерами и декларантами.

Таможенные брокеры и декларанты представляют услуги по широкому спектру внешнеэкономической деятельности:

  • комплексное таможенное оформление;
  • экспертиза внешнеэкономических контрактов;
  • услуги по сертификации и лицензированию;
  • оптимизация логистической работы (транспортировка и хранение товаров);
  • юридические консультации и помощь в сложных вопросах, связанных с таможенным оформлением и др.

В своей работе брокеры используют специализированные программные средства, автоматизирующие функции:

- ввода, ведения и хранения  справочных баз данных;

- ввода и контроля показателей  ГТД, ДТС, КТС;

- загрузки и  обработки  файлов со  справочными  данными и данными ГТД, ДТС, КТС, карточек транспортных средств;

- проведения расчетов  таможенных платежей;

- формирования паспортов  транспортных средств;

- передачи электронных  копий грузовых таможенных деклараций  в таможенный орган;

- формирования отчетности, представляемой брокером в таможенный орган.

Одним из самых распространенных является программное средство АРМ Брокер (разработчик Контакт-Софт). Преимуществом использования данного средства является то, что оно полностью совместимо с основными программными средствами таможенного оформления (АРМ ТИ и АСТО).

Перспективные направления развития ЕАИС

 

Развитие ЕАИС таможенной службы ведется в нескольких направлениях. Необходимость развития и модернизации ЕАИС диктуется рядом требований, в том числе политическими, экономическими, техническими и т.д. Рассмотрим некоторые из основных направлений.

 

Одно из направлений связано с совершенствованием системы электронного декларирования.  На основании таможенного кодекса Российской Федерации «декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей»5. В составе ЕАИС проводятся работы по реализации и внедрению технологии электронного декларирования.

Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются с использованием автоматизированной информационной системы обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах, состоящей из подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа.

Декларант после представления таможенному органу товаров и транспортных средств в сроки, установленные таможенным законодательством Российской Федерации, формирует с использованием подсистемы декларанта ГТДэ и сведения о товарах и транспортных средствах (СТТ) в электронной форме, подписывает их электронной цифровой подписью (ЭЦП) и передает в узел обработки информации таможенного органа. Документы на бумажном носителе не представляются. В узле обработки информации таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия ГТДэ определенным ФТС России структуре и формату данных, в результате которого ГТДэ принимается либо не принимается для дальнейшей обработки.

В случае успешного прохождения ФЛК узел обработки информации таможенного органа регистрирует ГТДэ и СТТ с присвоением уникального номера, после чего ГТДэ передается в формате штатных программных средств в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. Для декларанта формируется сообщение, содержащее указанный номер, либо перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.

 

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством автоматизированной системы таможенного оформления осуществляет прием, регистрацию и проверку ГТДэ. Таможенный контроль заявляемых сведений осуществляется в общеустановленном порядке. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления и таможенного контроля вносятся в соответствующие служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ГТДэ.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки ГТДэ и СТТ принимает решение о необходимости и форме таможенного досмотра товаров, а также о необходимости представления дополнительных СТТ. Принятое решение о необходимости представления дополнительных СТТ либо бумажных экземпляров документов доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом подтверждает выпуск товаров ЭЦП (должностного лица), распечатывает ГТДэ на бланке грузовой таможенной декларации, проставляет в графе "Д" основного листа и графах "С" добавочных листов оттиски штампа "Выпуск разрешен", в графе "С" основного листа запись "Электронное декларирование" и заверяет их подписью и личной номерной печатью.

Основное отличие технологии электронного декларирования в том, что ГТД и другие сведения представляются в таможенный орган только в электронном виде. Копия ГТД на бумажном носителе появляется после окончания таможенного оформления и таможенного контроля. Эффект от внедрения технологии электронного декларирования достигается за счет:

  • уменьшения времени, необходимого для передачи ГТД и др.сведений в таможенный орган;
  • снижения трудоемкости процесса таможенного оформления и таможенного контроля в связи с отсутствием отдельных операций и более широкими возможностями автоматизации остальных этапов и операций (например, исключается операция сопоставления бумажной и электронной копий документов);
  • возможности параллельной работы нескольких таможенных инспекторов с ГТД и др.

Эксперимент по внедрению технологии электронного декларирования начался в конце 2002 года в Тольяттинской и Московской южной таможнях. В 2002 году было оформлено 9 ГТД с применением электронного декларирования, в течение I – III кварталов 2003 – 550. ФТС России планирует существенно расширить круг таможенных органов и декларантов, имеющих возможность применения электронного декларирования, и дать участникам внешнеэкономической деятельности реальную возможность выбора формы представления сведений в таможенные органы.

 

ЕАИС таможенной службы постоянно находится в процессе модернизации и реинжиниринга в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с:

  • постоянно изменяющейся нормативно-методической базой;
  • возрастающим количеством задач и объемом обрабатываемых информационных массивов;
  • существующим современным уровнем технических средств, программного обеспечения и технологий.

Реинжиниринг предполагает реализацию всех указанных требований в новых или модернизируемых программных средствах ЕАИС.

Одним из приоритетных направлений информационно-технической политики ФТС России является формирование единого информационного пространства на таможенной территории Российской Федерации. В этом направлении разрабатываются программные средства, позволяющие перейти к использованию технологий «клиент-сервер», Web-технологий взамен обособленных (локальных) рабочих мест и технологий «файл-сервер».

С использованием Web-технологий реализованы:

  • система оперативного мониторинга процессов таможенного оформления и таможенного контроля;
  • автоматизированная информационная система по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
  • информационно-справочная система центрального аппарата ФТС России на основе Intranet-сервера.

Внедрение Web-технологий позволяет в режиме реального времени использовать информационные массивы ГНИВЦ, ФТС, других министерств и ведомств для решения задач таможенных органов. К сожалению, возможности по использованию Web-технологий таможенными органами в настоящее время существенно ограничены, и для получения необходимых данных формируются официальные запросы, которые исполняются в течение длительного времени.

Формирование единого информационного пространства предполагает расширение состава информационных объектов и субъектов ЕАИС, использование различных информационных массивов не только федеральных и местных законодательных, судебных и исполнительных органов, но и баз данных и информационных систем предприятий и организаций. В свою очередь возможна организация доступа к информационным массивам таможенных органов заинтересованным лицам в рамках их полномочий и с соблюдением мер безопасности и конфиденциальности.

Для целей информирования заинтересованных лиц создан официальный WEB-сервер ФТС России www.customs.ru. На сервере можно получить некоторые официальные данные таможенной статистики, последние нормативно-методические документы, списки (реестры) лиц, имеющих право заниматься «околотаможенной» деятельностью, общедоступные классификационные решения и др. сведения. Структура и состав данных на сервере постоянно расширяются. Планируется также внедрение других форм и систем информационного взаимодействия с заинтересованными лицами.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации