Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

5) наличие высших органов  государственной власти. В соответствии  со ст. 11 Конституции РФ государственную  власть в Российской Федерации  осуществляют Президент РФ как  глава государства. Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти  Российской Федерации, Правительство  РФ как орган исполнительной  власти Российской Федерации,  суды Российской Федерации как  единая федеральная система (за  исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации  и мировых судей). Прокуратура  Российской федерации, согласно  ст. 129 Конституции РФ, составляет  единую централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров  вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации;

6) единая Конституция  и правовая система. Конституция  РФ имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской  Федерации. Правовую систему Российской  Федерации составляют Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, законы  субъектов Российской Федерации.  В правовую систему Российской  Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое  пространство. В Российской Федерации  товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символы Российской Федерации. Российская Федерация имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных  объединениях. В соответствии со  ст. 79 Конституции Российская Федерация  может участвовать в межгосударственных  объединениях и передавать им  часть своих полномочий в соответствии  с международными договорами, если  это не влечет ограничения  прав и свобод человека и  гражданина и не противоречит  основам конституционного строя  Российской Федерации.

 

29. Федеральные органы  власти и единая федеральная система права

Федеральные органы власти

Федеральные органы власти - органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне.

Россия

В соответствии с Конституцией РФ власть представлена тремя ветвями  власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть в  РФ представлена высшим законодательным  органом: Федеральным собранием. который  состоит из двух палат: Государственной  думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории РФ.

Исполнительная власть в  РФ представлена системой федеральных  органов исполнительной власти. Конституцией предусмотрены два органа исполнительной власти: Правительство РФ и Центральный  банк (Банк России). Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных  нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства  РФ действуют и другие федеральные  органы исполнительной власти — федеральные  министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству РФ, утверждает Президент РФ.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции  РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, в системе федеральных  органов поставлен на первое место  и не отнесён непосредственно  ни к одной из основных ветвей власти.

Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд  РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

 

Единая федеральная система  права, кот. включает

- Федеральные НПА (з-ны Конституции)

- н.а. субъектов федерации  (уставы, з-ны)

- местных органов

 К системе права  РФ относятся некоторые законодательные  акты бывшего СССР, если они  не противоречат действующему  федеральному законодательству.

 

ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО  УСТРОЙСТВА РФ

РФ является многонациональным  государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.

Территория России делится  на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ – 83.

Принципы федеративного  устройства РФ:

1) государственная целостность  РФ; 2) единство системы органов  государственной власти; 3) разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ; 4) равноправие  и самоопределение народов в  РФ.

Государственная целостность  РФ предполагает такое государственное  устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство  РФ; 3) устанавливается единое экономическое  пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется  верховенство Конституции РФ и федеральных  законов по отношению к нормативным  актам субъектов РФ; 5) действуют  федеральные органы государственной  власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные  образования рассматриваются как  находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной  частью территории России; 7) вопросы  федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов  РФ из ее состава.

Принцип единства системы  органов государственной власти тесно связан с принципом государственной  целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет  РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов  государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов  РФ формируются аналогично федеральным  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное  лицо и законодательный (представительный) орган); 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ обеспечивает необходимую самостоятельность  и полновластие государственных  органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей  компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная  страна, поэтому принцип равноправия  народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов  на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция  РФ гарантирует народам России право  на самоопределение, но без права  выхода из состава РФ.

 

30. Компетенция Российской  Федерации. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  Федерацией и ее субъектами

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации  также имеют свою компетенцию. Конституция  РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных  органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между  Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию  Российской Федерации, и компетенцию  ее частей – субъектов. Компетенция  РФ охватывает полномочия, предметы ведения  самой Российской Федерации (ст. 71) и  ее полномочия по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация  в лице федеральных органов государственной  власти обладает полномочиями в различных  сферах общественной жизни: в области  государственного строительства, экономики  и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в  области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы  ведения Федерации описаны в  ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению  отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

принятие и изменение  Конституции РФ и федеральных  законов, контроль над их соблюдением;

федеративное устройство и территория РФ;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование  и защита прав национальных меньшинств;

установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных  органов;

установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области государственного развития РФ;

судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и  уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование  интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право;

федеральная государственная  служба;

государственные награды  и почетные звания РФ.

К ведению Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система  и исчисление времени, геодезия и  картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

К ведению федеральных  органов государственной власти в области экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:

установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экономического, экологического, социального, культурного и национального  развития в РФ;

федеральная государственная  собственность и управление ею;

установление правовых основ  единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы (включая федеральные банки);

федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные фонды  регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

В сфере международных  отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных  органов государственной власти отнесены:

внешняя политика и международные  отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

внешнеэкономические отношения  РФ;

оборона и безопасность; оборонное производство; определение  порядка продажи и покупки  оружия и боеприпасов, военной техники  и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств  и порядок их использования;

определение статуса, режим  и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

 

31. Принципы, лежащие в основе разграничения предметов ведения между российской федерацией и ее субъектами

Разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией и ее субъектами

Разграничение предметов  ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов  федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать  субъекты Федерации.

В мировой практике существует несколько способов разграничения  предметов ведения между федерацией и субъектами федерации:

1) установление только  предметов исключительного ведения  федерации (США, Мексика). Все остальные  вопросы относятся к ведению  субъектов федерации;

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