Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:11, курсовая работа
Главная цель курсовой работы: изучение ассортимента молока, физико-химические и органолептические исследования качества, а также ее выявле-ние современного состояния и перспективы развития рынка продовольствен-ных товаров, в частности рынка молока.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи, состоящие из сле-дующих вопросов:
1.Обзор потребительского рынка молока России и города Челябинска;
2.Химический состав, пищевая и биологическая ценность молока;
3. Основные свойства молока, их характеристика;
4. Факторы, влияющие на качество молока;
5. Классификация молока и его характеристика;
6. Пороки молока, причины их вызывающие и меры предупреждения;
7. Методы определения качества по физико-химическим и органолептиче-ским показателям .
Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Состояние потребительского рынка молока России и города Челябин-ска………………………………………………………………………………….6
1.2 Химический состав, пищевая и биологическая ценность молока……….11
1.3 Основные свойства молока, их характеристика…………………………18
1.4 Факторы, влияющие на качество молока………………………………...24
1.4.1 Факторы, формирующие качество молока-сырья……………….29
1.4.2 влияние технологического процесса производства на качество молока………………………………………………………………………..…..31
1.4.3 влияние сохраняющих факторов на качество молока………….34
1.5 Классификация молока и его характеристика…………………………...36
1.6 Пороки молока, причины их вызывающие и меры предупреждения...41
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Бектышаночка» ……………………………………………………………….51
2.1.1 Характеристика материально-технической базы магазина «Бекты-шаночка»……………………………………………………………………..…52
2.1.2 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Бектышаночка»……………………54
2.1.3 Анализ условий и сроков хранения молока в магазине «Бектыша-ночка»…………………………………………………………………………....56
2.1.4 Закупочная деятельность магазина «Бектышаночка». Анализ дого-ворных отношений. Краткая характеристика поставщиков……………..…57
2.2 Анализ ассортимента молока, реализуемого в магазине. Расчет его рацио-нальности ……………………………………………………………………….64
2.3 Объекты и методы исследования, их характеристика…………………….65
2.4 Результаты исследования и их обсуждение………………………………..70
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества……………...…….70
2.4.2 Результаты физико-химических исследований…………….……….71
Выводы и предложения…………………………………………………………74
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ..81
Приложение Б -Свидетельство о внесении в Единый гос.реестр ИП ………82
Приложение В- Планировка магазина «Бектышаночка»……………………..83
Приложение Г - Инструкция П-6 «О порядке приемки по количеству»…. 84
Приложение Е - Состав молока ………………………………………………86
Приложение Ж - Физико-химические показатели молока …………………87
Приложение З - Сроки и температуры хранения молока и молочных продук-тов ……………………………………………………………………………….88
Приложение И - Ассортимент молока……………………………………….. 90
Приложение К - Инструкция П-7 «О порядке приемки по качеству» …….91
Приложение Л - Договор поставки с ЮниМилк …………………….…….93
Приложение М - Договор поставки с ОАО «ЧГМК»……………………… 98
Действие пастеризации на микроорганизмы, содержащиеся в молоке, зависит от температуры, до которой нагревают молоко, и продолжительности выдержки при этой температуре.
Пастеризацией уничтожаются микробы, а при стерилизации (нагревании молока выше температуры кипения) — одновременно и споры. Кипячением уничтожается вся микрофлора молока, за исключением спор, устойчивых к температуре кипения. Пастеризацией без заметного изменения органолептических свойств молока (вкус, запах и консистенция) уничтожаются туберкулезные, бруцеллезные и другие болезнетворные бактерии.
В обычном сборном молоке погибает 99% бактерий лишь при условии хорошей, надежной стерилизации аппаратуры, инвентаря, посуды, используемых в процессе пастеризации. Так, добавка к пастеризованному молоку загрязненного молока, содержащего 1 млрд. бактерий (т. е, такое количество, которое может остаться по недосмотру в молочном инвентаре), повысит количество бактерий в молоке до 1 млн. в 1 мл. Эти бактерии будут активно размножаться и неизбежно приведут к порче всего молока.
Пастеризация, следовательно, наиболее простой и дешевый способ обеззараживания молока.
Молоко пастеризуют также при производстве всех молочных продуктов, чтобы предохранить их в последующем от нежелательных процессов, которые вызываются жизнедеятельностью бактерий и особенно кишечной палочки, маслянокислых бактерий и др.
