Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Целью работы является комплексное научное исследование вопросов теории и практики досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации и разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности.
Для достижения названной цели решены следующие задачи:
1. сформулировать определение понятия и функции досрочных трудовых пенсий по старости;
2. выявить условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;
3. исследовать и выявить особенности определения размеров досрочных трудовых пенсий по старости, их назначения, перерасчета и корректировки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА I Понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды………………………………...6
1.1 Понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды………………………………...6
1.2 Классификация досрочных трудовых пенсий
по старости по условиям труда………………………………………….13
ГЛАВА II Правовое регулирование досрочного
пенсионного обеспечения по условиям труда………………………….14
2.1 Условия назначения досрочных трудовых пенсий
по старости ……………………………………………………………….14
2.2 Определение размера пенсии………………………………………..34
2.3 Назначение и выплата пенсии………………………………….…….43
2.4 Перерасчет и индексация пенсии …………………………………...53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
Пункт 7 Правил воспроизводит старую норму исчисления периодов работ в полевых условиях при досрочном назначении пенсии: работа, длившаяся 6 месяцев и более, считается за один год, менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
На практике нередко возникали затруднения при включении в льготный стаж работы, выполняемой вахтовым методом. Вахтовый метод - это форма организации трудового процесса вне места постоянного места жительства работника. В течение непосредственного "несения вахты" невозможно ежедневное возвращение домой работника.29
Правила (п. 8) установили порядок зачета в специальный стаж периода работы вахтовым методом. В него включаются время выполнения работ, междусменный отдых в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до работы и обратно, междувахтовый отдых. В общей сложности продолжительность рабочего времени при вахтовом способе не должна превысить нормальное количество рабочих часов, установленных Трудовым Кодексом РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ.30
В специальный стаж засчитываются следующие периоды: перевод работника с работы с особыми условиями труда на иную работу по производственной необходимости на срок не более 1 месяца; срок испытания на работе, дающей право на досрочную пенсию независимо от того, выдержал ли его работник; работа, на которую переведена на основании медицинского заключения беременная женщина, приравнивается к предшествующей работе.
В специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, ежегодно оплачиваемые отпуска. К ним относятся и дополнительные отпуска, предоставляемые работникам: занятым во вредных и опасных производствах, имеющим особый характер работ, с ненормированным рабочим днем, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Другие отпуска, в том числе и предоставляемые на законных основаниях, например, для сдачи вступительных экзаменов в учебные заведения либо учебные отпуска для экзаменов в период сессии студентам вузов и т.п., в льготный стаж не засчитываются.31
Однако
в Челябинской области
Согласно постановления Президиума Челябинского областного суда по делу №44г-214/2005 основанием для такого вывода является рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974 №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» в которой предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться в периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и другие, вытекающие из трудовых, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21). 32
В данном случае считаю, что позиция суда является социально оправданной, так как периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках являются социально значимыми и необходимо внести соответствующие поправки в действующее пенсионное законодательство
Кроме того, следует отметить значительное расхождение судебной практики и практики ПФР в вопросе включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Ранее мнение судебных органов и ПФР по данному вопросу совпадали и сводились к тому, что в специальный стаж надлежит включать периоды отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в периоды до 06.10.1992. Нормативным обоснованием такого вывода являлись нормы КЗоТа33, а в частности Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», при вступлении в действие которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Однако 26.12.2005 Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу №46-В05-48 было вынесено определение, которое полностью изменило практику по данному вопросу. По мнению суда подлежит включения в специальный стаж периоды не только отпуска до полутора лет, но и до трех лет, если он имеет место в период с 01.12.1989 по 06.10.1992. Нормативным обоснованием такого вывода являются нормы постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 №67734, пункт 2 которого предусматривал, что с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности.
В Законе №173-ФЗ от 17.12.2001 нет нормы, аналогичной ст. 13 Закона о государственных пенсиях35, согласно которой при определении права на пенсию производилось суммирование разных работ, например, при назначении пенсии по Списку N 2 учитывались более вредные и тяжелые работы, включенные в Список N 1.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 решают эту важную проблему, не отрегулированную Законом о трудовых пенсиях.36
По ранее действовавшему закону о государственных пенсиях при назначении льготных пенсий по старости производилось в установленном порядке суммирование различных работ, каждая из которых давала право на пенсию ранее достижения пенсионного возраста.
Осталось неясным, как, например, следует поступить, если работник был занят в течение различных периодов на работах по Списку N 1 и по Списку N 2 и в общей сложности у него набирается достаточно стажа для установления пенсии по Списку N 2.
Правительство РФ в рамках предоставленных законом полномочий устранило этот пробел.
В указанных
Правилах перечислены виды деятельности,
которые суммируются при
Пункт 3 Правил37 регламентирует порядок такого суммирования. В его основу положен ранее действовавший принцип: работа, предоставляющая более весомые льготы по возрасту и страховому стажу, приплюсовывается к работе с меньшими льготами. Естественно, при этом досрочная пенсия назначается по основаниям, дающим право на меньшие льготы.
