Основания приобретения и прекращения гражданства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Целью исследования выступает анализ института гражданства.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь_курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства.

Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны.

 Право человека на гражданство  является одним из важнейших  неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении. 

Институт гражданства выполняет  двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он, вместе с тем, выступает институтом защиты интересов  государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося - это на территории, соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Для человека обладание гражданством государства служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечение возможности реализации им своих прав, законных интересов, защиты от неправомерных действий других лиц. 

Все большую актуальность вопросы  гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Миграция рабочей силы между государствами, ведущая к значительному увеличению численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими разное гражданство, свобода передвижения между государствами - подобные проблемы являются общими для многих государств, в связи с чем, в международном праве и в конституционном праве постоянно проводится работа по регламентации вопросов гражданства. 

Объектом исследования в данной работе являются конституционно-правовые основы института гражданства в зарубежных странах и Республики Беларусь.

Предмет исследования: нормы конституционного права, доктринальные источники, судебная практика. 

Целью исследования выступает анализ института гражданства, для чего поставлены задачи: 

    • изучить историю развития законодательства о гражданстве; 
    • рассмотреть источники правового регулирования вопросов гражданства; 
    • проанализировать принципы гражданства; 
    • дать характеристику особенностям приобретения и утраты гражданства в зарубежных странах и Республики Беларусь.

Проблемам, связанным с правовым регулированием вопросов гражданства, посвящены труды многих авторов: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, А.М.Арбузкина, С.Н. Бабурина, М.В. Баглая, И.Н. Барцица, Г.В. Барабашева, А.А.Белкина, Н.А.Богдановой, М.М. Богуславского, Н.С. Бондаря, Ю.Р. Боярса, Р.Ф. Васильева, Л.Д.Воеводина, Н.В.Витрука, Л.М. Карапетяна, А.И. Ковлера, Е.И.Колюшина, О.Е.Кутафина, Е.А.Лукьяновой, В.О.Лучина, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, О.О.Миронова, Е.С.Смирновой, Б.А. Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н. Топорнина, СВ. Черниченко, В.С.Шевцова и др. и др. 

Методы исследования: для решения данных вопросов и достижения цели исследования, будут использоваться как общие методы научного исследования,  так и специальные. В качестве основных методов автор использовал метод теоретического анализа и сравнительно–правовой метод.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа аксиом и принципов института гражданства в зарубежных странах в свете последних изменений законодательства в данной области.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА  ГРАЖДАНСТВА

1.1 Понятие института гражданства

 

Термин «гражданство» был известен еще в рабовладельческую эпоху (в Древнем Риме данным термином именовались свободные люди). Понятие  гражданство оформилось в период буржуазно-демократических революций (впервые данный термин был введен во Франции в период французской буржуазной революции) и стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества, т.е. упразднение всех феодальных сословий и званий, и провозглашение равенства всех физических лиц перед законом.

При феодализме главным институтом был институт подданства, означавший личную верность монарху и зависимость от него. В настоящее время термин «подданство» употребляется в отдельных европейских монархических государствах, скорее как дань традиции, причем, он равнозначен термину «гражданство». А такие монархические государства, как Испания, Бельгия, Нидерланды, термин «подданство» в конституциях и законодательстве заменили термином «гражданство». В развивающихся странах, в странах Арабского Востока имеются существенные различия между указанными терминами: подданный обязан быть лично верным монарху, нарушение верности может быть сурово наказано. Для государств с республиканской формой правления естественен термин «гражданство».

Основой современных демократических  теорий правового статуса человека и гражданина явились идеи, высказанные еще в XVII-XVIII веках такими философами-просветителями как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ф.М.А. Вольтер, в частности идея о том, что человек – высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты: ни правительством, ни обществом. Представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники правового статуса человека и гражданина: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии.

Современному человеку в конце XX века трудно представить себе, что  первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия, порой  и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом.