При пастбищном содержании скота микрофлора молока уничтожается нагреванием более полно, чем при стойловом содержании. Объясняется это тем, что при стойловом содержании бактерии попадают в молоко главным образом с навозных частиц. Эти бактерии по своим свойствам более устойчивы к нагреванию. При пастбищном содержании в молоке обнаруживаются преимущественно бактерии, размножающиеся на растениях. Перед пастеризацией необходима тщательная очистка молока. На практике применяются три режима пастеризации: при длительной пастеризации молоко нагревают до 63—65 º С и выдерживают при этой температуре 30 мин;
кратковременная пастеризация проводится при 72—75 º С с выдержкой в течение 15—20 с, что осуществляется в потоке;
мгновенная пастеризация — нагревание молока до температуры 85—90 С без выдержки.
Термическое воздействие на молоко приводит к некоторым изменениям его составных веществ. При нагревании из молока улетучиваются растворенные в нем газы. Вследствие удаления углекислоты кислотность молока снижается на 0,5—1 ºТ.
При температуре выше 85° частично изменяется казеин. Но наибольшему воздействию подвергается альбумин молока: при 60— 65 °С он начинает денатурироваться.
Нарушается при пастеризации и солевой состав молока. Растворимые фосфорнокислые соли переходят в нерастворимые. От частичного свертывания белков и образования нерастворимых солей на поверхности нагревательных приборов (пастеризаторы) отлагается осадок—молочный камень (пригар).
Пастеризованное молоко медленнее свертывается сычужным фермен-том. Это объясняется выпадением кальциевых солей. Добавление к такому молоку раствора хлористого кальция восстанавливает его способность свертываться.
Витамины стойки к воздействию
высокой температуры, особенно если
молоко нагревается без доступа
кислорода воздуха. Нагревание до высоких
температур (80—85°) придает молоку особый
привкус и аромат, которые по мере
повышения температуры
При кипячении состав молока также изменяется. Например, почти в 2 раза уменьшается содержание витаминов А и С. Теряются питательные ве-щества в пределах от 15 до 20 вследствие образования осадков белков, жира и солей кальция на стенках посуды. Поэтому кипятить пастеризованное молоко особой нужды не следует.
В домашних условиях можно
также рекомендовать и
ПИТЬЕВОЕ МОЛОКО
Молочной промышленностью выпускаются следующие виды питьевого молока:
молоко цельное, нормализованное, содержащее 3,2% жира; молоко восстановленное, содержащее 3,2% жира, выработанное полностью или частично из сухого молока;
молоко, содержащее 6% жира, полученное с добавлением сливок и последующей гомогенизацией (измельчение жировых шариков);
молоко топленое, содержащее 6% жира, гомогенизированное, подвергшееся длительной выдержке при высокой температуре;
молоко белковое, содержащее 1 или 2.5% жира с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ (не менее 10,5%) в результате добавок сухого или сгущенного цельного или сухого обезжиренного молока; молоко витаминизированное цельное и нежирное, обогащенное витамином С (аскорбиновая кислота);
молоко нежирное (обезжиренное), полученное в результате сепарирования цельного молока.
По органолептическим показателям все виды молока должны отвечать следующим требованиям: внешний вид и консистенция - однородная жид-кость без осадка; для топленого молока и молока повышенной жирности — без отстоя сливок. Вкус и запах — чистые, без посторонних, не свойст-венных свежему молоку привкусов и запахов; для топленого молока - выраженный привкус высоко¬температурной пастеризации. Цвет белый со слегка желтоватым оттенком; для топленого кремоватый; для нежирного молока — с синеватым оттенком.
Как уже было сказано, пастеризованное молоко — нагретое от 72 С до 95 С, стерилизованное — до температуры свыше 100 °С и выдержанное под давлением.
В домашних условиях молоко часто потребляется в натуральном виде, без тепловой обработки. Сохранить молоко свежим в жаркое время можно в течение 2—3 дней. При этом в молоко вносят чайную ложку сахара на 1 л молока. Затем его кипятят 2 раза в день — утром и вечером, не открывая крышку кастрюли после закипания.
Лучший способ сохранения молока в домашних условиях в свежем со-стоянии— использование бытовых холодильников. Сначала молоко замораживают, так же как и воду, когда готовят лед, в ячейках морозильного шкафа. Затем брикеты замороженного молока опускают в парное молоко, предназначенное для хранения. Чем ниже температура молока, тем меньше потребуется брикетов и времени для охлаждения свежего молока. Процесс охлаждения протекает быстро: уже через 0,5 ч после внесения молочного льда температура молока снижается до 12—13 С.
В домашних условиях, если нет холодильника, можно продлить сохранность молока даже в жаркий день. Для этого кастрюлю с молоком ставят в таз с холодной водой. Концы салфетки, которой закрыта кастрюля, погружают в воду.
Нельзя хранить молоко в открытой посуде и вблизи от других продуктов, издающих запах (рыба, лук и т. д.); молоко легко воспринимает эти запахи.
Приготовление топленого молока. Сырое молоко в эмалированной кастрюле, в глиняном облицованном горшочке или чугунке следует поставить в духовку на 1,5—2 ч при температуре 100—120 °С.
