Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:11, курсовая работа
Главная цель курсовой работы: изучение ассортимента молока, физико-химические и органолептические исследования качества, а также ее выявле-ние современного состояния и перспективы развития рынка продовольствен-ных товаров, в частности рынка молока.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи, состоящие из сле-дующих вопросов:
1.Обзор потребительского рынка молока России и города Челябинска;
2.Химический состав, пищевая и биологическая ценность молока;
3. Основные свойства молока, их характеристика;
4. Факторы, влияющие на качество молока;
5. Классификация молока и его характеристика;
6. Пороки молока, причины их вызывающие и меры предупреждения;
7. Методы определения качества по физико-химическим и органолептиче-ским показателям .
Введение……………………………………………………………………….4
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Состояние потребительского рынка молока России и города Челябин-ска………………………………………………………………………………….6
1.2 Химический состав, пищевая и биологическая ценность молока……….11
1.3 Основные свойства молока, их характеристика…………………………18
1.4 Факторы, влияющие на качество молока………………………………...24
1.4.1 Факторы, формирующие качество молока-сырья……………….29
1.4.2 влияние технологического процесса производства на качество молока………………………………………………………………………..…..31
1.4.3 влияние сохраняющих факторов на качество молока………….34
1.5 Классификация молока и его характеристика…………………………...36
1.6 Пороки молока, причины их вызывающие и меры предупреждения...41
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Бектышаночка» ……………………………………………………………….51
2.1.1 Характеристика материально-технической базы магазина «Бекты-шаночка»……………………………………………………………………..…52
2.1.2 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Бектышаночка»……………………54
2.1.3 Анализ условий и сроков хранения молока в магазине «Бектыша-ночка»…………………………………………………………………………....56
2.1.4 Закупочная деятельность магазина «Бектышаночка». Анализ дого-ворных отношений. Краткая характеристика поставщиков……………..…57
2.2 Анализ ассортимента молока, реализуемого в магазине. Расчет его рацио-нальности ……………………………………………………………………….64
2.3 Объекты и методы исследования, их характеристика…………………….65
2.4 Результаты исследования и их обсуждение………………………………..70
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества……………...…….70
2.4.2 Результаты физико-химических исследований…………….……….71
Выводы и предложения…………………………………………………………74
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ..81
Приложение Б -Свидетельство о внесении в Единый гос.реестр ИП ………82
Приложение В- Планировка магазина «Бектышаночка»……………………..83
Приложение Г - Инструкция П-6 «О порядке приемки по количеству»…. 84
Приложение Е - Состав молока ………………………………………………86
Приложение Ж - Физико-химические показатели молока …………………87
Приложение З - Сроки и температуры хранения молока и молочных продук-тов ……………………………………………………………………………….88
Приложение И - Ассортимент молока……………………………………….. 90
Приложение К - Инструкция П-7 «О порядке приемки по качеству» …….91
Приложение Л - Договор поставки с ЮниМилк …………………….…….93
Приложение М - Договор поставки с ОАО «ЧГМК»……………………… 98
Многие продукты этой знаменитой марки — к примеру, топленые сливки — изготавливаются по старинным рецептам. Поэтому про «Домик» часто говорят — это «молоко и молочные продукты родом из детства».
«Домик в деревне» — это полностью натуральные, из настоящего деревенского молока, без добавления сухого, молочные и кисломолочные продукты, приготовленные по рецептам наших бабушек. Чтобы купить эти продукты, современному горожанину не надо ехать в деревню — достаточно заглянуть в магазин в двух шагах от дома
Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.
Проведем анализ договорных отношений магазина ОАО «ЧГМК» на примере договора поставки № 132 от 15 марта 2010 г. Предмет договора – продукция, выработанная на предприятии.
Предметом договора поставки является товар (молоко, кефир, сметана), который поставляется в оговоренном количестве, с определенным сроком поставки, которые уточняются в момент заявки. Общая стоимость товара формируется в соответствии с оформленными счетами – фактурами и накладными на отпуск товара со склада поставщика.
