Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного
Суда от 31 октября 1995 г. по делу о толковании
ст. 136 Конституции Российской Федерации
было указано, что поправки к Конституции
принимаются в форме
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально урегулировал вопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ.
Изменения в ст. 65 Конституции
РФ, определяющую состав Российской Федерации,
вносятся на основании федерального
конституционного закона о принятии
в Российскую Федерацию и образовании
в ее составе нового субъекта Российской
Федерации, об изменении конституционно-
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ решение субъекта Федерации об изменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке - указом Президента РФ.
Не является изменением наименования
субъекта Российской Федерации в
смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно,
не может быть произведено в указанном
порядке такое переименование, которое
затрагивает основы конституционного
строя, права и свободы человека
и гражданина, интересы других субъектов
Российской Федерации, Российской Федерации
в целом либо интересы других государств,
а также предполагающее изменение
состава Российской Федерации или
конституционно-правового
13. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера).
В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
1) охрана Конституции
Президентом РФ. Во-первых, как гарант
федеральной Конституции
2) осуществление
3) деятельность иных
4) деятельность федерального
Конституционного Суда как
Кроме того, П.о.К. осуществляется
посредством: возложения Конституцией
РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной
власти и местного самоуправления и
их должностных лиц
Особая правовая охрана Конституции
РФ установлена законодательством
в целях обеспечения
Особенности правовой охраны
Конституции РФ состоят в том,
что вся система
Президент РФ является гарантом
Конституции РФ, обеспечения и
соблюдения прав и свобод человека
и гражданина в РФ, а также суверенитета
РФ, ее независимости и
Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.
Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.
Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.
Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.
Все субъекты конституционно-правовых
отношений, включая и дипломатические,
и консульские
14. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Конституционный Суд в этом смысле есть верховный толкователь Конституции. Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125), это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование — комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.
Толкование Конституции,
ее предписаний имеет особое значение
в процессе реализации права, так
как конституционное толкование
обеспечивает правильное воплощение заложенных
в Основном Законе принципов и
норм в общественную практику. Конституция
– это основной закон государства,
который обладает высшей юридической
силой. Этим определяется ее особое и
ведущее место в системе
Конституция устанавливает правовые основы функционирования общества и общие принципы организации государственной власти, порядок и принципы взаимоотношений личности и государства. Следовательно, нормы Основного закона имеют приоритетное значение и действуют непосредственно. Все это обусловливает и особый порядок толкования Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ право толкования Основного Закона возложено на Конституционный Суд Российской Федерации. Это – исключительная прерогатива Конституционного Суда интерпретировать волю народа, выраженную в Основном Законе государства. Никакой иной орган государственной власти не может давать официальное толкование Конституции. Это обусловлено тем, что толкование Конституции осуществляется только путем конституционного судопроизводства.
Толкование, осуществляемое Конституционным Судом, имеет цель преодолеть неопределенность в понимании конституционных положений, установить действительный смысл и содержание правовых предписаний, закрепленных в нормах Конституции.
Необходимость в толковании
Конституции, в разъяснении ее положений
обусловлена неодинаковым пониманием
предписаний конституционных
Конституция – это единый правовой акт, в котором все элементы взаимосвязаны и согласованы. Поэтому любая конституционная норма должна интерпретироваться в рамках единой системы конституционного права, чтобы не было несогласованности и противоречий ее норм.
Следовательно, при толковании
норм Конституции нужно учитывать
принцип системности
Конституция определяет и
круг органов и лиц, обладающих правом
обращения в Конституционный
Суд с запросом о толковании Конституции.
Это – Президент Российской Федерации,
Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство Российской Федерации,
органы законодательной власти субъектов
Российской Федерации. Обращение указанных
субъектов в Конституционный
Суд Российской Федерации порождает
его обязанность в
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального
конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» основанием
к рассмотрению дела о толковании
Конституции Российской Федерации
является обнаружившаяся неопределенность
в понимании положений
Толкование Конституции
Российской Федерации, ее норм осуществляется
исключительно в пленарных
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