Институт федерализма: политико-правовые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Изучение и анализ проблем федерализма в России представляет собой важнейшее направление как политической, так и юридической наук, связанных с решением комплекса крупных по своему масштабу задач укрепления конституционного строя.

Вложенные файлы: 1 файл

институт федер-ма.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Сложное Российское государство (общество) до 1918 года никогда не было федеративным. Однако федерализм был в генах российского государственного организма, которые нет-нет да давали о себе знать в форме автономного Касимовского ханства, самоуправляющейся Польши и Финляндии, кантонного управления в Башкирском крае, способах формировании империи.

В результате многовекового развития России, в 1918 году  государство оформляется в федеративную форму устройства, однако советский опыт федерализма, из-за невероятного искажения идеи, на практике вновь привёл к торжеству централизованного начала. Тем не менее, федерализм немыслимый вне идеи демократии и правового государства, с распадом Советского Союза, вновь стал одним из основных проблем государственного и общественного развития.

Диалектическая борьба унитаризма и федерализма привела к осознанию примата демократических ценностей, венцом которого в таком сложном многонациональном обществе и крупном в территориальном плане государстве, как России, стало его федеративное устройство.

Россия, собранная в начале 1990-гг. на основе договорного начала, получила новый шанс на существование. Однако не удалось ещё в полном объёме сформировать механизм института федерализма.

Для новейшего периода истории человечества федерализм становится не только оплотом территориальной демократии, на него возлагается решение сложного национального вопроса. В этом смысле федерализм становится серьёзной альтернативной этносепаратизму. Большой гуманистический потенциал учения состоит, прежде всего, в том, что он представляет собой форму социального компромисса, способного предотвратить социальные катаклизмы.

В то же время обнадёживает тенденция отхода от унитаристического понимания судьбы Российской Федерации, о чём свидетельствует подписание Договора с Республикой Татарстан 2007 г. Таким образом, в результате эволюционного развития происходит становление института федерализма в российских условиях.

Методологически, федерализм, с одной стороны, может выступать как способ, с помощью которого изучается предмет политико-правовой науки, с другой – федерализм имеет широкую мировоззренческую интерпретацию, определяя не только формальные рамки взаимодействия государственной власти и гражданского общества, но и являясь ориентиром в развитии всего общества, проводником идей демократии и правового государства, формировать особое федералистское правосознание, как необходимое условие построения федеративного государства в российских условиях.

Весьма дискуссионной в литературе является вопрос о модели современного института федерализма. Как правило, в федеративном государстве отражается несколько моделей федерализма. Так и российская конструкция института федерализма вмещает в себя такие модели как законодательная, центристская, конституционно-договорная и прочие, каждая из которых имеет свои проявления. По мнению диссертанта, в современной России функционирует конституционно-договорная модель, с явным приоритетом Конституции Российской Федерации.

В результате исследования диссертант приходит к выводу, что основу федеративного устройства в современных условиях должны составлять не только отношения между Российской Федерацией её субъектами, но сложные социальные отношения в сфере местной власти, политико-правовые отношения национально-культурных автономий.

Эффективность формирования института федерализма на современном этапе развития российской государственности будет зависеть от формирования политики, основанной на идее социального и межэтнического компромисса, планомерной и взвешенной интеграции России в глобальное политическое пространство. Роль научной мысли в этом сложном процессе будет проявляться в том, что современная политология должна вырабатывать подлинно деидеологизированные идеи оптимизации сложной российской государственности.

Результаты научных изысканий при этом не должны будут зависеть от политической конъюнктуры, стремления некоторых научных деятелей оправдать местничество «научными» методами, а также поисков мнимых преимуществ унитаризма и централизма.

Развитие института федерализма в Российских условиях должно привести к возникновению особого федералистского правосознания, как части института федерализма, особенностью которого должно стать понимание федерализма как ценности и условия существования Российской цивилизации, формирование политической установки личности на федералистский патриотизм и чувство Родины, вне зависимости от того, где родился гражданин России  – в Республике Башкортостан или Калиниградской области. Причём составляющим патриотизма должно стать чувство гордости и ответственности за всё многообразие России в его единстве.

Вопрос о том будет ли в России реально действовать институт федерализма во многом будет зависеть как ни парадоксально это звучит, от неполитизированности политической науки, научной разработанности идеи социального и межэтнического компромисса, как единственно возможного метода разрешения сложного клубка внутригосударственных и межнациональных проблем, а также воплощения соответствующих идей в жизнь практиками федерализма, выработки соответствующего механизма.

