Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная  Дума должна была назначить Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная  Дума провела тайное голосование  раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое  большинство голосов не удалось  ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса  ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в  третий раз заслушали соискателей  на должность Уполномоченного. Большинство  в две трети голосов получил  только один кандидат - депутат Государственной  Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - "за", 29 - "против" и 3 -"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет  существующие средства защиты прав и  свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных  органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями  деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  являются:

рассмотрение жалоб и  обращений о нарушениях прав и  свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

анализ законодательства Российской Федерации в области  прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию  и приведению в соответствие с  общепризнанными принципами и нормами  международного права;

развитие международного сотрудничества в области прав человека;

правовое просвещение  по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

подготовка ежегодного доклада  о своей деятельности и направление  его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную  Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

выступления с докладами  на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового  нарушения прав и свобод граждан;

направление в Государственную  Думу специальных докладов по отдельным  вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

обращение в Государственную  Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию  фактов нарушения прав и свобод граждан  и о проведении парламентских  слушаний, участие в работе указанных  комиссий и проводимых слушаниях;

обращение в суды общей  юрисдикции и в Конституционный  Суд Российской Федерации для  защиты прав и свобод граждан;

принятие по собственной  инициативе соответствующих мер  в пределах своей компетенции  при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих  особое общественное значение или связанных  с необходимостью защиты интересов  лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

анализ правоприменительной  практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений  по ее совершенствованию;

информирование органов  государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением  прав и свобод граждан в Российской Федерации;

направление государственным  органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний  и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.

Кроме того, по отдельным  вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные  доклады. За 5 лет было подготовлено и направлено в перечисленные  органы 5 ежегодных и 8 специальных  докладов, посвященных тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражена деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предложен комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для  искоренения этих негативных явлений.

В соответствии с Федеральным  конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", с конституцией (уставом), законом  субъекта Российской Федерации может  учреждаться должность Уполномоченного  по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Учреждение института  Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать  решение по этому вопросу. В настоящее  время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в  Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях и др. В 23 субъектах  Российской Федерации учреждена  должность Уполномоченного по правам ребенка.

Институт Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  создан и действует, получил признание  европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

13 февраля 2004 года в  связи с истечением срока деятельности  на должности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации О.О. Миронова Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  федерации назначила на эту  должность Владимира Петровича  Лукина

Кандидатура В.П. Лукина была предложена Президентом России В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами. После назначения В.П. Лукин принес присягу на Конституции России и  поклялся защищать права человека и  гражданина, исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией России, российским законодательством.

17 февраля 2004 года Председатель  Государственной Думы ФС РФ  Борис Грызлов официально представил  Владимира Лукина сотрудникам  аппарата Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации.

Борис Грызлов подчеркнул, что кандидатура В.П. Лукина на эту  должность была поддержана депутатами Государственной Думы потому, что "он является высоко профессиональным дипломатом, авторитетным парламентарием, - сказал Грызлов, - его многолетняя деятельность показала, что Владимир Петрович глубоко  воспринимает проблемы других людей, он много сделал для становления  демократии в нашей стране, отстаивая  либеральные ценности. После назначения на эту должность у него открывается  возможность полностью посвятить  себя этим гуманным целям".

Владимир Лукин, обращаясь  к сотрудникам аппарата, прежде всего, отметил заслуги своих предшественников, первых омбудсменов России - Сергея Ковалева и Олега Миронова, которые  многое сделали для становления  института Уполномоченного.

Подчеркнув независимость  института Уполномоченного, он выразил  надежду, что поддержка Президента страны и Государственной Думы РФ будет способствовать координации  работы органов государственной  власти и федерального Уполномоченного по защите прав и свобод граждан России. "Базой для этой работы является Конституция Российской Федерации и наша задача - приблизить ее к реальной жизни", - сказал Владимир Лукин.

18 февраля 2009 года Постановлением  Государственной Думы ФС РФ  за № 1729-5 ГД Лукин Владимир  Петрович назначен на должность  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации на  второй пятилетний срок.

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную  Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

 

В соответствии с действующим  законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию  их работы в данной области, указывает  на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с  действием или бездействием тех  или иных органов и должностных  лиц, содействует реализации прав граждан  перед лицом бюрократических  структур.

    Основными направлениями  деятельности Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации являются:

    -рассмотрение  жалоб и обращений о нарушениях  прав и свобод человека и  гражданина, принятие мер по их  восстановлению;

    -анализ законодательства  Российской Федерации в области  прав человека и гражданина, подготовка  рекомендаций по его совершенствованию  и приведению в соответствие  с общепризнанными принципами  и нормами международного права;

    -развитие международного  сотрудничества в области прав  человека;

    -правовое просвещение  по вопросам прав и свобод  человека, форм и методов их  защиты;

    -подготовка ежегодного  доклада о деятельности и направление  его Президенту Российской Федерации,  в Совет Федерации и Государственную  Думу, Правительство Российской  Федерации, Конституционный Суд  Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

    -выступления с  докладами на заседаниях Государственной  Думы в случаях грубого или  массового нарушения прав и  свобод граждан;

    -направление в  Государственную Думу специальных  докладов по отдельным вопросам  соблюдения прав и свобод граждан  в Российской Федерации;

    -обращение в  Государственную Думу с предложениями  о создании парламентских комиссий  по расследованию фактов нарушения  прав и свобод граждан и  о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных  комиссий и проводимых слушаниях;

    -обращение в  суды общей юрисдикции и в  Конституционный Суд Российской  Федерации для защиты прав  и свобод граждан;

    -принятие по  собственной инициативе соответствующих  мер в пределах своей компетенции  при наличии информации о массовых  или грубых нарушениях прав  и свобод граждан либо в  случаях, имеющих особое общественное  значение или связанных с необходимостью  защиты интересов лиц, не способных  самостоятельно использовать правовые  средства защиты;

    -анализ правоприменительной  практики в области прав человека  и гражданина и выработка предложений  по ее совершенствованию;

    -информирование  органов государственной власти  и общественности о положении  дел с соблюдением прав и  свобод граждан в Российской  Федерации;

    -направление государственным  органам, органам местного самоуправления  и должностным лицам замечаний  и предложений общего характера,  относящихся к обеспечению прав  и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных  процедур.

    Помимо прямо  предусмотренных Федеральным конституционным  законом основных направлений  деятельности Уполномоченного, возникают  и другие задачи, тесно связанные  с осуществлением его полномочий  в рамках установленной законом  компетенции.

    Уполномоченный  информирует государственные органы  и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере  соблюдения прав и свобод человека  и гражданина в стране, взаимодействует  с федеральными и региональными  органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями  по правам человека в субъектах  Российской Федерации, неправительственными  правозащитными организациями, средствами  массовой информации. Взаимодействие  Уполномоченного с органами государственной  власти осуществляется на основе  двухсторонних соглашений о сотрудничестве, участия в совместных комиссиях,  объединенных рабочих групп и  так далее.

    Подготовка ежегодных  докладов о деятельности, а также  специальных докладов доведение  их до сведения должностных  лиц и широкой общественности  дает возможность Уполномоченному  изложить свое видение ситуации  с обеспечением прав человека  как в целом по стране, так  и в отдельных сферах жизни  общества, является мощным рычагом  воздействия на общественное  мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов  других стран, ежегодные и специальные  доклады Уполномоченного представляют  собой важное средство реализации  его полномочий, позволяют заострить  внимание властей на проблемах,  которые требуют незамедлительного  решения.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