Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:05, курсовая работа
Целью работы является получение объективной информации о качестве безалкогольного напитка «холодный чай», реализуемого на потребительском рынке.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. провести аналитический обзор литературы для установления факторов, определяющих качество безалкогольного напитка «холодный чай», основных технологических характеристик и потребительских свойств продукции;
2. разработать балльную шкалу для оценки качества безалкогольных напитков «холодный чай» по органолептическим показателям;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО НАПИТКА «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ………………………………………………...………………………
1.1 История появления холодного чая……………………………………………
1.2 Химический состав и пищевая ценность безалкогольного напитка «холодный чай»……………………………………………………………………
1.3. Факторы, формирующие качество безалкогольного напитка «холодный чай»……………..……………………………………………………………………
1.3.1 Сырье, используемое при производстве безалкогольного напитка «холодный чай»…………………….……………………………………………..
1.3.2 Технология производства безалкогольного напитка «холодный чай»………………………..…………………………………………………………
1.4. Новое в ассортименте безалкогольного напитка «холодный чай»…………………………….…………………………………………………….
1.5. Факторы, сохраняющие качество безалкогольного напитка «холодный чай»……………..……………………………………………………………………
1.5.1 Упаковка, маркировка безалкогольного напитка «холодный чай»……………………………..…………………………………………………...
1.5.2 Транспортирование, хранение безалкогольного напитка «холодный чай»……………...…………………………………………………………………..
1.6 Фальсификация безалкогольного напитка «холодный чай»………………………..…………………………………………………………
1.7 Требования к качеству и безопасности безалкогольного напитка «холодный чай»………………………….………………………………………..
2. ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА БЕЗАЛКОГОЛЬНОЫХ НАПИТКОВ «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ …………………………………………………………………………………………
2.1 Объекты исследования…………………………………………………………
2.2 Методы исследования безалкогольных напитков «холодный чай»………
2.2.1 Методика проведения органолептических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»………………………………………………………………..
2.2.2 Методика проведения физико-химических исследований безалкогольных напитков «холодный чай»………………………………………………………….
2.3. Исследование показателей качества безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………...
2.3.1 Органолептические показатели безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………..
2.3.2 Физико-химические показатели безалкогольных напитков «холодный чай»…………………………………………………………………………………...
2.4 Оценка конкурентоспособности безалкогольного напитка «холодный чай» …………………………………..……………………………………………………
3 ВЛИЯНИЕ ВЫКЛАДКИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ «ХОЛОДНЫЙ ЧАЙ»………………………………………………….………………….
3.1. Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей ……………………………………………………..…………………………………
3.2. Обзор выкладки безалкогольных напитков «холодный чай» в магазинах России и Европы……………………………………………………………………
3.3. Оценка выкладки безалкогольных напитков «холодный чай» в магазинах города Кирова………………………………………………………………………
3.4. Рекомендации по выкладке безалкогольных напитков «холодный чай» для магазинов города Кирова……………………………………………………..
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Классический холодный чай имеет состав: вода, сахар, регуляторы кислотности: кислота лимонная, натрий лимоннокислый; экстракт чая сухой, натуральный и идентичные натуральным ароматизаторы, сок лимонный концентрированный, антиоксидант аскорбиновая кислота.
Прежде всего, стоит отметить – на приготовление холодного чая идет только питьевая вода высшего качества. Сырье для напитка включает в свой состав только натуральные компоненты: вытяжка из настоящих фруктов (в зависимости от вида чая), сахар, чайный порошок. В состав не входят искусственные красители, усилители вкуса, подкрашивающие вещества, также не допускается искусственная газация продукта.
Сырьем для производства чайных концентратов могут быть: свежий чайный лист, как правило, некондиционный; готовый чай любого вида и сорта, чаще всего низкосортный, а также сходовые фракции, полученные при сортировании байхового чая. Зеленый и черный чайные концентраты выпускают в сухом и жидком виде. Биологическая ценность зеленых концентратов выше, чем черных [36].
Важнейший компонент чая — комплекс фенольных соединений (чайный танин), состоящий из катехинов и их галловых эфиров. Наиболее богат ими байховый зеленый чай.
Катехины и антиоксиданты, которыми богат свежезаваренный чай, вполне могут сохраниться в холодном напитке.
Некоторые производители вместо экстракта чая используют дешевый ароматизатор со схожим вкусом. Такой напиток вреда не принесет, но и особой пользы от него не будет.
В состав любого холодного чая входит лимонная кислота в качестве консерванта.
Вкус и аромат напитку придают различные фруктовые и ягодные добавки. Добавки бывают натуральные (соковые концентраты, экстракты трав) и искусственные.
Сладостью холодный чай обязан либо сахарному сиропу, либо искусственным подсластителям, что делает его менее калорийным и позволяет употреблять людям, больным сахарным диабетом.
1.3.2 Технология производства безалк
Сначала, когда холодный чай только набирал популярность, его производили по классическому рецепту - как обычно, заваривали, потом охлаждали и разливали по бутылкам. Такой напиток до сих пор пользуется признанием в Китае и Японии и иногда появляется даже на полках наших магазинов. Но с развитием этого рынка появились новые, более эффективные технологии, которые применяются в настоящее время практически во всех развитых странах мира.
Теперь холодный чай делают следующим образом: в очищенной воде самого высокого качества разводят концентрированный чайный экстракт, добавляют сахар и разливают по бутылкам. Данный ингредиент обязаны указывать на этикетке товара. Если он упоминается среди других компонентов, значит это натуральный чай, если же нет – перед нами простая вода, подкрашенная и ароматизированная с помощью вредных химических веществ [37].
Экстракт получают, прибегая к традиционной технологии обычного заваривания чая, только в больших объемах, затем лишнюю воду выпаривают и на выходе получают концентрированный порошок, который легко и удобно транспортировать.
Чайные концентраты и чайные красители мгновенно растворяются в холодной и горячей воде, транспортабельны, имеют более длительный срок хранения, чем обычный чай, отличаются высокой биологической активностью, так как в достаточном количестве содержат присущие чаю ценные химические компоненты: ТКС, кофеин, аминокислоты, органические кислоты, витамины и др. [37]
При производстве сухих концентратов сырье подвергают горячей экстракции. Полученный экстракт фильтруют и сушат. Сушку можно производить распылительным способом, но при этом теряется значительная часть ароматических веществ, и более дорогим - сублимационным, позволяющим в максимальной мере сохранить аромат исходного сырья. Содержание влаги в сухом концентрате чая не выше 4 %, танина 1,6 - 5,5, кофеина 0,3 - 0,75 % [37].
Жидкий концентрат чая - это натуральный чайный экстракт, полученный сгущением до содержания сухих веществ не менее 60 %, а затем подвергнутый стерилизации (для прекращения окислительных процессов ферментативного и неферментативного характера с целью стабилизации качества, особенно при длительном хранении продукта) в герметичной упаковке. Жидкие и сухие концентраты чая вырабатывают без добавок или с добавлением сахара, лимонной кислоты, эфирных масел и других веществ.
Для получения чайных красителей используют главным образом грубый чайный лист и формовочный материал, получаемый при ежегодной подрезке чайного растения. Чайные красители представляют собой сухие порошки зеленого, желтого, коричневого и красного цветов. В основе их получения лежит принцип регулирования глубины окислительных процессов в чайном сырье путем термической обработки. Останавливая действие окислительных ферментов в начале переработки сырья, получают зеленые красители, при их частичном действии - желтые, а при длительном воздействии - коричневые. Далее сырье экстрагируют водой или этанолом, после чего экстракт сушат до порошкообразного состояния [16].
1.4. Новое в ассортименте безалкогольного напитка «холодный чай»
Холодный чай из года в год занимает устойчивое положение на рынке напитков, особенно в летний период. Наибольшей популярностью пользуются холодный зеленый и черный чай.
Ассортимент вкусов холодного чая в большинстве компаний-производителей почти одинаковый. Это в первую очередь – экстракт черного чая с разнообразными вкусовыми дополнениями: персика, зеленого яблока и лимона, или экстракт зеленого чая без ароматических добавок или с лимоном. В борьбе за потребителя компании начали использовать и другие ароматы – ананаса, жасмина, клубники, чайной розы, малины и каркадэ.
Мировой рынок безалкогольного напитка «холодный чай» вырос за последние 5 лет на 74%. Потребление холодного чая России находится на относительно низком уровне по сравнению с мировым и составляет не более 4 литров на человека в год. В то время как потребление этого напитка в странах Европы превышает 13 литров на человека в год. Это явно свидетельствует о существенном потенциале российского рынка холодного чая, который развивается по аналогии с европейскими странами. Ожидается, что к 2014 году объем рынка достигнет около 9 литров на человека в год. А в ближайшие 1,5 года, российский рынок холодного чая вырастет как минимум на 27% [39].
Первый из «чайных» брэндов появился в России в 2000-х годах, когда компания PepsiCo вывела на рынок совместный с Unilever продукт - напиток Lipton Ice. Одним из крупных российских производителей холодного чая в нашей стране является компания «Вимм-Билль-Данн». Практически одновременно с «Вимм-Билль-Данн» в нишу ice tea решили выйти и другие производители - ЭКЗ «Лебедянский» выпустил «Фрустайл Ice Tea», а PepsiCo совместно с Unilever начали производство Lipton Ice Tea.
На сегодняшний день этот продукт выпускают как транснациональные гиганты - холодный чай Nestea производит для Nestle компания «Кока-Кола», а Lipton Ice Tea – «ПепсиКо», так и крупнейшие отечественные производители соков – «Вимм-Билль-Данн» - «Найс Ти», ЭКЗ «Лебедянский» - Frustyle, «Нидан» - Caprice Ice Tea. Производство холодного чая под маркой Bliss развивает также компания «Очаково» [39].
В середине 2007 года структура отечественного рынка холодных чаев изменилась под натиском новых игроков. Поскольку один из лидеров украинского рынка соков - компания «Сандора» - вывел на рынок напиток «Sanday Ice Tea».
Четыре года назад на российский рынок вышел новый холодный чай «Ахмад». Линейка была представлена тремя вкусами - черный чай с лимоном, зеленый чай с лимоном, зеленый чай с жасмином. Чай был разлит в алюминиевые банки емкостью 0,33 л. Главными преимуществами нового продукта являются абсолютная натуральность и известность бренда в России.
В 2008 г. ОАО «Нидан Соки» вывел на российский рынок новый продукт под своим ведущим брендом – «Моя Семья». Холодный чай «Моя Семья» был представлен в том же, что и вся продукция марки «Моя Семья» сегменте low-middle. «Моя Семья» ice tea - это три классических вкуса, представленные в упаковках 1 л и 0,5 л: холодный черный чай с лимоном, холодный черный чай с персиком и холодный зеленый чай с мелиссой [38].
В 2010 году, всего два бренда делили рынок холодного чая в России - это Lipton (52%) и Nestea (41%), доли прочих марок не превышают 7%. По итогам 2010 года Lipton Ice Tea занимает 52% рынка России в категории холодного чая.
1.5. Факторы, сохраняющие качество безалкогольного напитка «холодный чай»
1.5.1 Упаковка, маркировка безалкогольного напитка «холодный чай»
Безалкогольный напиток «холодный чай» должен отвечать требованиям ГОСТ 28188-89 «Напитки безалкогольные. Общие технические условия» [6].
Холодный чай на производстве упаковывают в емкости нескольких видов. Это могут быть пластиковые бутыли с широким горлышком (0,5 или 1 литр), они же с узким горлом (0,5, 0,6, 1, 1,5 и 2 литра), а также алюминиевые банки по 0,33 литра. Способов разлива продукции два. При горячем типе розлива компоненты чая смешивают и подогревают до 120 0С, затем немного охлаждают и подают в тару. Такой метод помогает избежать применения вредных консервантов. Затем бутылки окончательно доводят до оптимальной для хранения температуры [6].
Есть холодный метод приготовления, когда чайный порошок и другие ингредиенты размешивают в холодной воде, а потом добавляют кое-какие консерванты, чтобы продукт долго хранился. У таких напитков ощущается отчетливый химический привкус.