По условиям договора поставка товара производится в срок не более 3 – х календарных дней с даты согласования заказа с покупателем партиями в ассортименте, согласованным сторонами. Ассортимент и количество поставляемых по договору товаров определяется в спецификациях, а цены – в двухсторонних протоколах согласования. Спецификация является неотъемлемой частью договора, в обязательном порядке подписывается первыми лицами, уполномоченными подписывать спецификации со стороны поставщика и получателя товаров, и заверяется круглыми печатями обеих сторон. Поставка осуществляется силами и средствами поставщика. В случае отсутствия спроса на товар покупатель вправе вернуть товар поставщику.
Согласно анализируемому договору продукция должна быть упакована надлежащим образом, в соответствии с требованиями, предъявляемые к упаковке на данную группу продуктов. В момент передачи товара поставщик должен передать покупателю все необходимые документы для реализации товара: сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты, приложения к ТТН. Качество поставляемых товаров должно соответствовать нормативной документации. Оценка договора показала, что в области обеспечения качества товара поставщик гарантирует его в течение срока её реализации при условии правильного хранения, что является положительной чертой договора. Приемка товаров производится в соответствии с инструкциями П – 6 и П – 7 (Приложение З, И). По условиям договора некачественный товар подлежит возврату поставщику.
В договоре отражены ответственности сторон на случай невыполнения условий договора. Рассмотрение претензий, согласно договору, осуществляется не позднее 4 – х часов с момента поступления молочной продукции.
В договоре с указаны адреса
сторон (юридических или
Рассмотрим договорные отношения магазина ЮниМилк «Простоквашино». Договорные отношения магазина построены на договоре поставки № 67 от 12 января 2010 г. Предметом договора являются мороженые полуфабрикаты мяса птицы, выпускаемые в соответствии с прайс–листом, указанным в договоре. В данном договоре соответствие качества колбас варено – копченых, подтверждается копией сертификата соответствия, а также предусматривается приложение и других документов на товар, подтверждающие его качественные характеристики.
Отрицательным моментом договора является отсутствие в нем пункта о сроках и периодах поставки, которые являются существенными условиями договора поставки, с учетом местонахождения производства. Наряду с определением периодов поставки в договоре следует установить и график поставки товаров (декадный или суточный), что позволит магазину рационально использовать складское помещение, а также оптимизировать график работы материально – ответственных лиц, принимающих товар.
В договоре не четко определены ответственности сторон при нарушении сроков поставки, то есть оплата неустойки за просроченную поставку товаров. Поэтому на практике бывает, что продукция поступает в магазин намного позже, чем оговорено в договорах, а это несет за собой такие последствия, как сбой графиков поставок, изыскание дополнительных площадей для размещения товаров при одновременной поставке 2 – х и более поставщиков.
Поэтому договор следует доработать с целью однозначного толкования условий и предмета договора и четкого определения прав и ответственности сторон при возможных разногласиях.
2.2 Анализ ассортимента молока, реализуемого в магазине. Расчет его рациональности
При закупе новых видов молока и молочных продуктов учитывают вкусовые привычки потребителей, цену закупа товара, близость с места доставки. Для этого проводятся социологические опросы и маркетинговые исследования.
Ассортимент молочной продукции разнообразен. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТам и ТУ.[6]
Вид товара Молочные товары |
Количество Тн /В месяц |
Относительные показатели структуры ассортимента (%) Натуральном выражении |
Молоко: |
130 |
35,98 |
ОАО Комбинат молочный стандарт |
20 |
|
ЮниМилк |
30 |
|
ОАО «ЧГМК» |
50 |
|
«Домик в деревне» |
30 |
|
Молочные консервы |
65,0 |
18,00 |
Кисломолочные продукты |
50,0 |
13,84 |
сливки |
40 |
11,07 |
сметана |
30,0 |
8,30 |
сыр |
20,0 |
5,53 |
творог |
15,0 |
4,15 |
Масло коровье |
10,0 |
2,77 |
мороженое |
1,3 |
0,36 |
Итого |
361,3 |
100 |
Анализ структуры ассортимента по широте охвата.