Первые попытки воплотить эти идеи в реальность были предприняты во время буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, именно тогда на законодательном уровне были закреплены права и свободы, получившие дальнейшее развитие в XX веке. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация человека и гражданина, а в Америке 26 сентября 1789 года – Билль о правах.

Вплоть до гигантских потрясений XX века – первой мировой войны, Октябрьской  революции 1917 г., второй мировой войны  – даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Впервые наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Декларации независимости США (англ. UnitedStatesDeclarationofIndependence)  принятой единогласно Вторым Континентальным конгрессом -  4 июля 1776 года в Филадельфии, штат Пенсильвания..: «... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола. «История человечества показала, что права человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию правового статуса человека и гражданина как важнейшей фундаментальной проблемы».

В результате изменилось отношение  к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах.

Население любого государства состоит  из следующих категорий: граждан  данного государства, иностранцев (так  называемых обычных иностранцев, то есть не пользующихся иммунитетами и  привилегиями) и лиц без гражданства. Есть некоторые промежуточные категории, но они входят в одну из перечисленных основных категорий (например, лица, имеющие двойное гражданство, входят в число граждан соответствующих государств).

Представления о процессе воздействия  международного права на положение населения зависят от взглядов на соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права и на понятие международной правосубъектности. [16, c.206].

Различие мнений по этому вопросу  определяется прежде всего тем, придерживаются ли соответствующие авторы монистической или дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права.

Радикальные монисты считают, что  международное право непосредственно  регулирует положение населения. Это  вытекает из одного из основных отстаиваемых ими тезисов о том, что индивиды являются единственными субъектами международного права.

Умеренные монисты и умеренные  дуалисты исходят из того, что международное  право может непосредственно  регулировать внутригосударственные  отношения и таким образом определять положение населения и отдельных лиц, если такова была воля создателей конкретных международно - правовых норм, то есть практически участников международных договоров, ясно выразивших желание распространить их действие непосредственно на те или иные категории населения (индивидов).

Последовательные дуалисты отрицают возможность непосредственного  регулирования положения населения  международным правом, считая, что  это объективно невозможно, так как  международное право может регулировать только межгосударственные отношения.

В современной западной доктрине подавляющее  большинство авторов рассматривает  предоставление индивидам прямого  доступа в международные судебные органы в качестве стороны в процессе как одно из основных доказательств  возможности прямого регулирования международным правом положения индивидов. [25, c.159].

Учеными Республики Беларусь по этому поводу высказываются различные точки зрения. Нередко отмечается, что соглашения, предусматривающие прямой доступ индивидов в международные судебные органы, встречаются чрезвычайно редко, нетипичны и не могут изменить общее правило. Иногда подчеркивается, что международная правосубъектность индивидов носит в этих случаях производный, ограниченный характер и не должна противопоставляться государственному суверенитету. Вместе с тем существует мнение, согласно которому такого рода соглашения создают лишь взаимные права и обязанности для их участников по поводу прямого доступа индивидов в международные судебные органы и объективно не могут превратить индивидов в субъектов международного права, подчинить их непосредственному воздействию норм, содержащихся в этих соглашениях, поскольку индивиды не в состоянии участвовать в межгосударственных отношениях [17, с. 129].

Таким образом, в состав населения любого государства входят граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу - лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды). Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан определенного государства.

Правовой статус населения определяется прежде всего нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения основных прав и свобод человека.

Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных состояний человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditiosinequanon) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства.

С незапамятных времен государства  осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.

Всеобщая декларация прав человека 1948г. устанавливает, что: «Каждый человек  имеет право на гражданство. Никто  не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» (ст. 15). Еще в 1923 г. Постоянная палата международного правосудия установила, что «в современном международном праве вопросы гражданства находятся ... в принципе в исключительном ведении» каждого государства. При этом каждое государство самостоятельно определяет, кто является его гражданами, в соответствии со своим законом с учетом норм международного права. Подтверждение тому мы встречаем в статье 3 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года.

Информация о работе Основания приобретения и прекращения гражданства РБ