Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация
Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество
Переселенцев государство, размещает в центрах адаптации, независимо от того, прибыли они по квоте или нет. В центрах адаптации оралманы должны прожить первые три месяца до определения их дальнейшего места проживания, между тем, многие оралманы живут в этих пунктах гораздо дольше.
Во-первых, из-за острой нехватки жилья. Даже если и решается вопрос относительно их дальнейшего проживания, как правило, оралманов отправляют в отдаленные районы, где нет ни школ, ни больниц, а предоставляемые дома либо ветхие, либо совсем непригодные для жилья.
Во-вторых, для получения пособий и гражданства, репатриантам необходимо собрать различные документы. К тому же большинство репатриантов, вернувшихся на историческую родину, все еще остаются гражданами той страны, откуда приехали.
Другой немаловажной проблемой остается незнание русского языка, который до сих пор является в Казахстане доминирующим, несмотря на принятый Закон "О языках РК" [79]. Незнание языка приводит к тому, что переселенцы просто не могут трудоустроиться. Поэтому оралманы готовы выполнять любую работу на строительстве, сборе хлопка, табака и так далее за минимальную, по казахстанским меркам, плату. Владение казахским языком не гарантирует получения хорошей работы, если они не говорят по-русски. «Без владения русским вы теряете все шансы в Казахстане, а не владея казахским, вы теряете все шансы найти работу в правительстве», - говорит глава представительства МОМ Михаель Чанз в Алматы. Фактор языка серьезно влияет на выбор переселенцами места проживания. Известно, что правительство предпочитает направлять потоки мигрантов на север, предлагая большее количество льгот тем, кто отправляется туда. «Чем дальше вы попадаете на север, тем больше вам необходим для общения русский язык. Чем дальше на юг, тем меньше вы в нем нуждаетесь», - отмечает Чанз [80].
Еще одна проблема в том, что многие специалисты, получившие образование у себя в стране или в Европе, зачастую не имеют работы по своей профессии. Одна из причин – они не владеют кириллицей, и этот вопрос до сих пор не решен. Для решения этих проблем, могло бы способствовать открытие специального центра по ускоренному обучению этому виду графики. Если бы прибывшие из других стран имели возможность работать по своей специальности и квалификации, немалые вопросы нашли бы свое решение.
Другой важный фактор, влияющий на переселение - страна, откуда прибывают репатрианты. В настоящее время больше всего их прибывает из Узбекистана, особенно из автономной республики Каракалпакстан и Навоийской области, которые находятся в зоне бедствия к югу от Аральского моря. По данным МОМ, многие не могут продать их дома в этих областях, и даже если им это удается, они получают такие мизерные суммы, что после оплаты переезда в Казахстан у них ничего не остается. Хотя предполагается, что те, кто возвращается не по квотам, должны получать помощь со стороны местных властей, их ресурсы недостаточны. Из репатриантов, готовых поселиться на севере, большинство составляют выходцы из Монголии, в которой разные климатические условия. Однако данные МОМ указывают, что и после переселения многие оралманы вновь меняют место жительства - они стараются обосноваться там, где у них есть родственники, где можно получить хорошую работу, или в регионах, где климат близок к условиям их прежнего постоянного места жительства. Но после таких перемещений репатрианты лишаются права на получение помощи от властей.
В то время как правительство выделяет значительные средства на транспортировку, размещение и начальную финансовую поддержку репатриантов, мало внимания уделяет их обучению, помощи в начинании собственного дела и выдаче кредитов. Многие из них пытаются открыть крестьянские хозяйства, заняться предпринимательской деятельностью и народными промыслами. Однако чтобы добиться кредитов, им приходится опять-таки преодолевать немыслимые бюрократические и языковые барьеры. Да и земли, которые предоставляются оралманам из иммиграционных земельных фондов, - это отдаленные места, где нет воды. Все это привело к тому, оралманы становится все более маргинализованной, обнищавшей и отчужденной частью общества. С целью преодоления этого положения дел правительство направляет теперь все больше усилий на объединение тех, кто уже возвратился. Итак, при существующем механизме привлечения и размещения оралманов, им необходимо прилагать серьезные усилия для успешной интеграции в страну. Чтобы обеспечить дальнейшее привлечение мигрантов и облегчить положение уже прибывших оралманов нужно заметно увеличить прозрачность в распределении льгот.