В основу организационной структуры положен групповой ассортимент. В качестве общего признака выступает функциональное назначение – производство молочных товаров.
Видовой ассортимент является частью группового ассортимента: Молоко пастеризованное, молоко стерилизованное.
Глубина ассортимента : Молоко пастеризованное с содержанием жира –2,5%; 3,2%; 3,5%; 4,0%; 6,0%, сливки пастеризованные 8%; 10%; 20%; молочные консервы жирностью от 0,5% до19,0%; кисломолочные продукты от 1,0%до
4,0%; сметана
от 10,0% до
30%; творог от 5,0% до 18%; масло коровье от 60% до 82,5%, сыр.
Новизна (обновление)ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается, через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров или к действительной широте.
На рынке молочных товаров
пользуются большим спросом новинки:
пастеризованное
различные
(кисломолочные продукты),
сырки творожные с
2.3 Объекты и методы исследования, их характеристика
В экспериментальной части представленной курсовой работы отражены исследования показателей качества (физико – химические и органолептические показатели), поступающих на реализацию в магазин. Исследования проводились на базе аккредитованной лаборатории. В качестве объектов исследования выбраны следующие фирменные образцы:
Образец №1 – молоко 3,2% жирности, производитель ОАО Комбинат Молочный Стандарт;
Образец №2 – молоко «Простоквашино» 3,2% жирности, производитель ЮниМилк;
Образец №3 – молоко «Первый вкус» 3,2% жирности, производитель ОАО «ЧГМК»;
Образец №4 молоко «Домик в деревне» 3,2% жирности.
Исследуемые образцы изготовлены
по действующим техническим
При отборе проб учитывалась принадлежность образцов к однородной партии. Под партией понимается любое количество молока одного вида, сорта, наименования, выработанных в течение одной смены, при соблюдении одного и того же технологического режима производства [28]. Наружному осмотру подвергали не менее 10% всего количества продукции от партий каждого наименования молока. Для проведения органолептических и химических испытаний методом случайной выборки проводили отбор единиц продукции подвергнутой внешнему осмотру. Поскольку каждый образец партии фиксировался массой 1литр, то для проведения органолептических и химических испытаний были взяты по 1 образцу единицы продукции для каждого вида испытаний. Отбор проб для бактериологических испытаний не проводился.
Оценка качества молока производится по ГОСТу 13277-79. Экспертизу молока проводят по органолептическим показателям: внешний вид и консистенция, вкус и запах, цвет.
Внешний вид - однородная жидкость белого цвета со слегка желтоватым оттенком. Цвет молока определяют в стеклянном цилиндре, просматривая его в отраженном свете. Желтый или желто-коричневый цвет имеет молозиво. Изменение цвета молока отмечается при некоторых заболеваниях коров. Например, при лептоспирозе и некоторых формах мастита молоко имеет желтую окраску. Желтый цвет молока наблюдается при скармливании коровам большого количества моркови и кукурузы. Красноватым молоко становится при заболевании коров пироплазмозом, пастереллезом, сибирской язвой и геморрагическим маститом, а также при нарушении правил машинного доения, когда после окончания молокоотдачи передерживают на сосках доильные стаканы. Скармливание коровам большого количества некоторых растений из семейства лютиковых, молочайных и хвощей также придает молоку красноватый цвет. Красное или розовое молоко бывает при развитии в нем пигментных бактерий. Следовательно, в каждом случае изменения цвета молока необходимо установить его причины.
Запах молока специфичный. При определении запаха холодное молоко подогревают в колбочке или пробирке до температуры 25-30 С. В холодном молоке запах распознается хуже. Молоко приобретает посторонние запахи при хранении его с пахучими веществами (керосином, рыбой, кислой капустой, креолином и др.). Навозный (хлевный) запах молоко приобретает при фильтрации его не в молочной, а в грязном коровнике, а также при попадании в молоко частичек навоза. Затхлый запах появляется при хранении свежевыдоенного молока в плотно закрытой посуде. В таких случаях обильно размножаются гнилостные анаэробные микроорганизмы, гидролизирующие белки. Силосный запах имеет молоко при скармливании коровам недоброкачественного силоса, при хранении силоса на скотном дворе, а также при скармливании силоса во время дойки.
Вкус молока приятный, слегка сладковатый. Для определения вкуса молоко слегка подогревают. Затем берут глоток молока в рот и ополаскивают им ротовую полость до корня языка. Отрицательное влияние на вкус молока могут оказывать корма, поедаемые коровами. Например, редечный привкус молоку придают редька, репа, брюква, турнепс, сурепка, полевая горчица, скармливаемые в больших количествах. Солоноватый привкус молоко имеет в конце лактации, при смешивании его с молозивом, при туберкулезе вымени и мастите.
Горький вкус вызывается поеданием коровами большого количества горьких растений: полыни, люпина, лютиков, лопуха, свекольной ботвы, турнепса, заплесневелой яровой соломы, прогорклых жмыхов. При длительном хранении молока или молочных продуктов при низких температурах в них развиваются холодоустойчивые (психрофильные) микроорганизмы, придающие молоку, сливкам, сметане и маслу прогорклый привкус. При этом происходит разложение молочного жира с образованием масляной кислоты, альдегидов, кетонов и других веществ, обусловливающих этот вкус. Мыльный (щелочной) привкус молоко приобретает при длительном хранении молока, загрязненного гнилостными бактериями, при температуре ниже 10 С. Металлический привкус характерен для молока при хранении его в ржавой или плохо вылуженной посуде.
Консистенция молока однородная. Определяют ее при медленном переливании молока из одной емкости (цилиндра, мензурки и др.) в другую. Примесь в молоке хлопьев или сгустков указывает на заболевание молочной железы. Слизистое (тягучее) молоко вызывается некоторыми расами молочнокислых стрептококков и лактобацилл. обладающих способностью образовывать слизь при сквашивании молока. Кроме того, ослизнение может быть вызвано некоторыми расами флавобактерий. При скармливании коровам большого количества жома, барды, свекольной ботвы, а также при разбавлении молока водой оно приобретает водянистую консистенцию. При поедании коровами полевой мяты замедляется свертывание молока сычужным ферментом.
Лабораторным способом определяют физико-химические показатели: массовая доля жира, плотность, кислотность, степень чистоты, температура.
Плотность. Плотностью молока называют отношение его массы при температуре 20 С к массе воды такого же объема при 4 С. Плотность молока характеризует в известной мере его натуральность. Плотность цельного молока колеблется от 1,027 до 1,033, средняя 1,030. Плотность обезжиренного молока находится в пределах 1,034-1,038, в среднем 1,035.
Кислотность. Свежевыдоенное молоко здоровых коров имеет слабокислую реакцию, рН 6,3-6,7 (16- 18 Т). Однако активная кислотность молока (рН) не совпадает с кислотностью, определяемой щелочью. Объясняется это тем, что белки молока содержат в своей молекуле как основные (аминные), так и кислотные (карбоксильные) группы, которые, вступая в реакцию с кислотой или щелочью, образуют соответствующие соли. Поэтому добавление к молоку небольших количеств щелочи или кислоты существенно не изменяет рН молока.
На кислотность свежего молока влияет период лактации, характер кормления и состояние здоровья коров. Наибольшую кислотность имеет молозиво. При избытке в рационе белка и фосфора кислотность молока повышается. Воспалительные процессы в молочной железе вызывают увеличение щелочности молока. При хранении молока кислотность его увеличивается вследствие развития микрофлоры, продуцирующей сахаролитические ферменты, которые расщепляют молочный сахар с образованием молочной кислоты и других кислых продуктов. Чем выше температура хранения молока, тем быстрее повышается его кислотность. Молоко с кислотностью ниже 16 Т и выше 20 Т считается некондиционным.
При нарушении у коров обмена веществ, приводящих к развитию алкалоза, и при маститах молоко может иметь щелочную реакцию (до 7-15 Т). В конце лактации молоко также имеет щелочную реакцию.
Сухой остаток молока состоит из жира, белка, молочного сахара и минеральных солей. Показатель сухого остатка характеризует питательную ценность молока.