Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

7)Понятие и сущность конституции. Признаки конституции. Функции конституции.

Понятие конституции. В современной науке конституционного права термин «конститу­ция» употребляется в двух основных значениях: конституция факти­ческая и конституция юридическая. Фактическая конституция — это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Консти­туция юридическая — это документ, основной закон (несколько основ­ных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имею­щий высшую юридическую силу и особый объект, т.е. регулирующий в большем' или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества.Значение конституции. По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конститу­ции: общественный строй будет справедливым, если принять «хоро­шую» конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режимов в СССР, Болгарии, Румынии, Чехослова­кии в конституциях провозглашалась полнота власти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждан и называ­лись такие важные гарантии, которых, не было в основных законах стран западной демократии. Однако действительность не соответство­вала этим положениям.Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. Сущность и свойства конституции. Представители разных юриди­ческих школ по-разному характеризуют сущность конституции. Школа естественного права видит в ней своего рода общественный договор, нормативисты — высшую, основную норму, институциона-листы — статут не только государства, но и корпоративной организа­ции общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борь­бы и закрепления ее результатов. В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ. Ее сущность как юридического документа (в данном случае речь идет не о социальной сущности) состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении конституции: в особом ее содержании (объекте регулирования), ее высшей юриди­ческой силе, роли конституции как юридической основы текущего за­конодательства, в повышенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, более сложным по сравнению с обычным законодательным процессом.Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства: более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми актами, комплексный характер конституции как правового документа и др. В ряде стран, однако, существуют отступле­ния от этих признаков. Иногда конституции регулируют не только существенные вопросы общественного и государственного строя, до и содержат их детализацию, а иногда, казалось бы, совсем частные поло­жения.Функции конституции:

1. юридическая – регулирование  определенных общественных отношений, закрепление главных моментов  деятельности государства;2. политическая  ф-ция – закрепление полит  устройства, соотнош полит сил  внутри страны.3. идеологическая  – ф-ция наивысшего правового авторитета для граждан и гос органов, юр лиц.Юридические свойства конституции есть признаки конституции как основного закона государства. К ним относятся:

1) конституция — основной закон  государства, закрепляющий важнейшие  начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение, опирается на авторитет и принудительную силу государства;2) юридическое верховенство;3) база текущего законодательства;4) особый порядок ее принятия и изменения.Важнейшим юридическим свойством является ее стабильность и устойчивость.Признаки конституции:

Юридические свойства конституции есть признаки конституции как основного закона государства. К ним относятся:1) конституция — основной закон государства, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение, опирается на авторитет и принудительную силу государства;2) юридическое верховенство;3) база текущего законодательства;4) особый порядок ее принятия и изменения.Важнейшим юридическим свойством является ее стабильность и устойчивость.

)Классификации зарубежных конституций.

Оснований для классификации неведомое количество, рассмотрим лишь основные.

1. По порядку принятия конституции:

a.)Дарованные (октроированные) - они, прежде всего, бывают в странах с монархической формой правления и монархи в целях самоограничения самодержавия, даруют народу конституцию. Напр., Манифест Николая II 1905-го года. Есть еще подвиды дарованных конституций: так, при освобождении колоний страны-колониалисты навязывали свои конституции (Зимбабве, Нигерия и т.д.). Дарованные конституции бывают также, если совершается государственный переворот, но диктаторы обычно живут без конституции от нескольких месяцев до нескольких лет, так поступил Пиночет. b.)Народные - их тоже три вида, народные конституции: •Принятые парламентом. Если парламент принимает конституцию, то есть угроза, что законодательная власть может полностью узурпировать исполнительную и судебную власть. Депутаты в конституции могут закрепить непомерные преимущества себе, законодательная власть может наделить себя чрезвычайно широкими контрольными функциями. Достоинство таких конституций - их профессиональность. •Принятые референдумом. Это самый демократический порядок принятия конституции. Первый важнейший недостаток - отрицается всякий профессионализм. Так при принятии проекта Конституции РФ мало кто видел проект в глаза, и голосовали люди в основном в силу своих политических убеждений. Так принималась и конституция Болгарии. Второй недостаток - ведь если одна из ста статей не удовлетворяет человека, он не будет голосовать за конституцию в целом, всего лишь из-за какой-то одной отдельной нормы. Здесь всех удовлетворить никогда не удастся (вот и я о том же, один раз удовлетворил, а на второй раз уже с трудом - J.S.). •Принятые специальным учредительным собранием. Это лучший вариант, особенно если собрание напоминает филадельфийский конгресс, на котором принята конституция США. На конгресс было избранно 58-мь депутатов (выдающиеся люди), в задачу конгресса входила разработка конституции и её принятие, после принятия конституции конгресс распускался, и его члены никогда не могли заниматься политикой, занимать государственные посты. Поэтому они не были заинтересованы узурпировать отдельную ветвь власти, не были заинтересованы в привилегиях. Конституция США лучшая конституция в мире, это непревзойденное достижение. Членов этого конгресса называют отцами-основателями конституции США.2. По форме конституций:a.Писаные конституции - основной закон государства, содержание которого зафиксировано буквами, иероглифами, вязью или другими знаками. 2.Класификация конституций:1) по способу принятия:• конституции, принятые законодательным органом• конституции, принятые путем народного голосования (референдума)• принятие конституции специально создаваемым коллегиальным органом (конституционным собранием, генеральной ассамблеей, учредительным собранием и т.д.) – целевое назначение и временность•дарование конституции (октроирование) – самый редкий и характерен для монархий2) по сроку действия:• временные (характерно для чрезвычайных ситуаций)• постоянные3) по способу изменения• гибкие• жесткие4) по структуре и форме• писаная – конкретная юридическая форма в виде кодифицированного сборника норм, который имеет четкую структуру, название и принимается в установленном порядке• неписанаяопределенный набор законов, который регулирует самые важные отношения в жизни государства и общества, в них включают конституционные правоотношения, судебные решения, правовые обычаи (Англия, Новая Зеландия, Израиль)5) по времени принятия• старые (к.18 – 1918г.). Особенности: закрепление принципа разделения властей, господство парламентской власти, конституционное закрепление охраны и защиты частной собственности, закрепление комплекса прав и свобод личности (США, Норвегия, Швейцария)• новые – 1918 – 1945гг. (Финляндия, Ирландия)• новейшие - 1945 – к.70-х (Франция, Япония, Италия)• сверхновейшие – последние 30 лет (СНГ, Тайланд и т.д.)

9)Содержание конституций. Модели конституционно-правового регулирования в зарубежных странах.

Содержание конституции. Основной закон имеет социальное и юридическое содержание. Социальное содержание конституции — это конкретизация ее социальной сущности. Оно на юридическом языке выражает особенности в применении тех подходов к решению карди­нальных вопросов общества, которые относятся к сущности конститу­ции. Социальное содержание богаче сущности, так как отражает необ­ходимое (основы существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные, национально-специфические особенности отдельной страны). Конституции Японии и Пакистана одинаковы по своей социальной сущности — это конституции капиталистического общества, но конкретные социальные силы в этих странах, определяю­щие их развитие, неодинаковы (в первом случае — крупная буржуазия, во втором — блок буржуазии с помещиками). Одинаковы по своей сущности, но различны по социальному содержанию конституции США и Египта, Франции и Пакистана, Бразилии и Канады и т.д.Правовое, юридическое содержание конституции — это тот юриди­чески значимый материал, из которого она состоит. Это нормы, закреп­ляющие основы общественного строя (формы собственности, органи­зацию управления экономикой, например плановое или рыночное хо­зяйство, партийную систему и др.), государственного строя (форму правления, форму устройства государства и др.), основные права граж­дан (право собственности, право на труд, на свободу слова, неприкос­новенность личности и др.). Правовое содержание конституции неоди­наково в монархической Бельгии (она регулирует многие отношения, связанные с троном) и республиканской Франции, в демократической Японии и тоталитарной КНДР, в развитой Италии и африканской Ботсване. Различие в правовом содержании находят свое концентри­рованное выражение в том, что конституционно-правовые институты, существующие в одной стране, отсутствуют в другой.Модели конс.прав.регулирвания- Предмет конституционного регулирования, как и в целом правового регулирования, - общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников (субъектов) отношений, устанавливая основы их статуса, предпосылки, а то и достаточно определенные правила функционирования.Что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции - сложный вопрос. По политическим целям конституция должна и отразить сегодняшнюю политическую организацию (политическую систему) страны, и стать основой ее дальнейшего развития. Но будучи документом юридическим, конституция достигает указанных целей специфическими средствами, присущими ей как правовому акту, закону.Кроме того, важную роль играют соображения целесообразности в соотношении с природой конституции. Первое означает: политических целей у общества, по разумению тех, кто предлагает ему новую конституцию, может быть много, средств их реализации - еще больше. Значит, возникает проблема выбора, поскольку конституция обращена лишь к основному. А учитывая второе обстоятельство, конституция не может «растекаться мыслею по древу», она не является чересчур большим документом (хотя и такие бывают) и все должна отражать в концентрированной и лаконичной форме.Таким образом, получается, что каждая конституция - это продукт переплетения объективного и субъективного. Объективно то, что она должна закрепить социально-экономические устои общества, основы статуса человека и гражданина, политические механизмы власти, причем сделать это сжато. Субъективно то, что все-таки конкретные люди и на данном отрезке развития страны, общества будут формулировать основной закон.