Эффективность построения в России федеративного государства невозможно без использования конструктивного опыта федерализма западных стран, укрепления интегративных связей в постсоветском политическом пространстве, а также планомерной интеграции в региональные (Евразийский регион) и  глобальные федералистские процессы.

Естественной потребностью реформирования российской государственности на современном этапе является построение модели реального федерализма, отвечающего историческим традициям и современному состоянию страны, позволяющей установить гармоничные отношения между субъектами Федерации и Федеральным центром на основе справедливого и демократичного разделения государственной власти, что отвечает требованиям строительства в России правового государства.

 

Основные положения диссертационного исследования отражены

в следующих научных публикациях автора:

 

I.  Монографии:

1.      Гайдук, В.В. Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федераций и ее субъектами // Гайдук В.В. – М.: Изд-во Палеотип, 2004. – 144 с. – 9 п.л.

2.      Гайдук, В.В. Федерализм, как конституционно-правовая основа российской государственности // Гайдук В.В. – Уфа: РИО БАГСУ, 2007. – 207 с. – 13 п.л.

3.      Гайдук, В.В. Институт федерализма: вопросы теории // Гайдук В.В. // М.: NOTE BENA, 2008. –  350 с. – 22 п.л.

 

П. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованы ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

4.      Гайдук, В.В. Налоговая система Башкортостана: правовые основы / Гайдук В.В., Багаев Г.В. // Экономика и управление. 1998. - № 1. - С. 29-33. – 0,3 п.л. (авторский объем – 0,1 п.л.).

5.      Гайдук В.В. Федерация и регионы: канадский опыт и российские реалии / Гайдук В.В., Лаврентьев С.Н. // Экономика и управление. – 2005. - № 3. – С. 14-18. – 0,3 п.л. (авторский объем – 0,2 п.л.).

6.      Гайдук В.В. Институт федерализма: понятие, сущность и методология / Гайдук В.В. // Право и политика, 2008. - № 4 (100). – 0,6 п.л.

7.      Гайдук, В.В. Понятие и роль этнического фактора в политико-правовых процессах / Гайдук В.В.// Этносоциум и межнациональная культура, 2008. - № 3. – 0,5 п.л.

8.      Гайдук, В.В. Есть ли будущее у двухуровневой правовой системы российского федерализма? / Гайдук В.В. // Государственная служба. 2008 - № 3. – 0,45 п.л.

9.      Гайдук, В.В. Формирование института федерализма в постсоветской России / Гайдук В.В. // Право и политика, 2008. - № 5 (101). – 0,5 п.л.

10. Гайдук, В.В. Договорные отношения в процессе становления института федерализма в постсоветской России / Гайдук В.В.// Этносоциум и межнациональная культура, 2008. - № 4. – 0,5 п.л.

11. Гайдук, В.В. Двухуровневая законодательная политика федеративного государства / Гайдук В.В. // Право и политика, 2008. - № 6 (102). – 0,5 п.л.

12. Гайдук, В.В. Конституционно-правовые основы образования новых субъектов Российской Федерации /Гайдук В.В. // Социально-гуманитарные знания. 2008. - № 8. - 0,6 п.л.

Ш. Научные статьи и разделы в монографиях:

13.       Гайдук, В.В. Российский федерализм и разделение государственной власти по вертикали / Гайдук В.В. // Проблемы становления и развития государственности Республики Башкортостан: коллективная монография. – Уфа: РИО БАГСУ, 2000. – С. 113-125 – 0,8 п.л.

14.       Гайдук, В.В. Регион и региональная государственная власть в Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан) / Гайдук В.В. // Проблемы государственного строительства и права. Ч. 2 / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. М.: Изд.центр РАГС, 2002.- С. 188-199. - 0,7 п.л.

15.       Гайдук, В.В. Совершенствование института федерализма в современных условиях: геополитический аспект / Гайдук В.В. // Политика и общество, 2008.- № 3 . – 0,4 п.л.

IV. Публикации в сборниках материалов научных конференций:

16.       Гайдук, В.В. Разделение властей – основа правового государства / Гайдук В.В. // Конституция Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан в действии: материалы конференции, посвященной 4-й годовщине принятия Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, 9 декабря 1997 г., г. Уфа: РИО БАГСУ,  - Уфа, 1998. – С. 5-10. – 0,4 п.л.