Пример. Женщина проработала ткачихой на текстильной фабрике 16 лет, кроме того, она 3 года была занята на работах по Списку N 2 и 2 года - по Списку N 1. Для назначения пенсии по Спискам N 1 и N 2 ей не хватает специального стажа.
В соответствии с законом женщинам, проработавшим не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (к ним относятся ткачихи), пенсия по старости назначается с 50 лет.
В данном случае в "текстильный стаж" будут присоединены работы по Списку N 1 и N 2. В результате специального стажа окажется достаточно - более 20 лет, и пенсия будет назначена как текстильщице.
В отношении лиц, не выработавших требуемый специальный трудовой стаж установленной продолжительности по Списку № 1, предусмотрена возможность получения досрочной пенсии при неполном специальном стаже на таких работах, но в более позднем возрасте. (Льгота введена была по следующим причинам. Многие граждане, не доработавшие, например, 1 — 2 мес. до требуемой продолжительности специального стажа, лишались права на досрочную пенсию за работу в особых условиях труда.) Теперь применяется следующее правило. Лицам, имеющим не менее половины стажа на указанных работах, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) на один год за каждый полный год такой работы. Таким образом, досрочная пенсия по старости в связи с указанной работой назначается, например, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, при наличии 8 лет специального стажа в возрасте 52 лет (ч. 2, пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).38
Пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда назначаются мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет при стаже работы с тяжелыми условиями труда соответственно: мужчинам — не менее 12 лет 6 мес., женщинам — не менее 10 лет, имеющим соответственно страховой стаж: мужчины — 25 лет, женщины — 20 лет (ч. 1, пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001).
При недостаточности требуемого стажа такой работы может быть назначена пенсия в более позднем возрасте — при условии наличия не менее половины специального стажа. В таком случае общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на один год за каждые 2 года и 6 мес. такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Например, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 25 лет, при наличии специального стажа не менее 7 лет 6 мес. такая пенсия будет назначена в возрасте 57 лет. Женщинам, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, при наличии специального стажа (по Списку № 2) не менее 6 лет 3 мес. досрочная пенсия назначается в возрасте 52 лет (ч. 2, пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).
Право
на пенсию в связи с особыми
условиями труда имеют
В п. 4 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 N 459 воспроизведено существовавшее непреложное требование зачета в льготный стаж периодов постоянной занятости на соответствующих работах в течение полного рабочего дня. В разъяснении Минтруда России от 22.05.96 N 5 раскрывается понятие полного рабочего дня в целях льготного пенсионного обеспечения. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ, предусмотренных соответствующими Списками (Перечнями), не менее 80% рабочего времени. В это время входит осуществление подготовительных и вспомогательных операций. При этом 80% рабочего времени определяются исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100 % учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ, и зафиксированная в Правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных нормативных актах организации.
Требование о необходимости выполнения льготной работы в течение полного рабочего дня является обязательным и практически всеобъемлющим. Льготная работа засчитывается в стаж в календарном порядке. Но из этого правила есть изъятия. По фактически отработанному времени исчисляется работа, которая выполнялась в режиме полного рабочего дня, но не полной рабочей недели в связи с сокращением объема производства (кроме летного состава), при этом минимальной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда.39 Так же по фактической продолжительности могут учитываться периоды работ, которые по технологии и уровням организации труда не могут выполняться постоянно. Эти работы либо предусмотрены непосредственно Списками, либо определяются Минтрудом России по согласованию с ПФР (п. 6 Правил).
При
фактическом учете
Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 будет иметь не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии будут устанавливаться по правилам и нормам обязательной профессиональной системы в соответствии с соответствующим федеральным законом. Это, можно сказать, временные, умирающие правила, они в перспективе прекратят свое действие.
Данный
пункт в настоящее время
Также необходимо отметить, что переход к такому виду досрочного пенсионного обеспечения возможен лишь при условии финансовой стабильности предприятий, которые согласно проекта Пенсионного фонда России о профессиональной пенсионной системе должны будут оплачивать (в 100% размере) все затраты по страхованию досрочных профессиональных пенсии на 5 лет (и менее) раньше обычного времени, и оплачивать частично (до 50% размера) все затраты на страхование досрочных государственных пенсий на 10 лет (и более) раньше обычного времени41.
На данном этапе профессиональные пенсионные системы могут породить безработицу лишение работников заслуженное право на досрочное пенсионное обеспечение.
На
основании вышеизложенного
2.2. Определение размера пенсии.
Действующее законодательство не содержит специальных норм, в соответствии с которыми производится расчет пенсии лицам, оформляющим пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер досрочных трудовых пенсии по старости в связи с особыми условиями труда рассчитывается по правилам начисления пенсии на общих основаниях и регламентируются статьями 14, 30 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»42.
Информация о работе Досрочные трудовые пенсии по старости по условиям труда