Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Необходимо указать и
на положение федеральной
Определенный характер соответствия
конституций республик и
Конституции республик и
уставы других субъектов Федерации
должны исходить из положения федеральной
Конституции о том, что установление
общих принципов организации
системы органов
Понятие «соответствие конституций
республик и уставов других субъектов
Федерации федеральной
Анализ конституций республик и уставов других субъектов Федерации показывает, что некоторые их положения противоречат Конституции РФ. Например, ст. 1 Конституции (Основного закона) Республики Тыва (принята 21 октября 1993 г.) гласит: «Республика Тыва — суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации, имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва». Два положения этой статьи противоречат федеральной Конституции: первое — Республика Тыва не является суверенным государством — на одной и той же территории не может быть двух или более суверенных государств; суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Второе — Республика Тыва не имеет права выхода из состава Российской Федерации.
Причины противоречий разные.
Так, некоторые конституции
В целях обеспечения соответствия
конституций республик и
Порядок пересмотра Конституции
Российской Федерации и принятия
конституционных поправок. Конституция
— акт долговременного
Действующая Конституция
была принята всенародным
Предложения о поправках
или пересмотре положений Конституции
может вносить ограниченный круг
государственных органов и
Главы Конституции, регулирующие
основы конституционного строя, права
и свободы человека и гражданина,
порядок изменения самой
Поправки к статьям других глав, т. е. к главам 3 — 8, которые регулируют систему государственных органов, могут быть изменены более простым способом, но опять-таки не одним только Федеральным Собранием. Для внесения такого рода поправок требуется, во-первых, три четверти голосов в Совете Федерации и две трети в Государственной Думе; а во-вторых, — ратификация изменений как минимум двумя третями субъектов Федерации.
Как видим, Конституция Российской Федерации достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью.
Порядок внесения поправок в новую российскую Конституцию подвергся критике ряда политиков и некоторых ученых-юристов. Основание: весьма усложненный для одних разделов и практически запретительный — для других. Но такая критика вызывает недоумение, учитывая опыт бывшего Съезда народных депутатов, когда с помощью простого механизма изменения Конституции в ее текст за короткий период времени было внесено более 300 поправок, нарушивших по существу баланс разделения властей. Такие действия со стороны Съезда народных депутатов справедливо расценивались как попытка захватить власть в стране путем внесения изменений в Конституцию.
Все сказанное, разумеется,
не означает, что Конституция Российской
Федерации вовсе не нуждается
ни в каких изменениях. Разработка
Конституции происходила в
11. Верховенство и высшая юридическая сила Конституции РФ
Конституция выделяется среди других источников права высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений. Она закрепляет основные институты государства, статус гражданина и, тем самым, предопределяет содержание законов и иных нормативных актов.
Верховенство Конституции означает, что любой правовой акт, любое действие органа власти или его должностного лица должны соответствовать нормам Конституции, не противоречить их предписаниям. В случае столкновения, коллизии норм общественные отношения регулируются конституционными нормами.
Необходимость обеспечить единство,
целостность и
Для разрешения возникающих на практике противоречий, проблем, обеспечения верховенства, высшей юридической силы конституционных норм в России создан орган конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации.
По запросам Президента,
Совета Федерации, Государственной
Думы, одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов
Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции “акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению”.
Другая гарантия верховенства
Конституции содержится в ч. 2 ст.
85, согласно которой Президент вправе
приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов РФ
до решения вопроса
Верховенство, высшая юридическая сила федеральной Конституции на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность российской правовой системы.
12. Порядок пересмотра
Конституции Российской
Конституция - акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.
В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.
Положения гл. 1 «Основы конституционного
строя», гл. 2 «Права и свободы человека
и гражданина», гл. 9 «Конституционные
поправки и пересмотр Конституции»
не могут быть пересмотрены Федеральным
Собранием. Если предложение о пересмотре
этих глав будет поддержано тремя
пятыми голосов от общего числа членов
Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы, то в соответствии
с федеральным конституционным
законом созывается Конституционное
Собрание. Конституционное Собрание
либо подтверждает неизменность Конституции
РФ, либо разрабатывает проект новой
Конституции РФ, который принимается
Конституционным Собранием
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