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Характеристика организационно-
Магазин «Бектышаночка» расположен по адресу ул.Гончарная д.20. Магазин занимает отдельно стоящее помещение. Здание располагается в непосредственной близости от остановочных пунктов общественного транспорта, что обеспечивает высокую проходимость. Имеется парковка для автомобилей. Магазин начинает работу в 9:00 и закрывается в 19:00, с перерывом с 13.00 до 14.00, без выходных.
Деятельность магазина «Бектышаночка» соответствует требованиям СП 2.3.6.1.66-01 «Санитарно-эпидемиалогические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», что подтверждает выданное санитарно-эпидемиологическое заключение.
По виду торгового предприятия магазин «Бектышаночка» является стационарным, так как расположен в специально оборудованном помещении, предназначенном для продажи товаров и оказания услуг покупателям.
Типизация магазина «Бектышаночка» включает наличие следующих показателей:
-торговая площадь-40 кв.м;
-товарный ассортимент-580 наименований;
-применение фирменных
буклетов и упаковочных
-наличие у обслуживающего персонала форменной одежды.
Специализация магазина вызвана сложностью ассортимента отдельных товарных групп, а также необходимостью особых помещений и оборудования для некоторых товаров, поэтому данное торговое предприятие следует отнести к смешанному магазину, предназначенному как для торговли продовольственными, так и непродовольственными товарами.
Механизм управления магазина «Бектышаночка» имеет иерархическое построение. Штатное расписание включает в себя: продавец-кассир, грузчик.
Принципиальный недостаток данной структуры заключается в том, что связи между отдельными штатными единицами четко не определены и устанавливаются зачастую ' по случайному закону. Поэтому руководителю магазина, на наш взгляд, следует пересмотреть штатное расписание и какие-то штатные единицы добавить. Это позволит выделить на предприятии единую функцию управления и четко организовать работу сотрудников. Дополнительно в штатное расписание следует включить должность кладовщика, так как в магазине за состоянием складов не-кто не следит.
Таким образом, магазин «Бектышаночка» является самостоятельным обособленным юридическим лицом.
2.1.1 Характеристика материально-
Для осуществления хозяйственной деятельности магазин «Бектышаночка» располагает надлежащей материально-технической базой. В состав материально-вещественных ценностей входят:
- здание - объект, обеспечивающий
условия для торгового
- склады, необходимые для
хранения, поддержания товарных
запасов, предпродажной
- сооружения - инженерно-строительные устройства, предназначенные для приема и отгрузки товаров.
Структура материально-технической базы магазина «Бектышаночка»
Оценка материально-
- комплексная механизация
транспортирования и
- механизация операций по предпродажной подготовке продукции, расфасовке, подсортировке и пакетированию;
- компьютеризация учета
движения товарно-материальных
Такой путь позволит магазину
комплексно усовершенствовать торгово-
Планировка магазина «Бектышаночка» обеспечивает технологическую связь между отдельными помещениями (склад, фасовка, холодильные камеры), которая способствует перемещению товаров кратчайшими путями, а именно:
- помещения для приемки находятся в непосредственной близости со складами магазина;
- помещения для хранения
товаров не являются
Такая планировка позволяет обеспечить рациональную организацию торгово - технологического процесса.
Основные группы помещений магазина «Бектышаночка» включают в себя: торговые, для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобные и административно-бытовые. Торговые помещения являются основными в магазине. К ним относится, прежде всего, торговый зал.
Торговый зал имеет соотношение сторон 1:3, что обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торговых операций, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки.
Вход в магазин и
выход из него размещен у правого
угла фасада здания для того, чтобы
поток покупателей был
Отношение торговой площади к общей площади магазина составляет 44,12%. Это говорит о том, что примерно половина площади используется для выполнения функций складского помещения, тогда как наиболее приемлемым является соотношение 70:30. Показатель рациональной расстановки оборудования (коэффициент установочной площади) составляет 0,32. Следовательно, 32% торговой площади занято торговым оборудованием, а 68% торговой площади - это проходы для покупателей, продавцов, территория для товаропотоков. Значение данного показателя является оптимальным для магазинов.
Таким образом, оценка материально-технической базы магазина показала, что материальные средства можно использовать более эффективно, если внедрить на предприятии оборудование, обеспечивающее полную механизацию и автоматизацию торгово-технологических процессов. Планировка магазина является рациональной.
2.1.2 Анализ основных экономических
показателей финансово-
Основной задачей, стоящей перед магазином «Бектышаночка» является увеличение прибыли и повышение рентабельности на предприятии при малых издержках обращения. Показатели финансово – хозяйственной деятельности магазина представлены в таблице 2.