Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН. вопросы к государственному экзамену по Теории права и государства 17 01 12.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Индивид, совершающий противоправное деяние, становится субъектом правонарушения, а затем и ответственности при усло­вии его способности правильно понимать социальный смысл своего поступка.

Субъективная сторона правонарушения.

С субъективной стороны всякое правонаруше­ние характеризуется наличием вины, т.е. психическим отноше­нием лица к содеянному. Степень этой вины наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливается правоприменительными органами на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки правонарушителем своих действий и предвиде­ния общественно опасных последствий своего поведения.

Различают две основные формы вины: умысел и неосторож­ность. Причем умысел бывает прямой и косвенный (эвентуаль­ный).

Прямой умысел выражается в осознании правонаруши­телем общественно опасного характера своего деяния, в предви­дении общественно опасных последствий и желании их наступ­ления.

Косвенный умысел заключается в осознании правона­рушителем общественно опасного характера своего действия или бездействия, в предвидении общественно опасных последствий и сознательном допущении их.

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвиде­нии правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединенном с легкомыс­ленным расчетом на их предотвращение.

Небрежность выражается в непредвидении правонару­шителем возможности наступления общественно опасных пос­ледствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельст­вам дела он мог и должен был их предвидеть.

 

46.    Законность: понятие, требования, гарантии;

Законность - это сложная комплексная категория. Это правовое явление поразному определяется различными авторами.
Обобщенно можно выделить следующие основные подходы к понятию законности:
§ законность - это правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений;
§ законность - это принцип или требование такого соблюдения;
§ законность - это метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;
§ законность - это режим общественной жизни, основанный на таком соблюдении.
В литературе выделяют идеи законности, принципы, требования, гарантии законности. При этом общепринятого разделения этих явлений не выработано. Кроме этого, законность сама выступает как принцип и требование (например, как принцип права, правотворчества, правового государства, деятельности механизма государства). Для того, чтобы разобраться во многообразии перечисленных явлений, мы будем исходить из следующего определения законности. 
Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи соци-альной справедливости. 
Законность представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов. 
К структурным элементам законности относятся:
- цель - достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права;
- взгляды и принципы - содержание и теоретикомировоззренческая основа законности;
- система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности;
- мотивированная деятельность человека - связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу;
- критерии оценки поведения субъектов общественных отношений - действующее законодательство;
- юридическая основа законности - право и правомерное поведение участников отношений.
С учетом изложенного можно выделить основные свойства законности: 
§ во-первых, ее причинноследственную зависимость от социальнонравственных и государственно-правовых процессов; этот признак в свою очередь раскрывается в двух связях (свойствах) законности:
- связь законности и демократии (дело в том, что в условиях авторитарного режима законность как таковая не нужна: основным регулятором общественных отношений становится не столько право, сколько сила, воля людей, стоящих у власти);
- неразрывная связь законности и культурности заключается в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц государства;
§ во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений; 
§ в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политикоправовых явлений; 
§ В-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.

Многие авторы не проводят разделения между принципами и требованиями законности. Тем не менее эти явления можно разграничить.
Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности.
Требования законности - то, чего "требует" законность, т.е. сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным.

Принципы законности

- Единство законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых , установленных для всего государства нормативных актов; единстве юридической (нормативной) основы законности.
- Всеобщность законности состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, изпод влияния права; законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем без исключения.
- Верховенство закона проявляется в том, что законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам. Этот принцип понимается как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.
- Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Критерием оценки законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Требования законности

Требования законности (то, что "требует" законность) отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны, прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п.
К требованиям законности можно отнести:
- гарантированность прав и свобод личности выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.
- неотвратимость наказания за нарушения законности состоит в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватное содеянному наказание.
- недопустимость противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что субъектам права предоставляется возможность принять наиболее целесообразное решение в границах, определенных юридической нормой и категорически запрещается нарушать закон, руководствуясь требованиями целесообразности.
- реальность законности - это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Перечень требований законности не исчерпывается вышеназванными. Рассматривая вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований.
Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования:
- все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
- подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
- акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
- акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые -либо прямо зафиксированы в законе, -либо вытекают из его текста:
- законы должны соответствовать конституции;
- законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации в части, отнесенной к компетенции Федерации, и т.д.
Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создает дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка. 

Гарантии законности

Гарантии законности - объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность.
24.3.1. Виды гарантий законности .
Общие условия - это объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. 
§ экономические - состояние экономического развития общества, организация системы хозяйства и др.
§ политические - состояние государственной власти, развитие институтов демократии и др.
§ духовные - определяются уровнем общей политической и правовой культуры населения.
§ социальные - условия социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих прав и свобод; жизненный уровень населения, рост (отсутствие) безработицы, стоимость жизни, социальных услуг самым непосредственным образом влияют на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона -либо, наоборот, на законопослушное поведение.
Специальные юридические гарантии - это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационноправовая деятельность государства по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.
§ средства предупреждения правонарушений
§ средства выявления (обнаружения) правонарушений
§ средства пресечения правонарушений (задержание, арест, обыск, подписка о невыезде и др.)
§ меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений
§ юридическая ответственность
§ процессуальные - состоят в процессуальном обеспечении прав и свобод граждан
§ организационные (надзор т контроль за состоянием законности, деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Прокуратуры России, а также президентский контроль, Уполномоченный по правам человека.

 

47.    Правопорядок: понятие и сущность;

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Следовательно, правопорядок является частью общественного порядка. 
Общественный порядок - это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Правопорядок представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате реализации правовых норм на основе законности.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

 Признаки правопорядка

§ правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;
§ это прядок, предусмотренный нормами права;
§ правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования;
§ он обеспечивается государством.
Правопорядок - это фактическое состояние урегулированных правом отношений. Модель правопорядка заложена в предписаниях правовых норм, пути построения правопорядка воплощены в реализации принципов и требований законности. В отличие от всех этих явлений правопорядок обладает наименьшей степенью абстракции, это реальная, фактическая характеристика общества.

Принципы правопорядка

Определенность. Правопорядок базируется на формальноопределенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими охранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.
Соотношение законности и правопорядка проявляется в том, что правопорядок есть реализованная законность.

 

48.    Понятие правовой системы;

Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.
Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., которые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Основные элементы правовой системы:
§ право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;
§ законодательство и иные источники права;
§ юридическая практика, ядро которой - судебная практика; причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;
§ правосознание.
Говоря о правовой системе, надо учитывать, что нет универсальной правовой системы, некой модели, приемлемой для всех государств. Однако своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. Проблема критериев типологии правовых систем очень сложна, этот вопрос невозможно охватить рамками учебного курса. Скажем лишь, что в настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозноэтические признаки права.
В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: 
· национальные правовые системы,
· правовые семьи,
· группы правовых систем.
Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
В зависимости от особенностей способов правообразования различают 4 правовых семьи современности:
§ романо-германская правовая семья, или система статутного права;
§ англосаксонская правовая семья, или система общего права;
§ религиознообщинная правовая семья; 
§ идеологизированная правовая семья.
В качестве более полной классификации выделяют семьи:
общего права,
романо-германскую, обычнотрадиционную,
мусульманскую,
индусскую, 
славянскую.
Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.
Группы правовых систем - это совокупность национальных правовых семей, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.
Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:
§ группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковнокатолическое) право);
§ группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).
Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют также две группы:
- группа английского и американского права (Англия, США);
- группа правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.
В рамках славянской правовой семьи выделяют:
- группу российского права (Россия и ее субъекты);
- группа западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"