Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
29)Государственный режим: понятие, виды в различных формах правления.
Форма правления представляет собой
юридическую модель отношений между соответствующими
высшими государственными органами. Реальный
же порядок их функционирования и взаимодействия
нередко существенно отличается от конституционной
модели, а подчас даже противоположен ей. Этот порядок
иногда именуется государственным режимом,
что нам представляется вполне приемлемым*.
Понятие государственного режима не следует
смешивать с рассмотренным выше – в п.
4 § 5 гл. IV – понятием политического режима,
которое значительно шире**. В то же время,
принимая во внимание вышесказанное, очевидно,
что нельзя анализировать конституционную
модель отношений власти без учета фактической
системы этих отношений. При этом необходимо
иметь в виду, что государственный режим
более или менее тесно связан с соответствующей
формой правления, даже если и противоположен
ей. Поэтому мы сочли нецелесообразным
давать отдельную классификацию государственных
режимов. Их признаки будут изложены при
освещении соответствующих форм правления,
к которому мы теперь и переходим.§ 2. МОНАРХИЯ.
Главное – в полномочиях монарха. В зависимости
от того, каковы они, мы различаем отмеченные
выше на схеме разновидности монархической
формы правления.2. Абсолютная монархияЭта
форма правления типична для позднего
феодализма, когда в глубинах аграрного
строя вызревают зачатки индустриального.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием конституционных законов 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских государств обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.При прочих равных условиях республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.2. Дуалистическая (президентская) республикаЭта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.Прежде всего здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов (checks and balancies). Рассмотрим, в чем это проявляется.И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. 3. Парламентарная республикаВместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Показательно, что ст. 74 Конституции Республики Индии 1949 года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства.Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, – политическая ответственность правительства перед парламентом или его нижней палатой. Как и там, ответственность эта – часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.4. Смешанная (полупрезидентская) республикаТакая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит Правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента – Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.
30)Понятие и конституционное регулирование территориально-политического устройства зарубежных государств.
Понятие территориально-политического
устройства государства. В конституционном
праве есть понятия государственной территории
и государственных границ, определяющих ее параметры. Пределы
территории государства в тех или иных
формулировках обозначаются в конституциях.
Однако эти конституционные нормы нередко
отражают лишь принципиальный подход
к этому вопросу с позиций международного
права: говорится о суше, внутренних водах,
о 12-мильной полосе территориального моря
у берегов страны, континентальном шельфе,
воздушном столбе над этими сухопутными
и водными пространствами на практически
досягаемую высоту. Но иногда конституции
фиксируют границы государства по параллелям
и меридианам (как, например, в Западном
Самоа), называют государства-соседей
(Коста-Рика), перечисляют острова (Куба),
определяют «свой» сектор моря и его границы
с некоторыми государствами (например,
сектор Каспийского моря в конституции
Азербайджана) и т.д.Территория государства
всегда определенным образом организована,
разделена на части административного
или политического значения, в которых
проживает население, с целью управления
им. Соответствующие главы конституций
иногда так и называются: «Об организации
государства». В данном случае речь идет
не о системе государственных органов,
а о территориальной организации государства.В
качестве обобщающего для такой организации
в отечественной литературе долгое время
использовался термин «форма государственного
устройства». Однако из-за многозначности
слова «устройство» этот термин подвергается
критике, ибо «государственное устройство»
иногда понимается в предельно широком
значении — как устройство государства
в целом, включая некоторые социально-экономические
и политические моменты, систему органов
государства и т.д. В некоторых новых изданиях
понятие «государственное устройство»
заменено понятием «территориальная организация
публичной власти». Поскольку публичной
властью является и государственная власть,
и власть территориальиого коллектива,
представленная местным самоуправлением,
в главу о территориальной организации
публичной власти включаются вопросы,
относящиеся не только к государственным
формам, но и к территориальной организации
местного самоуправления. Однако, как
известно, местное самоуправление не входит
в систему государственной власти. Поэтому
объединение этих разнородных явлений
имеет свои негативные стороны. Вопросы
территориальной организации государственной
власти (например, федерация) и вопросы
организации власти территориального
коллектива (например, сельский сход) решаются
в конституционном праве по-разному. В
связи со всем этим в данном учебнике соответствующие
вопросы разделены, термин «форма государственного
устройства» не употребляется, а словосочетания
«формы территориально-политического
устройства государства» и «формы территориально-политической
организации государства» использованы
как синонимы.Классификация форм территориально-политического
устройства государства. Традиционно
различаются две основные формы территориально-политического
устройства государства: унитарное и федеративное
государство. Конфедерация является союзом
государств, в основном это международно-правовое
объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые
элементы, и потому о конфедерациях тоже
иногда упоминается в конституционном
праве (хотя в настоящее время конфедераций
в мире нет). Существуют и другие союзы
и содружества государств (Европейский
союз, британское Содружество, СНГ и т.д.),
в отдельных из них тоже есть более (Европейский
союз) или менее (СНГ) значительные элементы
конституционно-правового регулирования.
В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии
и России (в 1997 г. преобразовано в Союз)
существуют общие органы, решения которых
могут иметь обязательную силу для обоих
государств. Эти объединения тоже в какой-то
мере могут изучаться не только в международном
публичном праве, но и в конституционном.Формой
территориально-политической организации
государственности является также автономия,
особенно политическая автономия, тем
более если она создана на основе самоопределения
этнических групп, национальных меньшинств.
В последние десятилетия в некоторых странах
(Испания, Италия и др.) сложилось так называемое
регионалистское государство, сочетающее
разнообразные элементы унитаризма, федерализма,
автономии и являющееся, по существу, переходным
от унитаризма к федерализму.Административно-
31.Унитарное государство: понятие, признаки и его разновидности (простое и сложное; централизованное, децентрализованное, относительно централизованное). Регионалистское государство.
Унитарное государство – единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Существуют унитарные государства, которые
не имеют административно-
32.Федерация: понятие, признаки, виды. Территориальные элементы федерации. Гарантии целостности федеративного государства.
Федерация – союзное государство, субъекты
которого обладают самоограниченным государственным
суверенитетом (РФ, США, Индия).Существует 2 вида федераций:1)договорные2)
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"