Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Теория права и государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Единство материального и духовного мира обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными и точными науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных субъектах права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах. В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Государство………………………………....…………………………..6
1.1 Предпосылки появления государств... ……………………………….......6
1.2 Понятие, признаки и сущность государства.. ……………..…..………....8
1.3 Сущность и типология государств………………………………………11
2. Понятие, признаки и происхождение права.………………..…………. .16
3. Соотношение государства и права..…………………………………18
3.1.Воздействие государства на право……………………………………...18
3.2. Влияние права на государство……………………………………….…21
3.3. Соотношение государства и права……………………………………..23
Заключение ……………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………………......26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

Организация публичной политической власти. Имеется в виду то, что, во-первых, государство является властью, которая не сливается с обществом, а выделяется из него, будучи относительно самостоятельной по отношению к обществу, в определенном смысле над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечить поддержание правопорядка, нормальной жизнедеятельности людей; в-четвертых, публичная власть как разновидность политической власти означает наличие у нее особого аппарата, включающего различные органы. Этот аппарат (механизм) имеет свою материальную базу (государственную собственность), свои источники доходов (налоги); и, наконец, в-пятых, политическая власть – это организованное принуждение, концентрированное принуждение одной части общества по отношению к другой.              Суверенитет выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны – внутренний, и независимость государственной власти в сфере взаимоотношений с другими государствами – внешний.     

Суверенитет государства внутри страны выражается:       1. В единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны.         2. В общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства. Такая общеобязательность решений проявляется и в пределах экстерриториальности (например для граждан и учреждений, находящихся за границей).      

3. В прерогативе, т.е. в  возможности отмены и признании  ничтожными антиконституционные действия любой общественной власти.     4. В исключительной компетенции (полномочиях) государства на издание законов и иных нормативно-правовых актов (указов, постановлений и т.д.), их применение.              Внешний суверенитет (вне государственной территории) выражается в возможности государства самостоятельно проводить внешнюю политику, выступать в качестве равноправного участника международно-правовых отношений.           

Налоги. Под налогами понимается взимание с населения определенных материальных средств, необходимых для содержания государственного аппарата и реализации государственных программ (например, подоходный налог, налог на транспорт, на имущество и др.).     Таким образом, рассмотрев сущностные признаки государства, можно сформулировать следующее определение: государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти общества, взимающая с населения налоги, издающая законы и обеспечивающая их реализацию.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Сущность и типология государств.

 

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1. государство есть организация  политической власти в обществе (формальная сторона);             2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).              Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.          Можно выделить два подхода к сущности государства:

  1) классовый, - здесь государство  является организацией политической  власти   экономически господствующего  класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже  присутствуют, но они отходят  на второй план;

  2) общесоциальный, - здесь  государство является организацией  политической власти, создающей  условия для компромисса, согласия  различных классов и социальных  групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.

   Наряду с этими  основными можно выделить и  религиозный, и национальный, и расовый  и иные подходы к познанию  сущности государства.

   Иначе говоря, сущность  государства многоаспектна. В зависимости  от исторических условий на  первый план может выходить  любое из названных начал.

   Государство —  явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:

  ♦ по социальным  признакам (характеру государственной  власти);

  ♦ по форме (способам  организации власти);

  ♦ по видам государственного  режима (методам осуществления государственной  власти);

  ♦ по способу возникновения (соединения, разделения одного государства  на несколько новых);

  ♦ по уровню развития, организации государственно-политических  институтов;

  ♦ по уровню развития  права (правовые, полуправовые);

  ♦ по признакам, указывающим  на источник государственной  власти и др.

Типология государств - это их научная классификация, т.е. один из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государств. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках.

В настоящее время существует два подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный, претендующими на глобальный охват значительных временных и пространственных массивов.

Формационная типология. Эта типология (подход) традиционно опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Основными критериями общественно-экономических формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства. При наличии этих признаков налицо экономическая общественная формация, которая не может обойтись без той или иной формы государственности. Согласно этому подходу, государство и по существу, и по форме обусловлено экономическим строем общества: оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Тип государства определяется тем, какому классу (классам) оно служит. Формационная типология выделяет четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом она делит их на эксплуататорские и неэксплуататорские.     

Рабовладельческое государство. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX—VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта.

По сравнению с восточным обществом европейское рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложе­ны предпосылки дальнейшего развития. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствую­щее ему государство.

Феодальное государство.Государства этого типа возникли в Европе в VI—IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость кре­стьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. Они возникают как централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятельство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество, и собственность является частной, существует республиканская форма правления (города-республики Новгород, Псков, Венеция, Генуя, и др.).

Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

            Буржуазное государство. Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200—300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средства­ми производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии (период свободной конкуренции) класс буржуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство.

Второй этап развития буржуазного общества — период монолистического капитализма — начался в конце XIX — начале XX в. В руках не многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военнополицейские в Латинской Америке и Южной Африке и др.).

На третьем этапе, в начале прошлого столетия, хотя государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества. Государство активнее вмешивается в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования, осуществляются много миллиардные социальные программы.

Социалистическое государство. Сама идея государства такого типа возникла первоначально в теории — в работах К. Маркса, Ф. Энгельса,                В. И. Ленина — как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полу государством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неограниченную власть.

Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застой­ный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество.

Цивилизационная типология. Эта типология связана с понятием "цивилизация". В самом общем виде понятие "цивилизации" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Информация о работе Соотношение государства и права