10)Порядок принятия и изменения конституций в зарубежных странах. Дополнительные процедуры, предусмотренные для принятия, изменения конституций.

Порядок принятия и изменения конституций

1)— принятие парламентом. Обычно парламенты принимают конституции квалифицированным большинством (2/3, иногда 3/5, 3/4) от общего числа членов парламента.2)-- на референдуме. В некоторых странах (например, в Румынии) совмещаются оба способа. Конституция принимается парламентом, а затем утверждается на референдуме, т. е. принимается смешанным способом.3)--Учредительное собрание — особый орган, специально избираемый для принятия конституции, по достижении указанной цели распускается или преобразуется в постоянно действующий представительный орган (парламент). 4)---Октроированные конституции — это конституции дарованные. По порядку проведения конституционных реформ конституции подразделяются на гибкие и жесткие .

Элементами жесткого порядка внесения изменений в действующие конституции могут быть:

1)— требование квалифицированного большинства голосов в органе, принимающем поправку или конст-ю;2)— необходимость созыва учредительного собрания;3)— утверждение поправки на референдуме;4)— требование двойного вотума — простой вотум, при котором для принятия поправки необходимо голосовать дважды — на двух сессиях парламента, при сложном двойном вотуме поправка принимается двумя разными составами парламента;5)— ратификация поправок законодательными органами субъектов федерации

Изменение конституции. Для внесения поправок в текст уже дейст­вующей конституции созыва учредительного собрания обычно не тре­буется, но в некоторых странах, например в Болгарии, для изменения «укрепленных» статей конституции (нормы о территории государства, государственном строе и др.) это необходимо. Поправки вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями. Прежде всего само предложение о внесении поправок требует соблю­дения определенных условий. Если проект обычного закона в ряде стран может внести один член парламента, то проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, оп­ределенной группой депутатов (в Турции — 1/3 всего состава парла­мента, в Болгарии 1/4), субъектами федерации (в Бразилии — полови­ной штатов) и т.д.Как правило, поправка должна быть принята не простым, а квали­фицированным большинством в каждой палате парламента (2/3 обще­го числа голосов в Австрии, Италии, Нидерландах и др., 3/5 — в Гре­ции, Испании при частичных поправках, 3/4 — в Болгарии) или (что реже) на совместном заседании палат (3/5 голосов во Франции)1. Такое решение не всегда является окончательным. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интер­валом (в Греции — не менее месяца, в Италии — три месяца). В неко­торых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента (Бельгия, Финляндия). Иногда принятие поправки парламентом бывает предварительным и на другой сессии, особо повышенным квалифицированным большин­ством — окончательным (Украина и др.).После того как парламент принял поправку к конституции, в неко­торых федерациях его решение должно быть утверждено определен­ным большинством субъектов федерации (в США — 3/4). В Дании, Египте, Швейцарии, некоторых других странах оно утверждается ре­ферендумом. Во Франции указанные 3/5 голосов конгресса (совмест­ного заседания палат) — это тоже утверждение ранее принятых реше­ний палат.2 варианта внесения изменений:1) европейский – если принимается новая статья в конституцию, то старая, недействующая, удаляется из текста и заменяется новой2) американский – конституция расценивается как нечто целое, неделимое, ее содержание не меняется, из нее ничего не исключают, а все изменяют в виде поправок.Существуют 2 основных способа отмены конституции:1) обычный порядок (принята новая конституция, после чего старая автоматически отменяется)2) чрезвычайный порядок (акт чрезвычайного законодательства, отмена связана с какими-то чрезвычайными ситуациями в стране)

11)Форма и структура конституций в зарубежных странах. Писаные и неписаные, кодифицированные и некодифицированные конституции.

