Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17–64).

Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению  с прежней, юридически более точно  раскрывает содержание многих прав и  свобод. Прежде всего следует подчеркнуть, что определяющая для данного  института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции.

Введена статья о допускаемых  пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения  и определен перечень тех прав и свобод, которые не подлежат такому ограничению.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и  гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут  быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Конституция не выделяет в  качестве отдельной главы нормы  об обязанностях граждан. Не упомянуто  о них и в названии главы (как  это было в последней редакции прежнего Основного Закона), хотя нормы  такого рода в ней содержатся. Данный подход можно объяснить тем, что  конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией основного закона. Однако нет оснований  для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет  внимания. В ней закреплен общий  принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые  важнейшие из обязанностей.

 

22. Принципы правового  статуса человека и гражданина

Принципы правового статуса  человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые  и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и  гражданина:

1. Центральное место занимает  принцип равноправия (ст. 19). Равноправие  означает, что каждому члену общества  государство гарантирует равные  с другими его членами права  и свободы, требует от него  выполнения равных обязанностей  и обеспечивает ему возможность  осуществления прав, свобод и  обязанностей на равных с другими  основаниях.

Принцип равноправия включает в себя следующие положения:

1) правовой статус человека  и правовой статус гражданина  с точки зрения равноправия.  Суть этого положения сводится  к тому, что как член гражданского  общества каждый человек равноправен  со всеми другими, но как  член политически организованного  общества (как гражданин своего  государства) он равноправен только  лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных  прав и свобод человека и  гражданина независимо от их  фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения и  т. д.). Принципу равенства противоречит  дискриминация в пользовании  правами и свободами, в наложении  обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей  личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины  и женщины. Необходимость сформулировать  указанное положение в виде  отдельной правовой нормы в  Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена  требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации  всех форм дискриминации в  отношении женщин», ратифицированной  СССР в 1980 году;

4) равенство всех перед  законом и судом. Равенство  всех перед законом -необходимое,  но не достаточное условие  равноправия. Если закон устанавливает  привилегии или произвольно ограничивает  права отдельных категорий лиц,  то равенство всех перед таким  законом означает неравноправие.

Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных  случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон «О статусе  судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Положение о равенстве  всех перед судом означает:

- наличие единой для  всех судебной системы, обеспечивающей  каждому человеку независимо  от происхождения, имущественного, должностного положения и других  обстоятельств справедливое и  гласное разбирательство дела  компетентным и независимым судом;

- справедливое разбирательство  его дела независимым и беспристрастным  судом;

- равное для всех применение  норм материального права в  процессе разрешения спора;

-          процессуальное равенство сторон  в судебном заседании; 

5) равноправие в социальном  государстве. Российская Федерация,  провозглашая себя социальным  государством, устанавливает для  отдельных категорий лиц, чьи  социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники  войны и др.), дополнительные права  и льготы. Предоставление указанных  прав и льгот не может рассматриваться  как нарушение принципа равноправия,  поскольку является выражением  идеи социальной справедливости.

2. Непосредственное  действие  прав и свобод. Данный принцип  получил впервые свое закрепление  в ст. 18 Конституции РФ, которая  гласит: «Права и свободы человека  и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл,  содержание и применение законов,  деятельность законодательной и  исполнительной власти, местного  самоуправления и обеспечиваются  правосудием».

Принцип непосредственного  действия конституционных прав и  свобод   тесно связан с общим  принципом высшей юридической силы и прямого   действия Конституции  РФ (ст. 15), что означает возможность  человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в  случае нарушения  всеми законными способами, руководствуясь непосредственно   конституционными нормами.

3. Неотчуждаемость основных  прав и свобод как принцип  правового статуса человека сформулирован  в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где  говорится:  «Основные права и  свободы человека неотчуждаемы  и принадлежат каждому от  рождения».  Тем самым Конституция РФ впервые  признает естественную природу  прав и свобод человека, подтверждая,  что эти права не дарованы  государством личности и не  могут быть им отобраны. Обязанность  государства заключается всего  лишь в признании этих прав  и в создании условий для  их беспрепятственной реализации.

4. Недопустимость произвольного  ограничения прав и свобод. В  общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится  в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы  Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция  РФ содержит положения о законных ограничениях  прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут  устанавливаться только федеральным  законом.

5. Осуществление человеком  своих прав и свобод не должно  нарушать права и свободы других  лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Ни  одно общество не может предоставить  своим членам абсолютной свободы,  поскольку это сделает невозможным  их совместное общежитие. Поэтому  система прав и свобод человека  и гражданина объективно формируется  таким образом, чтобы обеспечить  законные интересы всех людей  и предотвратить возможные нарушения  их прав и свобод в результате  злоупотреблений ими со стороны  других лиц.

6. Гарантированность прав  и свобод означает обязанность  государства обеспечить человеку  и гражданину (путем создания  соответствующих экономических,  политических, правовых условий)  реальную возможность пользоваться  предоставленными ему Конституцией  правами и свободами. В общем  виде данный принцип сформулирован  в ст. 2 Конституции РФ, где говорится,  что «признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека  и гражданина - обязанность государства».

7. Приоритет норм международного  права в области прав и свобод  человека и гражданина. Данный  принцип правового статуса вытекает  из общей конституционной нормы  о том, что общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы.  Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно к правам  и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно конкретизируются  нормами ч. 1 ст. 17, где говорится  о признании и гарантированности  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права.

В области прав человека сложилась и действует система  международных соглашений, устанавливающих  общечеловеческие стандарты прав и  свобод, механизмы контроля за их соблюдением.

Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских  и политических правах от 16 декабря 1966 г,..  Факультативный протокол к  Международному пакту о гражданских  и политических правах, Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

 

23. Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации

Учреждение института  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в  России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже  известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в  Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

До Первой мировой войны  институт уполномоченного представлял  собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой  войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты  важные международные правовые документы  в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую  отмечает весь мир, стала Днем прав человека,

Сегодня более чем в  ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в  странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в  большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена  в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству  демократического правового государства, развитию правосознания граждан  и должностных лиц.

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного  по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным  Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности  Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается  Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той  же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР".

Постановление о введении Декларации в действие возлагало  на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию  Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

Должность Уполномоченного  по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит  к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности  Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным  законом.

До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

Работа над Федеральным  конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой  во втором чтении с поправкой, предусматривающей  включение кандидатур в список для  тайного голосования на должность  Уполномоченного двумя третями  голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и  направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы  право Уполномоченного создавать  представительства в субъектах  Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать  аналогичную должность, финансируемую  из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной  Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом  Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован  и вступил в силу. Он определил  статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым  требования пункта "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон  установил, что Уполномоченный при  осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным  лицам.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