17.       Гайдук, В.В. Конституционное регулирование межбюджетных отношений в Республике Башкортостан / Гайдук В.В. // Конституция Республики Башкортостан: история, теория, практика: материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 5-й годовщине принятия Конституции Республики Башкортостан, 22 декабря 1998 г., г. Уфа: РИО БАГСУ,  – Уфа, 1999.- С. 227-229. - 0,1 п.л.

18.       Гайдук, В.В. Федеративные основы разделения властей в Российской Федерации / Гайдук В.В. // «Студент и научно-технический прогресс»: Государство и  право: материалы ХХХVII Международной научной студенческой конференции  г. Новосибирск, СибГАС, 1999. – С. 3-4. - 0,1 п.л.

19.       Гайдук, В.В. Становление российского парламентаризма: региональный аспект / Гайдук В.В. // Становление парламентаризма в Республике Башкортостан: проблемы и решения: материалы V республиканских общественно-политических чтений, посвященных 9-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, 8 октября 1999 г., г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ, 1999. – С. 77-80. - 0,25 п.л.

20.       Гайдук, В.В. Местное самоуправление в структуре федеративного государства / Гайдук В.В., Лаврентьев С.Н. // Местная власть: материалы республиканской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования деятельности органов местной власти Республики Башкортостан», 12 ноября 1999 г.,  г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ, 2000. – С. 115-121. -0,4 п.л. (авторский объем – 0,2 п.л.)

21.       Гайдук, В.В. К демократическому федерализму – через договора центра и субъектов Федерации / Гайдук В.В., Лаврентьев С.Н. // Роль договорных отношений в формировании российского федеративного государства: история и современность: сборник научных статей. - Уфа: РИО БАГСУ, 2000. – 0,3 п.л. (авторский объем – 0,15 п.л.)

22.       Гайдук, В.В. Договорной принцип федерализма и опыт его реализации в Республике Башкортостан: история и современность / Гайдук В.В. // Республика Башкортостан в составе обновляющейся Российской Федерации: десять лет государственного развития: материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 10-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, 6 октября 2000 г., г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ, 2000. – С. 86-91. - 0,3 п.л.

23.       Гайдук, В.В. Конституционный процесс в Башкортостане: новый этап / Гайдук В.В., Лаврентьев С.Н. // Развитие конституционного законодательства в Республике Башкортостан: материалы республиканской научно-практической конференции, 19 декабря 2000 г., г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ, 2001. – С. 94-98. – 0,3 п.л. (авторский объем – 0,2 п.л.)

24.       Гайдук, В.В. Развитие российского  федерализма в контексте реформирования системы государственного управления / Гайдук В.В. // Развитие Республики Башкортостан в условиях укрепления российской государственности: материалы VII республиканских общественно-политических чтений, посвященных 11-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, 5 октября 2001 г., г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ, 2002. – С. 81-84. – 0,2 п.л.

25.       Гайдук, В.В. Современные проблемы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами / Гайдук В.В. // Вертикаль власти: оптимизация взаимодействия федерального, регионального и местного уровней властей в современной России: материалы IХ республиканских общественно-политических чтений, посвященных 12-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ, 2002. – С. 122-127. -0,4 п.л.

26.       Гайдук, В.В. Модель Башкортостана в развитии федеративных отношений / Гайдук В.В. // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Уфа: Информреклама, 2004. - С. 73 – 78. -0,4 п.л.

27.       Гайдук, В.В. Реформа системы государственного управления в России: федеративный аспект / Гайдук В.В., Загидуллин Р.И. // Конституционный строй Российской Федерации: закономерности и принципы развития: материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Конституции Российской Федерации, декабрь 2003 г.,  г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ, 2004. – С. 85 - 91. – 0,4 п.л. (авторский объем - 0,25 п.л.)

28.       Гайдук, В.В. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации в современных условиях / Гайдук В.В. // Конституционно-правовое развитие Республики Башкортостан в условиях реформы политической системы Российской Федерации: материалы республиканской научно-практической конференции, 22 декабря 2004 г., г. Уфа. – Уфа: РИО БАГСУ. – 2005. С. 38-44. - 0,4 п.л.

29.       Гайдук, В.В. Права субъектов Федерации во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти / Гайдук В.В. // Общие вопросы организации и взаимодействия органов власти Российской Федерации и ее субъектов: сборник научных статей международной российско-канадской конференции, 20-21 апреля 2005 г., г. Уфа: РИО БАГСУ, – 2005. – С. 94 - 101. - 0,5 п.л.

Информация о работе Институт федерализма: политико-правовые исследования