Форма представляет собой способ, контуры выражения конституционных положений. Этот способ может быть различным. Форма, безусловно, служит отражением содержания конституции. Изменения в содержании влекут изменения в форме.Так, по способу выражения правовых норм конституции делятся на писаные, смешанные и неписаные. Это деление условно, поскольку и при писаных конституциях действуют конституционные обычаи.Так, к писаным относятся те конституции, которые признаются основными законами, обладают высшей юридической силой и принимаются в особом порядке. Такие акты существуют в подавляющем большинстве стран. Они могут состоять из одного, двух или нескольких документов. В связи с этим писаные конституции можно подразделить на два подвида: на кодифицированные (США, Франция, Италия и т.д.) и некоифицированные (Швеция, Израиль). Например, В Дании - два документа, В Швеции - четыре. При наличии нескольких актов, один из них, как правило, признается основополагающим, а другие дополняют его. Таким актом в Швеции является документ, который называется «Форма правления». Конституция Австрии включает Федеральный конституционный закон от 7 декабря 1929г., Федеральный конституционный закон от 26 октября 1955г. «О нейтралитете Австрии», Основной закон государства от 21 декабря 1867г. «Об общих правах граждан королевства и земель, представленных в имперском совете» и еще 11 актов. Австрийская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1985.Писаная некодифицированная конституция представляет собой совокупность писаных, то есть юридически зафиксированных актов, содержащих материальную часть основного закона, то есть регулирование вопросов, относимых к конституционным. Некодифицированные конституции могут быть как «жесткими», так и «гибкими». Основные законы Израиля, например, являются простыми законами и могут быть изменены другими основными законами, принимаемыми большинством голосов членов Кнессета.Смешанная конституция состоит частично из писаных актов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Например, Конституция Великобритании, в которой постоянно увеличивается писаная часть и имеется ряд актов, целиком относящихся к конституционным - Акт о парламенте 1911г., Закон от 16 декабря 1949г. об изменении Акта о парламенте, Акт о палате общин 1978г., Акт о палате лордов 1999г.Однако эволюция Основного закона Великобритании проходит в направлении уменьшения неписаной части, обычай и прецедент не превалируют над статутным правом, напротив, изданный парламентом акт прекращает действие конвенционных норм, выводимых из судебных решений. Подобную же форму имеет и новозеландская конституция.Форма смешанной конституции влечет некоторые последствия: труды выдающихся ученых признаются за источник государственного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писаных и неписаных норм. Такое толкование юристами является не первичным, а производным источником права. Названный характер трудов юристов подтверждается судебной практикой. Уолкер Р. Английская судебная система. М.: Юрид. лит., 1980. С.197.Неписаная конституция, то есть нигде не зафиксированная, существует обычно временно - после революций, переворотов и т.п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. В это время, как правило, сохраняют свое действие прежние акты текущего законодательства, если они не противоречат сущности и целям нового режима.Деление конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответственен только перед нижней палатой Парламента - Национальным собранием, но на практике несет ответственность и перед Президентом. Вообще конституционные обычаи в той или иной мере свойственны любой стране, и, не зная их, невозможно представить себе действие соответствующих конституций.Что касается структуры конституций, то она, за редким исключением, имеет стандартизированный вид - она включает преамбулу (введение), основную часть. Завершается конституция обычно переходными и заключительными положениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочий федераций и субъектов), и др. Неотъемлемая часть конституции - поправки к ней. Иногда (например, США) они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.В преамбуле обычно излагаются цели конституции, характеризуются исторические условия ее издания, иногда провозглашается права и свободы или руководящие начала государственной политики. Эта часть конституции весьма важна в политическом и идеологическом плане. Связано это с тем, что они принимаются в особые, переломные моменты в истории страны. Так, конституции Испании, Португалии, Германии, Японии в своих преамбулах отражают естественное после ликвидации фашизма стремление к построению свободного демократического мирного государства, преамбула к Конституции Индии - создание независимого государства, к Конституции США - образование федерации. Конституции зарубежных государств. М.: Изд-во БЕК, 1999; Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М.: Прогресс, 1998. С.17.Что же касается нормативной природы и юридической силы преамбул, то обычно признается, что положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции, то есть преамбулы указывают направления, в которых должны толковаться остальные конституционные положения.В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее нормы о судебной власти и наконец об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок: сначала - глава государства, а в конце орган конституционной юстиции (например, Конституция Испании). Иногда порядок расположения норм об органах государственной власти может указывать на превалирующее значение одних органов по отношению к другим. Например, в Конституции Франции на первом месте стоят нормы о Президенте Республики, затем о Правительстве и лишь потом о Парламенте. Данное размещение разделов указывает на действительное положение соответствующих органов в системе государственной власти.Основная часть может состоять из разделов, частей и глав, разделенных на отдельные параграфы или статьи. В то же время Конституция США разделена на статьи, которые включают в себя разделы. Такие различия чаще всего зависят от субъективной воли законодателя.Заключительные положения содержит различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу, определяются сроки образования вновь учреждаемых органов власти, сроки издания органического и иного законодательства, к которому имеются отсылки в конституции. В этих положениях могут находиться разъясняющие положения, содержаться нормы о толковании конституции. Подчас в этих положениях содержаться статьи, значение которых весьма велико и которые определяют новый государственный строй. Так, в Заключительных положениях Конституции Италии запрещают восстановление в какой бы то ни было форме фашистской партии. Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1998. С.78.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"