Таким образом, на основе выше проведенного анализа выявлены основные проблемы организационного и экономического порядка, которые мешают эффективному функционированию разработанного государством механизма интеграции оралманов. Основными сдерживающими факторами в работе нынешнего действующего механизма являются: недостатки правовой базы; плохая работа уполномоченных структур; отсутствие дифференциации в полномочиях по уровням иерархии власти; недисциплинированность ответственных органов за свои участки на местах; недостаточно созданные экономические условия (низкие выплаты, отсутствие льгот и др.), неэффективное и недостаточное финансирование.
2.2 Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов,
прибывших из Монголии
Оценка состояния условия
жизни, прибывших в страну иммигрантов
и их быстрейшая интеграция в казахстанское
общество является одной из задач нашего
диссертационного исследования. По нашему мнению комплексную
оценку современного состояния условия
жизни оралманов, можно дать на примере
репатриантов, прибывших в Казахстан из
Монголии. Это обусловлено, во-первых,
тем, что удельный вес оралманов из Монголии
из общего числа, прибывших из дальнего
зарубежья самый большой (15,4 %); во-вторых,
процесс иммиграции этнических казахов
из Монголии начался раньше (1991-1992 гг.)
по трудовому соглашению, чем из других
стран мира; в-третьих, в силу особой специфики
профессионально-
Сегодня в Монголии проживает вторая по численности (после Китая) казахская диаспора дальнем зарубежье. Местами наиболее компактного проживания казахского населения в МНР являются Баян-Ульгейский и Кобдинский аймаки. Как и из других стран ближнего и дальнего зарубежья, организованное переселение казахов из Монголии и началось в апреле 1991года, еще до того, как была разработана законодательная база политики репатриации этнических казахов в суверенный Казахстан. Мы разделяем изложенное в печати мнение, что в отсутствии правовой базы и кроется одна из причин постоянных проблем, которые возникают при реализации миграционной политики в настоящее время [81].
Казахстанско-монгольские
переговоры об установлении
Важную роль в иммиграционном процессе сыграло установление дипломатических отношений между Казахстаном и Монголией, а также первые визиты официальных государственных лиц в страны дальнего зарубежья. В сентябре 1992 года в Казахстане открылось посольство Монголии, а уже в октябре 1993 года состоялся первый официальный визит в Монголию Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, где были подписаны различные документы о дружбе и сотрудничестве, в том числе в сфере миграции. В соответствии с соглашениями между Министерствами труда Казахстана и Монголии только за 1991-1992 гг. из Монголии в Казахстан было переселено более 7 тысяч семей или 40 тысяч человек. Переселение монгольских казахов осуществлялось чартерными рейсами из сборного пункта Баян-Ульгейского аймака Монголии. По прибытию переселенцам бесплатно выделялся скот (1 корова и до 5 овец), они обеспечивались продуктами питания и предметами первой необходимости, им должны были выдаваться денежные пособия и долговременные беспроцентные кредиты [83].
За 1991-2005 гг. из Монголии всего было переселено около 15,2 тыс. казахских семей численностью 71507 человек. Они разместились в Карагандинской, Алматинской, Павлодарской, Кокшетауской и Восточно-Казахстанской областях, регионе преимущественного проживания русскоязычного населения. Размещение производилось следующим образом: Карагандинская область – 3353 семьи, Алматинской область - 1676 семей, Павлодарская область - 1343 семьи, Кокшетауская область - 1174 семьи и т.д. [84].
Переселенцы размещались в основном в сельской местности. Вновь приехавшим было довольно трудно освоиться в новых условиях. Как правило, климат в районах поселения оказался значительно более суровым, чем тот, в котором они ранее проживали. Например, иранские казахи, приехавшие в ЮКО область, были расселены в отдаленных хозяйствах Созакского района, наименее развитого с точки зрения транспортной и социальной инфраструктуры. На страницах областных газет появились призывы к местному населению с просьбой помочь соотечественникам. Был организован сбор продуктов и теплых вещей для переселенцев. Переселенцы размещались в клубах, старых или полуразрушенных домах. В связи с низкой квалификацией переселенцы в основном были заняты в животноводстве и полеводстве. Прибывшие были представителями мало- или неквалифицированного труда - скотники, шоферы, учителя начальных классов, воспитатели, механизаторы и т. д.
