Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 05:34, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью основной задачей данной работы является изучение нормативно-правовой базы, на которой основывается конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации, прежде всего Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов, конкретизирующих её нормы в области прав и свобод человека и гражданина, а также международных актов в данной сфере.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовое обоснование принципов права и конституционно- правового статуса личности в Российской Федерации…………………………..6
§ 1. Понятие принципов права и их виды…………………………………………6
1.1 Понятие принципов права………………………………………………….6
1.2 Виды принципов права…………………………………………………….13
§ 2. Понятие, структура и система основ конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации………………………………………………16
2.1 Понятие конституционно-правового статуса личности ………………...16
2.2 Структура конституционно-правового статуса личности……………...18
2.3 Система основ конституционно-правового статуса личности………….22
Глава 2. Конституционные принципы правового статуса личности в
Российской Федерации……………………………………………………………24
§ 1. Равноправие в конституционно-правовом статусе личности ……………..24
§ 2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством………………………………………………………………………30
§ 3. Принцип презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод……………………..40
§ 4. Принцип обладания каждым лицом не только правами, но и обязанностями……………………………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………………56
Библиографический список………………………………………………………58
Конституция Российской Федерации, являясь основным законом нашей страны закрепляет в ст. 19 основное содержание данного принципа: «Все равны перед законом и судом», а вторая часть этой статьи устанавливает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с частью третьей, «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» 44.
Смысл формального равенства в правах и свободах заключается в предоставлении всем лицам равных стартовых возможностей, реализация которых уже будет зависеть от особенных, индивидуальных качеств каждого человека.
Термины «равноправие» и «равенство» лежат в основе многих конституционно-правовых институтов. Ими определяется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, политических партий и общественных объединений, деятельность органов местного самоуправления.
Что касается равенства всех перед судом, то здесь не имеет значения правовой, социальный статус человека – абсолютно все, т. е. каждый человек, как гражданин, так и не гражданин, лицо без гражданства, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, имеющие равные процессуальные права и соответствующие обязанности, получая одинаковую юридическую помощь, защиту своих законных прав и интересов и неся одинаковую меру ответственности. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.
Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по тем основаниям, которые перечислены в ч. 2 ст. 19.
В обобщенном плане требование равенства всех перед законом включает, во-первых, запретительный аспект, когда равное отношение всех к закону должно исключать саму возможность существования в законодательных актах каких-либо норм дискриминационного характера; они запрещаются как незаконные, неконституционные. В этом плане конституционный принцип равенства всех перед законом должен пониматься прежде всего как требование антидискриминационного характера, предполагающее недопустимость установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и ведущего к ликвидации или нарушению равенства правовых возможностей человека и гражданина в различных сферах его общественной и личной жизни 45. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении 46.
Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать каких-либо привилегий или льгот. Льготы, например, необходимы для участников Великой Отечественной войны, инвалидам, беременным женщинам, многодетным матерям и тем лицам, которые совмещают учебу с работой, и многим другим. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости.
Конституция России специально решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, что даже это положение помещено отдельно в ч. 3 ст. 19, тем самым подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле это не так, необходимо учитывать высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи. Общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ женщин к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, трудоустройству, повышению квалификации, а также удовлетворению других социальных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г. ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г. Протокол предоставляет специально созданному Комитету право принимать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.
Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права исходит из того, что необходимо защищать права и свободы не только наших граждан, находящийся на территории Российской Федерации, но и граждан любого другого государства. Правовая защита всякого человека необходима еще и потому, что в настоящее время на территории нашей страны появились различные группы людей, у которых правовой статус отличается от граждан России, к ним можно отнести: беженцев, вынужденных переселенцов, незаконных мигрантов. О них действующее уголовно-процессуальное законодательство ничего не говорит. Поэтому конституционная норма, закрепляющая равенство всех, направлена на защиту каждого человека в нашей стране. Так можно утверждать, основываясь на прямом действии и непосредственном применении Конституции.
В Конституции РФ проводится различие между правами человека и правами гражданина в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются термины «каждый», «все», «каждый человек», «никто», «ни один человек» или «признается право», «гарантируется свобода» и т.п. Во всех случаях это относится к каждому человеку, так и гражданину. Так же к правам гражданина в статьях конституции прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т.д.
В вышеупомянутых международных документах не делается различия между правами человека и правами гражданина. Все права обозначаются как принадлежащие всем людям. В ст.1 Всеобщей декларации прав и свобод человека установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах 47.
§ 2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством
Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.
Конституция Российской Федерации не только закрепляет права, свободы, обязанности человека и гражданина, но и гарантирует возможность их реализации 48.
Данный принц является основополагающим принципом конституционного статуса личности, потому что в соответствии с ним уже на само государство возлагаются обязанности обеспечить реализуемость прав и свобод граждан, возможность для них реально пользоваться теми правами, которые предусмотрены в Конституции РФ. Этот принцип непосредственно закреплен в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ
Вторая статья Конституции Российской Федерации совершенно определенно устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства 49. В п.1 ст. 17 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией 50.
В дальнейшем, эти положения раскрываются в ст. 45 Конституции РФ: Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом 51.
Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод52.
Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, которая имеет наивысшую юридическую силу можно назвать конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права 53. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных во 2 главе, ст. 45-65 Конституции Российской Федерации, устанавливающих отдельные права и свободы человека и гражданина и в законодательных актах, конкретизирующих ее положения о правах и свободах. К последним можно отнести: ТК РФ, ГК РФ, УК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ, ФЗ «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995г. № 40-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 № 113-ФЗ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.01.2002 № 67-ФЗ, ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ и много других.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина 54. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).
Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Статья 114 Конституции РФ в ч. 1 подпункте «е» возлагает на правительство России обеспечение законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, тем самым подчеркивая важную роль в этой сфере правоохранительных органов.
Государство гарантирует самозащиту прав и свобод, т. е. у человека есть право и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия, оружия самообороны: огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое оружие, электорошоковые устройства и др. Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право достаточно серьезно ограничено (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме тех случаев, когда они совершают какое-либо нападение).
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод 55. Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.
В ч. 3 ст. 46 Конституции сказано,
что каждый вправе в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные
органы по защите прав и свобод человека,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты56. Это право обусловлено
наличием соответствующих международных
договоров Российской Федерации. Следовательно, жало
К межгосударственному органу по защите прав и свобод человека занимающему центрально место можно отнести Европейский Суд по правам человека. Европейский суд по правам человека —международный судебный орган, учрежденный в 1959 году, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
С 1 января 1999 года он является единственным и главным органом Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод. ЕСПЧ решает вопросы, которые касаются только тех вопросов, которые непосредственно относятся к толкованию и применению данной Конвенции и принятых к ней Протоколов. Российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации.
Такие обращения допустимы:
- только в отношении тех прав, которые
предусмотрены в Конвенции;
- только против действий или решений органов
властей;
- в случае если использованы все возможные
внутренние средства защиты в государстве;
- до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанцией.
Каждое государство – участника Конвенции представляет судья, избираемый сроком на шесть лет.
Права и свободы, закрепленные в Конвенции, постоянно насыщаются новым содержанием, уточняются и конкретизируются как посредством принятия к ней дополнительных протоколов, так и в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента. Многие ученые и политические деятели пришли к выводу, что Европейская Конвенция стала самым совершенным и эффективным договором в области прав человека в мире 57.
Государство гарантирует каждому возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закрепляя данную норму в ст. 53 Конституции РФ, в соответствии с которой данная конституционная гарантия состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Это положение конкретизируется и регулируется гражданско-правовым законодательством. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.
Информация о работе Конституционные обязанности граждан России