Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:47, шпаргалка
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования ( обязательная, содержательная сторона);
Наиболее последовательное
связывание с помощью права
1 принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое Г- во должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.
2 принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:
— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;
— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
— взаимной ответственности Г и личности и т.д.
Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Идея правового Г есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии Г на власть с одновременным изменением соотношения свободы Г и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового Г два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально- юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. и если же, напротив, брать за основу только формально-юридический, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством ра. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно его так оградить, что Г- во вообще не выполнит ни одной из своих функций, и тогда гражданское общество от этого ничего не выиграет, наоборот, только проиграет.
17. Разделение власти как принцип правового государства***
Требование принципа разделения властей, сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для |достижения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным ном власти и занимающуюся реализацией данных законов и административно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной, и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Система «сдержек
и противовесов»,
Так, применительно к законодательно
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных
структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.
Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».
18. Гражданское общество: понятие, структура, признаки ***
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями как Аристотель, Цицерон, Греции, Гоббс, Локк, Гегель, многими другими.
и нитью - идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национально-экономических, семейных отношений и институтов, о которых удовлетворяются интересы индивидов и их
Структура гражданского общества:
1) негосударственные социально-
Признаки гражданского общества:
— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; — самоуправляемость; — конкуренция образующих его структур и различных групп людей; — свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; — всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; — жизнедеятельность базируется на принципе
координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации); — многоукладность экономики; — легитимность и демократический характер власти; — правовое государство; — сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др.
19. Соотношение и взаимосвязь Г и права ***
Единство состоит в том, что Г- во и право:
1) возникают и развиваются совместно;
2) имеют одинаковые
подходы к сущности и
3) выступают средствами управления, инструментами власти;
4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
5) основаны на едином
базисе, определяются социально-
Различия между государством и правом:
1) если Г- во есть
особая организация
2) если Г- во выражает силу, то право — волю;
3) если первичным элементом
Г является государственный
4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.
Взаимодействие Г и права:
— с одной стороны, воздействие Г на право состоит» том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);
с другой стороны,
право воздействует на
Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:
когда Г- во стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
когда право стоит над
государством, выступая его ограничителем
(характерно для правовых государств).
20. Понятие и сущность права ***
Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. 1)выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); 2) выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.
Право — это система о6щеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых гocyдарством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1) волевой характер; 2) общеобязательность; 3) нормативность; 4) связь с государством; 5)формальная определенность; 6) системность.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);
2) то, чьи интересы обслуживает
данный регулятор (
Можно выделить следующие подходы к cyщности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии)
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Короче говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущность права в зависимости от исторических условий на первый план выходить любое из вышеперечисленных начал.
21. Понятие права в объективном и субъективном смысле ***
В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.
Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы липа Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и и в пределах права объективного.
Вместе с тем не следует забывать, что не Г- во создает предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения обязанность Г — признавать и защищать эти права.
Подразделение права на объективное и субъективное коренится со в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.
22. Принципы права: понятие и виды ***
Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Они выражают закономерности права, его природу и социальное значение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым принципам относят:
Информация о работе Шпаргалки по "Теории государства и права"