Женщины были заняты лишь на сезонных работах. Дети имели возможность получать образование в школах, в том числе на казахском языке. Однако контакты с родственниками были затруднены. Социально-психологическая адаптация протекала сложно. Сильно затруднило адаптацию казахов из-за рубежа использование местным населением русского языка, которого переселенцы не знали. Кроме того, монгольские казахи, проживавшие до переезда в основном в горной и предгорной местности и занимавшиеся животноводством, были носителями традиционных ценностей и выглядели «чужаками» в глазах местного населения, во многом утратившего национальные традиции. Это также затрудняло адаптацию репатриантов.
Положение переселенцев сильно осложнилось в середине 1990-х гг., в переходный период в рыночную экономику. В процессе приватизации доля имущества каждого находилась в зависимости от стажа работы и других условий, что сразу поставило репатриантов в невыгодные условия. В то время переселенцы не имели устойчивого личного хозяйства и ничего не получили при разделе колхозного и совхозного имущества. Низкие заработки, задержка в их выплате, отсутствие работы привели к обнищанию значительной части переселенцев.
Достаточно быстро выяснилось, что казахи-репатрианты имеют много культурных отличий от основной массы казахского населения. Рассмотрим ситуацию на примере Восточно-Казахстанской области. Основная масса переселенцев прибыла в Восточный Казахстан из Монгольской Народной Республики в 1992–1994 гг. по трудовым соглашениям. До сих пор переселенцы из Монголии доминируют в количественном отношении, составляя более 90% от общего числа репатриантов в регионе. По данным областного управления Комитета по миграции, за период с 1991 по 2005 год в область прибыло 1156 семей оралманов (4994 человек) [85].
Оралманы в большинстве своем расселены в сельскохозяйственных районах и заняты в аграрной сфере. Уровень их образования довольно низок, невелик и квалификационный потенциал, в результате чего имеющиеся производственные ниши зачастую оказываются недоступными. Прибывшим назначены пенсии по возрасту, специальные государственные пособия. В каждом районе созданы Советы по приему и обустройству репатриантов. Из областного бюджета в соответствии с планом выделялись суммы для приобретения жилья особо нуждающимся, предоставлялись микрокредиты на развитие бизнеса. Оказывается содействие в получении земельных участков для ведения хозяйства. Однако принятых мер недостаточно для того, чтобы обеспечить социальную интеграцию оралманов.
Проблема этнических казахов из Монголии усугублялись тем, что в первые годы репатриации процесс их вторичного переселения, теперь уже по территории Казахстана - из северных в южные регионы, более близкие переселенцам по климатическим и иным условиям. Подобные самостоятельные перемещения приводили к большим нагрузкам и местные администрации и миграционные службы. Так, в частности, в Южно-Казахстанской области в 1993-1996 гг. приходилось обустраивать и трудоустраивать до 1,5 тыс. переселенцев ежегодно. Процесс вторичного переселения внес элементы стихийности, усугубил нерегулируемость миграционных процессов в Казахстане.
Проанализируем основные причины сложившейся ситуации. Одна из основных причин связана с возникшими организационными сложностями, когда районные миграционные службы были ликвидированы, а штаты в областных структурах сокращены. Сложности учета связаны не только со стихийностью перемещений. Многие репатрианты, прибывшие в Казахстан, были тогда в молодом возрасте, за прошедшие десять лет они выросли и заключили браки, в которых появились дети. Поэтому фактическая численность репатриантов превышает официальную. В такой ситуации как ведущей исполнительной структуре, предстоит большая работа на внутри- и межгосударственном уровне в упорядочении и управлении миграционными процессами.
Многие причины сложившейся ситуации отражены в публикациях казахстанских СМИ. Так, например, в республиканской газете в статье под названием «Закон о миграции в Казахстане фактически не исполняется» были подробно проанализированы проблемы репатриантов с получением гражданства и вытекающими отсюда сложностями получения пособий и рабочего места.
Процесс репатриации породил новые правовые коллизии, среди которых основная - проблема приобретения репатриантами казахстанского гражданства. Основной поток этнических казахов из Монголии прибыл в Казахстан в 1991-1993 гг. по трудовым контрактам, срок которых истек во второй половине 1990-х гг. В связи с тем, что законы Монголии, как и казахстанские законы, не предусматривают двойного гражданства, несколько десятков тысяч репатриантов из этой страны оказались в настоящее время без казахстанского гражданства, паспортов, прописки, работы.
Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество