Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ понятия и правовых отношений брака и семьи Сине Ману в Древнем Риме.
Задачи:
1. дать понятие и рассмотреть виды, а также порядок заключения брака;
2. рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
3. рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
Глава I Становление гражданского права
§ 1.1история гражданского права ……………………………………..4
§ 1.2 история развития гражданского права в России ……………….6
§ 1.3 источники гражданского права …………………………………7
Глава II характеристика гражданского права в 18 веке.
§ 2.1 гражданское право в первой четверти 18 в…………………....9
§ 2.2 право собственности……………………………………………15
§ 2.3 семейное право………………………………………………….17
§ 2.4 наследственное право …………………………………………..19
§ 2.5 обязательственное право………………………………………..20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………..22
Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ……….23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 240.28 Кб (Скачать файл)

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного  в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

Общая характеристика римского брака.

История римского семейного  права знает два вида брака, совершавшегося в различных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные  и личные отношения супругов и  даже неодинаковое правовое положение  матери в отношении детей, и прекращавшегося  в разном порядке. Первым видом был  брак cum manu, брак, устанавливавший власть, мужа над женой. Вступление в такой  брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то, вступив в брак cum manu, она  становилась persona alieni iuris. Если до брака  она была in potestate своего отца и агнаткой его и всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала  под manus мужа или его paterfamilias, если муж  был in patria potestate, и, став юридически чужой  своей старой семье, становилась  членом агнатической семьи мужа.

Второй вид брака - это  брак sine manu, не порождавший власти мужа над женой и первоначально  не устанавливавший вообще юридической  связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим  детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком она  была до вступления в брак; только со старой семьей связывает ее агнатическая связь.

Когда и как стал прокладывать себе путь этот свободный брак, в  котором жена была не только свободна от власти мужа, но и вообще стояла в  юридическом смысле вне семьи  мужа? Когда и как была пробита  эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном  здании власти paterfamilias?

Точный ответ на этот вопрос дать невозможно. Несомненно одно: было время, когда manus и брак совпадали, всякий брак был браком cum manu. Еще в III в. н.э. Модестин определял брак, как

coniunctio maris et feminae, consortium omnis vitae, divini et humani iuris communicatio (D. 23.2.1). - союз мужа и  жены, объединение всей жизни,  общение в праве божеском и  человеческом.

Между тем справедливо  замечено, что это определение  соответствует только браку cum manu, ибо  в браке sine manu не было divini et humani iuris communcatio: чужая агнатической семье мужа, жена не участвовала в религиозном  культе этой семьи, не связывали ее с мужем и никакие связи  светского права. Однако память о  браке cum manu была, по-видимому, настолько  яркой, что Модестин включил divini et humani iuris communicatio в число признаков всякого  брака.

Живучесть брака cum manu подтверждается и тем, что наименование materfamilias, которое в более позднее время  давалось всем состоявшим в браке  женщинам (D. 50.16.46.1), еще во времена  Цицерона, по собственному его свидетельству, давалось только женщинам, состоявшим в браке cum manu. С другой стороны  поэт Энний (II в. до н.э.) упоминает о  расторжении отцом брака sine manu своей  подвластной дочери. Таким образом  можно думать, что во второй половине II в. до н.э. брак sine manu был уже привычным  явлением.

Однако существование  брака sine manu можно усмотреть и  во времена гораздо более древние. Еще законы XII таблиц допускали установление manus путем своеобразной "приобретательной давности" - истечением года непрерывной  совместной жизни с женой. Возможно, однако, что истечение года превращало в этих случаях фактическое сожительство в iustum matrimonium, а потому сообщало и manus. Но нельзя не указать и еще на одно постановление законов XII таблиц, подтверждающее существование в  момент их издания брака sine manu: женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, может предупредить возникновение manus посредством так  называемой usurpatio trinoctii - покинув на три ночи дом мужа, она прерывает "давность", в силу которой возникла бы по истечении года manus mariti. Можно  сделать вывод, что, ежегодно повторяя usurpatio trinoctii, жена может превратить брак на все время его существования в брак sine manu. Все указанное позволяет сказать, что признание брака sine manu находит себе выражение уже в законах XII таблиц.

Но какие социальные предпосылки  определили возникновение брака sine manu? Понятно, что если нет уверенности  в моменте его появления, то еще  труднее объяснить это появление  по существу. Возможно, что первоначально  это была некоторая юридически неполноценная  разновидность брака между патрициями и плебеями, между которыми ius conibii было признано лишь после издания  законов XII таблиц законом Canuleia 445 г. до н.э. Может быть, это была исконная форма плебейского брака, впоследствии усвоенная также и патрициями. Как бы то ни было, в эпоху классических юристов брак cum manu - уже исторический пережиток.

Создавая совершенно различный  строй отношений между мужем  и женой, брак cum manu и брак sine manu резко  отличались один от другого и в  порядке заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт  формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых  отношениях между мужем и женой), но для того,чтобы эти последствия  возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии  согласия брачующихся, а при соответствующих  условиях также и лиц, осуществлявших над ними patria potestas. Заключение брака sine manu было актом неформальным.

