Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:13, курсовая работа
Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Целью исследования выступает анализ института гражданства.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства.
Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны.
Право человека на
Институт гражданства
Все большую актуальность вопросы гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Миграция рабочей силы между государствами, ведущая к значительному увеличению численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими разное гражданство, свобода передвижения между государствами - подобные проблемы являются общими для многих государств, в связи с чем, в международном праве и в конституционном праве постоянно проводится работа по регламентации вопросов гражданства.
Объектом исследования в данной работе являются конституционно-правовые основы института гражданства в зарубежных странах и Республики Беларусь.
Предмет исследования: нормы конституционного права, доктринальные источники, судебная практика.
Целью исследования выступает анализ института гражданства, для чего поставлены задачи:
Проблемам, связанным с правовым регулированием вопросов гражданства, посвящены труды многих авторов: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, А.М.Арбузкина, С.Н. Бабурина, М.В. Баглая, И.Н. Барцица, Г.В. Барабашева, А.А.Белкина, Н.А.Богдановой, М.М. Богуславского, Н.С. Бондаря, Ю.Р. Боярса, Р.Ф. Васильева, Л.Д.Воеводина, Н.В.Витрука, Л.М. Карапетяна, А.И. Ковлера, Е.И.Колюшина, О.Е.Кутафина, Е.А.Лукьяновой, В.О.Лучина, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, О.О.Миронова, Е.С.Смирновой, Б.А. Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н. Топорнина, СВ. Черниченко, В.С.Шевцова и др. и др.
Методы исследования: для решения данных вопросов и достижения цели исследования, будут использоваться как общие методы научного исследования, так и специальные. В качестве основных методов автор использовал метод теоретического анализа и сравнительно–правовой метод.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа аксиом и принципов института гражданства в зарубежных странах в свете последних изменений законодательства в данной области.
Термин «гражданство» был
При феодализме главным институтом был институт подданства, означавший личную верность монарху и зависимость от него. В настоящее время термин «подданство» употребляется в отдельных европейских монархических государствах, скорее как дань традиции, причем, он равнозначен термину «гражданство». А такие монархические государства, как Испания, Бельгия, Нидерланды, термин «подданство» в конституциях и законодательстве заменили термином «гражданство». В развивающихся странах, в странах Арабского Востока имеются существенные различия между указанными терминами: подданный обязан быть лично верным монарху, нарушение верности может быть сурово наказано. Для государств с республиканской формой правления естественен термин «гражданство».
Основой современных демократических теорий правового статуса человека и гражданина явились идеи, высказанные еще в XVII-XVIII веках такими философами-просветителями как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ф.М.А. Вольтер, в частности идея о том, что человек – высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты: ни правительством, ни обществом. Представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники правового статуса человека и гражданина: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии.
Современному человеку в конце XX века трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия, порой и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом.
Первые попытки воплотить эти идеи в реальность были предприняты во время буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, именно тогда на законодательном уровне были закреплены права и свободы, получившие дальнейшее развитие в XX веке. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация человека и гражданина, а в Америке 26 сентября 1789 года – Билль о правах.
Вплоть до гигантских потрясений XX
века – первой мировой войны, Октябрьской
революции 1917 г., второй мировой войны
– даже в государствах с давними
республиканскими и демократическими
традициями фактически не признавалось
не только равенство всех людей, но и возможность
защиты человека, за которым признаются
индивидуальность и полное уважение его
прав вне зависимости от взглядов, уровня
культуры, образования, места в обществе,
благосостояния, расы, национальности
и цвета кожи. Впервые наиболее четкое
понимание правового статуса человека
и гражданина было сформулировано в Декларации
независимости США (англ. UnitedStatesDeclara
В результате изменилось отношение к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей об этих правах.
Население любого государства состоит из следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев (так называемых обычных иностранцев, то есть не пользующихся иммунитетами и привилегиями) и лиц без гражданства. Есть некоторые промежуточные категории, но они входят в одну из перечисленных основных категорий (например, лица, имеющие двойное гражданство, входят в число граждан соответствующих государств).
Представления о процессе воздействия международного права на положение населения зависят от взглядов на соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права и на понятие международной правосубъектности. [16, c.206].
Различие мнений по этому вопросу определяется прежде всего тем, придерживаются ли соответствующие авторы монистической или дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права.
Радикальные монисты считают, что
международное право
Умеренные монисты и умеренные дуалисты исходят из того, что международное право может непосредственно регулировать внутригосударственные отношения и таким образом определять положение населения и отдельных лиц, если такова была воля создателей конкретных международно - правовых норм, то есть практически участников международных договоров, ясно выразивших желание распространить их действие непосредственно на те или иные категории населения (индивидов).
Последовательные дуалисты отрицают
возможность непосредственного
регулирования положения
В современной западной доктрине подавляющее
большинство авторов
Учеными Республики Беларусь по этому поводу высказываются различные точки зрения. Нередко отмечается, что соглашения, предусматривающие прямой доступ индивидов в международные судебные органы, встречаются чрезвычайно редко, нетипичны и не могут изменить общее правило. Иногда подчеркивается, что международная правосубъектность индивидов носит в этих случаях производный, ограниченный характер и не должна противопоставляться государственному суверенитету. Вместе с тем существует мнение, согласно которому такого рода соглашения создают лишь взаимные права и обязанности для их участников по поводу прямого доступа индивидов в международные судебные органы и объективно не могут превратить индивидов в субъектов международного права, подчинить их непосредственному воздействию норм, содержащихся в этих соглашениях, поскольку индивиды не в состоянии участвовать в межгосударственных отношениях [17, с. 129].
Таким образом, в состав населения любого государства входят граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу - лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды). Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан определенного государства.
Правовой статус населения определяется прежде всего нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения основных прав и свобод человека.
Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных состояний человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditiosinequanon) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства.
С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.
Всеобщая декларация прав человека 1948г. устанавливает, что: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» (ст. 15). Еще в 1923 г. Постоянная палата международного правосудия установила, что «в современном международном праве вопросы гражданства находятся ... в принципе в исключительном ведении» каждого государства. При этом каждое государство самостоятельно определяет, кто является его гражданами, в соответствии со своим законом с учетом норм международного права. Подтверждение тому мы встречаем в статье 3 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года.
Информация о работе Основания приобретения и прекращения гражданства РБ