Когда холодные чаи впервые появились на отечественном рынке, они были представлены в упаковке, форма и объем которой отнюдь не подвигали потребителей попробовать новинку. Увесистые коробки Tetra Pack объемом литр или полтора продавались неохлажденными, пить из них на ходу было очень неудобно, и цена такой порции была высока. Поэтому решение, представленное позже Coca-Cola, произвело фурор: пол-литровая бутылка ПЭТ с удобной крышечкой охотно раскупалась, так как представлена практически во всех торговых точках, которые к тому же были укомплектованы холодильниками.
Сегодня практически все производители, имеющие в своем продуктовом портфеле безалкогольный напиток «холодный чай», единодушны: самой выигрышной тарой для этого напитка является именно ПЭТ объемом 0,4-0,5л.
Такой формат очень удобен, позволяет утолить жажду на ходу, быстро, несколькими глотками, а сегодня это преимущество очень ценится потребителем. Также ПЭТ дает производителям свободу в выборе формы, дизайнерского оформления упаковки, позволяет продемонстрировать преимущества продукта, например, золотисто-чайный цвет напитка.
Жестяная банка, также имеющая высокий рейтинг на рынке безалкогольных напитков «холодный чай», лишена последнего преимущества, не будучи прозрачной, зато обладает другим несомненным достоинством, к которому апеллируют компании, разливающие свои чаи в жестяную тару: в ней продукт хорошо защищен от воздействия внешних факторов. Наиболее популярный объем «баночного» чая, представленный сегодня на рынке - 0,33л.
Таким образом, можно сказать, что наиболее приемлемой упаковкой безалкогольного напитка «холодный чай» является жестяная банка из пищевой жести, которая должна быть хорошо никелирована и не должна окисляться, она должна быть непрозрачна и герметична.
Бутылки с холодным чаем герметично укупоривают полиэтиленовыми пробками, кроненпробками. Банки герметично укупоривают металлическими крышками.
Допускается применение литографированных и конгревиреванных кроненпробок и крышек.
Бутылки с напитками упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ 13360 и ГОСТ 18575, пластмассовые ящики, проволочные ящики, а также тару-оборудование по ГОСТ 24831.
Банки с негазированными напитками упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ 13358 и ГОСТ 13360, в ящики из гофрированного картона по ГОСТ 13516.
На каждую бутылку или банку с напитком должна быть наклеена художественно оформленная этикетка по ГОСТ 16353 с указанием:
- товарного знака, наименования предприятия-изготовителя, его подчиненности или наименования предприятия-изготовителя (индекса, номера, кода) и его подчиненности;
- наименования напитка и его типа;
- вместимости, л;
- розничной цены без стоимости посуды;
- даты окончания гарантийного срока хранения (наносится просечкой, штамповкой или другим способом, обеспечивающим четкое прочтение);
- надписи: «Желательно употребить до указанной даты»;
- обозначения настоящего стандарта;
- специального отличительного знака или надписи (с консервантом и др.);
- энергетической ценности.
На этикетку дополнительно может быть нанесено:
- наименование организации — разработчика рецептуры и ее подчиненности;
- краткая характеристика основы напитка;
- способ употребления;
- надписи: «Пейте охлажденным»; «Витаминизированный» или другие надписи.
Допускается совместное нанесение на этикетке вместимости 0,33 л и 0,5 л с указанием соответствующей розничной цены без стоимости посуды [15].
На автоцистерны маркировку наносят несмываемой краской при помощи трафарета с указанием:
- вместимости цистерны, дм3; номера цистерны.
1.5.2 Транспортирование, хранение безалкогольного напитка «холодный чай»
Транспортирование напитков проводят в ящиках, таре-оборудовании и пакетами по ГОСТ 21929 и ГОСТ 23285 транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта.
Транспортирование негазированных напитков в торговые точки, оборудованные стационарными резервуарами, проводят в автоцистернах по ГОСТ 9218 и нормативно-технической документации.
Срок хранения безалкогольного напитка «холодный чай» – 1 год. При этом должны соблюдаться климатические условия хранения – от 0 до +18 0C, иначе вкус и аромат напитка «тускнеют». Относительная влажность воздуха в складских помещениях для хранения напитков должна быть не более 75%.
Информация о работе Выкладка и ее влияние на привлекательность товара для покупателей