Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Ко второй, внешнефункциональной, подсистеме относятся:

  1. организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и законностью правовых актов,
  2. соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
  3. исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
  4. исполнением уголовного наказания,
  5. исполнением законов судебными приставами,
  6. участия прокурора в рассмотрении дел судами, расследования преступлений,
  7. взаимодействия с другими органами,
  8. координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  9. участия в правотворческой деятельности,
  10. международного сотрудничества,
  11. работы с обращениями граждан
  12. работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

Третью, вспомогательную, подсистему составляют:

  1. делопроизводство,
  2. организация и ведение учета, отчетности,
  3. систематизации законодательства,
  4. материально-технического
  5. финансового обеспечения.

Возникновение организационных отношений и регулирование процесса организации работы в органах прокуратуры связано с управлением. Сущность управления в прокуратуре состоит в волевом воздействии вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с целью достижения надлежащего выполнения задач и повышение эффективности их деятельности.

Управленческое воздействие в отношении всех органовпрокуратуры оказывается со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Прокуратуры субъектов РФ осуществляют управление подчиненными им прокуратурами городского, районного звена. Управленческая деятельность этих органов выражается прежде всего в принятии и реализации управленческих решений, контроле за работой подчиненных прокуратур, оценке их деятельности, выявлении и распространении передового опыта, стимулировании (мотивации) работы в органах прокуратуры.

Важным управленческим воздействием является оценка деятельности прокурорских работников. Критерием оценки должно быть не состояние преступности, а своевременность, качество и полнота принятия мер по пресечению и установлению нарушений закона, требующих прокурорского реагирования.

Управленческие решения в органах прокуратуры находят отражение в приказах, указаниях, распоряжениях, инструкциях, решениях коллегий и координационных совещаниях, заданиях и других документах, которые являются обязательными для исполнителей. Ряд управленческих документов носит рекомендательный характер. К их числу относятся информационные письма, обзоры, обобщения прокурорской и следственной практики.

Выявление и распространение передового опыта выражается в обобщении информации о деятельности нижестоящих прокуратур, подготовке информационных писем о положительном опыте работы либо недостатках и упущениях и указании другим прокуратурам учесть их в своей работе.

Контроль выражается в проверке исполнения.

Наряду с проверками для обеспечения контроля используются отчеты подчиненных прокуроров о проделанной работе или по результатам проверок работы соответствующей прокуратуры, изучение поступающих от нижестоящих прокуратур актов прокурорского реагирования.

Результативность деятельности прокурорских работников во многом зависит от наличия благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Это выражается прежде всего в материальной, моральной и иной заинтересованности прокуроров и следователей в повышении эффективности своего труда, ответственности за порученное дело. К числу обстоятельств, стимулирующих деятельность прокурорских работников, обычно относят: понимание важности и уверенность в значимости тех функций, которые выполняют в государстве органы прокуратуры, справедливое материальное и социальное обеспечение, признание профессионализма и компетентности как основание для продвижения по службе, наличие надлежащего микроклимата в коллективе и хорошего руководителя.

Правильная организация работы и целенаправленное управление в своем единстве обеспечивают слаженность и ритмичность функционирования всей прокурорской системы (как единого организма, так и отдельных частей), направляют деятельность прокурорских работников на выполнение стоящих перед ними задач

 

10. Система прокуратуры РФ

Прокуратура в РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.

Система органов прокуратуры построена по принципу:

1) административно-территориального и национально-государственного устройства РФ;

2) постоянной дислокации воинских  частей и подразделений;

3) отраслевой принадлежности к  определенной сфере деятельности.

Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов ВС РФ.

В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.

Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

 

11. Структура органов прокуратуры РФ

Структура

Генеральная прокуратура

  1. Главное организационно-инспекторское управление
    • Организационное управление
    • Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации
    • Инспекторское управление
    • Информационно-аналитическое управление
  2. Управление кадров
  3. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства
    • Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики
    • Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан
    • Организационно-методический отдел
  4. Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере
  5. Главное управление по надзору за следствием
    • Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры
    • Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России
    • Организационно-методический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  6. Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельности
  7. Управление по надзору за расследованием особо важных дел
  8. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму
  9. Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции
  10. Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами
    • Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда Российской Федерации
    • Управление по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства
      • Отдел по поддержанию государственного обвинения
      • Организационно-аналитический отдел
      • Отдел документационного обеспечения
  11. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
  12. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний
  13. Правовое управление
  14. Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Управление экстрадиции
    • Управление правовой помощи
    • Управление международного права
  15. Управление взаимодействия со средствами массовой информации
  16. Первый отдел (на правах управления)
  17. Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры
    • Управление делами
    • Управление документационного и методического обеспечения
    • Управление по рассмотрению обращений и приему граждан
      • Отдел по приему граждан
      • Отдел по рассмотрению обращений
      • Информационно-справочный отдел
    • Отдел административно-хозяйственной и договорной работы
    • Отдел контрольно-ревизионной работы (на правах управления)
  18. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе
  19. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
  20. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе
  21. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
  22. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
  23. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе
  24. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
  25. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
  26. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»

Академия генеральной прокуратуры РФ

Целями деятельности Академии являются:

  1. повышение квалификации работников прокуратуры, подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры
  2. научное и учебно-методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры Российской Федерации
 

12. Взаимодействие органов прокуратуры  с органами государственной власти  и населением

Взаимодействие – взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона - лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в отношениях с указанными органами, хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия.

Органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Соответственно и органы МСУ, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти, МСК. Их взаимодействие строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, МСУ формам деятельности: проведение заседаний, сессий. Прокурорам предоставляется право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов МСУ. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е. с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.

Исходя из этих особенностей, к формам взаимодействия прокуратуры с представительными (законодательными) органами власти, органами МСУ можно отнести:

  1. взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;
  2. совместную разработку и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;
  3. совместную деятельность по подготовке проектов НПА, касающихся вопросов борьбы с
  4. преступностью и правонарушениями;
  5. совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
  6. участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;
  7. участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, МСУ;
  8. предварительное ознакомление прокуроров с проектами НПА, принимаемых органами власти.

Несколько иной характер взаимоотношений у прокуратуры с органами контроля. Это, как правило, структурные подразделения (главные управления, департаменты, отделы, инспекции) федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять контрольные функции в определенной области управления.

Особенности правовой регламентации организации и деятельности органов контроля заключаются в том, что их правовые статусы приняты во исполнение и развитие федеральных законов и указов Президента РФ, соответствуют им.

Прокуратура, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить проверки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопросов, а с другой стороны, прокуроры сами проверяют законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.

Формы взаимодействия прокуратуры с органами контроля:

  1. взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;
  2. участие представителей органов контроля в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;
  3. привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в прокурорских проверках;
  4. участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"