Понятно, что глубоко различен был и порядок прекращения  того и другого брака: в браке cum manu, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, "отторжением" жены от мужа. Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов (divortium), но и  односторонним волеизъявлением  как мужа, так и жены (repudium).

Основные начала брака sine manu и, в частности, свобода развода  сказались, однако, целым рядом отрицательных  последствий на жизни римского общества в последние годы республики и  в начале принципата. Огромный рост богатств одних общественных кругов при обнищании других и резкое падение нравов сильно расшатали  семейную жизнь. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений  и злоупотребления свободой развода, нередко с чисто спекулятивными целями, стимулировать вступление в  брак и деторождение. Август внес ряд  значительных изменений в действовавшее  до того семейное право.

Lex lulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установила уголовную ответственность  за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только  виновных, но и попустителей, к  числу которых относились отец  и муж виновной жены, не возбудившие  против нее обвинения.

Карая adulterium, Август изъял  от наказания внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был воспрещен  законом, как, например, браки между  лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения и  если ни одна из сторон не состояла в  законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как inaequale coniugium, неполноценный брак. Дети от такого сожительства, liberi naturales, в отличие  от других рожденных вне брака  детей (vulgo concepti) наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен порядок их узаконения и т.п. яд прав был признан и  за конкубиной. В то же время lex Iulia de maritandis ordinibus, изданная либо также в 18 г. до н.э., либо в 4 г. н.э., и дополнившая  его lex Papia Poppea 9 г. н.э. (оба эти закона обыкновенно объединяются юристами под единым названием lex lulia et Papia Poppea) установили для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах: не состоящие в браке (соеlibes), не могут получать имущества по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные (orbi) могут получать только половину того, что им завещано.

При этом понятие бездетности  является условным и различным для  мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина - только если у нее трое, а у вольноотпущенниц даже четверо  детей. Женщины, удовлетворяющие этим требованиям, имеющие так называемое ius trium liberorum, помимо неограниченного  права получать по завещаниям, пользуются и рядом других преимуществ. Все  то, чего не могут получить по завещанию  лица, не состоящие в браке, или  бездетные, объявляется caducum и обращается в пользу других лиц, назначенных  в том же завещании, или в пользу казны. Все эти постановления, не сыгравшие никакой положительной  роли в истории римского брака, просуществовали, однако, до начала IV в. н.э., когда и  были отменены.

Эти и некоторые другие меры (см. п. 139) не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого  союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

137. Заключение брака.

Совершению брака обыкновенно  предшествовало обручение (sponsalia). В  древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без  участия брачующихся. Позднее обручение  совершали жених и невеста  с согласия patresfamilias обоих. Обручение  совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной - patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой - обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время  может быть в форме односторонней  стипуляции, по которой только patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением. В более позднее время допускалось, повидимому, совершение обручения и  путем неформального соглашения.

В древнейшее время нарушение sponsalia давало другой стороне право  потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение sponsalia влекло за собою только infamia и  ограничение права выступать  в суде в качестве представителя  чужих интересов. В период империи  было установлено, что сторона, без  серьезных оснований нарушившая sponsalia, теряла право на возвращение  сделанных ею по случаю обручения  подарков (arrhae sponsaliciae, donatio ante nuptias); другой стороне сделанные ею подарки  возвращались. В законодательстве IV в. утрата права на возвращение donatio ante nuptias была связана с христианским обычаем предбрачного поцелуя (osculum): в случае смерти жениха osculo interveniente невеста или ее наследники сохраняли  половину предбрачных подарков.

138. Способы установления manus.

Древнейшее римское право  знало три способа совершения брака или точнее три способа  установления manus, неразрывная в  то время с браком: a) confarreatio, б) coemptio, в) usus.

(1) Confarreatio, которую ряд историков считает патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов - pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного per confarreationem, и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.

(2) Coemptio является светской и, как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта "воображаемая" покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи - а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда,слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое дает этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coemptio представляется так:

В присутствии пяти свидетелей и весовщика, libripens, которые участвовали  во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: an tu mihi materfamilias esse velis и, получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий ее вопрос, также заданный в точно определенных словах. Ответ невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12. 27). Затем  жених произносил слова, установленные  для совершения всякой купли путем mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком.

(3) Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений. Из этих трех форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus еще существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23 г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus, Annales. 4. 16). Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжаласуществовать до падения язычества.

Coemptio, видимо, существовала  еще во времена Гая (1.113.114). Менее  достоверно, чтобы ее считали  действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания  о ней Папиниана и Павла  (Жирар). Параллельно с отмиранием  или ослаблением роли старых  форм заключения брака шел  процесс утверждения неформального  совершения брака путем простого  соглашении брачующихся (consensus facit nuptias - брак совершается соглашением) (D. 35.1.15), за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum mariti. Поэтому Павел и указывал: vir absens uxorem nubere potest, femina absens nubere non potest (Sent. 2.19.8).

139. Условия вступления в брак.

Для совершения брака с  соответствующими правовыми последствиями  надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли  определенным условиям.

Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии  для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие  которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими  к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был  установлен в 14 лет для мужчин и  в 12 лет для женщин.

Информация о работе Брак сum manu и sine manu :сравнительная характеристика