Маркировка товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Товары народного потребления должны нести определенную товароведную информацию, предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией.
Одним из средств товарной информации служит маркировка. В ней наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий на коммерческую.
Маркировка – это обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде совокупности знаков или символов, характеризующих это изделие.
Иными словами, маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или товар для доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристик товара.

Содержание

Маркировка товаров: способы, общие требования и содержание маркировки потребительской и транспортной тары. Информационные знаки, используемые при маркировке транспортной тары.

Гигиенические свойства: определение, характеристика сущности и практическое значение показателей физических и химических свойств, используемых при гигиенической оценке материалов, товаров и тары.

3. Показать на примере качественной приемки какой-либо группы товаров в конкретном торговом предприятии (магазине, базе) следующее:
наличие на исследуемый товар сертификата соответствия на безопасность и на качество;
нарушение каких факторов качества (сырье, технологические процессы, конструкция, упаковка, маркировка, хранение) вызвал перевод изделия в брак;
по какому нормативному документу (полное обозначение и наименование стандарта или ТУ) производилась приемка по качеству и какие конкретно требования были нарушены. (Необходимо дать формулировку соответствующего пункта нормативного документа, где отражены эти требования);
укажите величину приемочного и браковочного числа на исследуемый товар.

Вложенные файлы: 1 файл

товаров.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)


ПЛАН:

 

  1. Маркировка  товаров: способы, общие требования и содержание маркировки потребительской и  транспортной тары. Информационные знаки, используемые при маркировке транспортной тары.

 

  1. Гигиенические свойства: определение, характеристика сущности и практическое значение показателей физических и химических свойств, используемых при гигиенической оценке материалов, товаров и тары.

 

3. Показать на примере качественной  приемки какой-либо группы товаров  в конкретном торговом предприятии  (магазине, базе) следующее:

  • наличие на исследуемый товар сертификата соответствия на безопасность и на качество;
  • нарушение каких факторов качества (сырье, технологические процессы, конструкция, упаковка, маркировка, хранение) вызвал перевод изделия в брак;
  • по какому нормативному документу (полное обозначение и наименование стандарта или ТУ) производилась приемка по качеству и какие конкретно требования были нарушены. (Необходимо дать формулировку соответствующего пункта нормативного документа, где отражены эти требования);
  • укажите величину приемочного и браковочного числа на исследуемый товар.

 

 

 

 

 

 

  1. Маркировка  товаров: способы, общие требования и содержание маркировки потребительской и  транспортной тары. Информационные знаки, используемые при маркировке транспортной тары.

 

 

Товары народного потребления должны нести   определенную товароведную информацию, предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией.

Одним из средств товарной информации служит маркировка. В ней наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий на коммерческую.

Маркировка – это обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде совокупности знаков или символов, характеризующих это изделие.

Иными словами, маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или товар для доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристик товара.

Основные функции маркировки –  информационная, идентифицирующая, мотивационная  и эмоциональная.

Информационная функция маркировки является основной. Основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Следствием несовпадения данных основополагающей информации может быть фальсификация товаров.

Идентифицирующая функция маркировки важна, т.к. это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функция маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты у потребителей вызывают положительные эмоции.

Маркировка должна соответствовать  требованиям стандартов и другим нормативным документам.

К маркировке предъявляются общие  требования и специфические.

Общие требования устанавливаются  Федеральным законом «О защите прав потребителей», они включают принцип трех «Д»: – достоверность, доступность, достаточность.

Достоверность – правдивость и  объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации.

Доступность связана с информационной открытостью сведений о товаре для всех пользователей.  Она включает:

  • языковую доступность, т.е. информация должна быть на государственном языке;
  • востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность продавца (изготовителя) предоставить ее по первому требованию;
  • понятность – предполагает использование общепринятых понятий и терминов.

Достаточность информации понимается, как рациональная информационная насыщенность, т.е. исключает предоставление неполной или излишней информации.

Маркировка, нанесенная на упаковку бывает простая (одно-или двухзначная) или сложная (многозначная).

Содержание маркировки может быть постоянным или может меняться с  определенной последовательностью (например, при учете даты выпуска или  номера партии).

Маркировка должна с помощью символов давать определенную информацию о товаре. В зависимости от характера наносимых знаков и символов маркировка подразделяется на словесную, изобразительную, объемно-пространственную и комбинированную.

Носителями маркировки потребительской и транспортной тары могут быть этикетки, кольеретки, клейма и штампы.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или  упаковку.

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они могут содержать изображения  и символы.

Кольеретки – разновидность  этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. они не несут  большого объема информации, их назначение, в основном, носит эстетический характер.

Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Клеймение – процесс нанесения  на изделие знаков, удостоверяющих его качество. От качества нанесения  маркировки зависит внешний вид изделия и потребительской тары.

Существует большое количество различных видов клеймения и  штампования (типографский, механический, фотохимический, нанесение клейма или  штампа несмываемой краской, выдавливание штампов).

К клеймам и штампам предъявляются  следующие требования:

  • четкость оттисков клейм;
  • сохраняемость от  внешних воздействий;
  • безопасность применяемых способов клеймения и штампования;
  • сохранение товарного вида упаковки и т.д.

Маркировка может включать три  элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки.

Текст – наиболее распространенный элемент маркировки. для него характерна высокая степень доступности  информации о товаре.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В основном рисунок выполняет  эмоциональную и мотивационную функцию.

Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для  идентификации отдельных или  совокупных характеристик товара. Информационным знакам присуща краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость, но меньшая доступность информации. Иногда информация информационных знаков бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.

Информационные знаки классифицируются на: товарные, знаки соответствия или  качества, штриховое кодирование, компонентные знаки, размерные знаки, эксплуатационные знаки, манипуляционные знаки, предупредительные знаки, экологические знаки.

Товарные – обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц;

Знаки соответствия или качества – защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации. Он указывает, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или иному нормативному документу.

Различают национальные и транснациональные знаки соответствия.

Национальные знаки соответствия утверждаются и регистрируются национальным органом по стандартизации и сертификации.

 России утвержден только  общий знак соответствия системы  ГОСТ Р. Маркирование знаком  соответствия служит одним из способов подтверждения соответствия товара.

 

Рис.1. Знак соответствия государственным

стандартам РФ

 

 

 

 

 


Транснациональные (региональные) знаки  соответствия – знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленными региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов.

Примером транснациональных знаков соответствия может служить знак «CEN», утвержденный Европейским комитетом по стандартизации и знак «CENELEC», утвержденный Европейской электротехнической комиссией.

 


 

 

 

 

 

                А                                                                        В

 

Рис.2. Транснациональные знаки соответствия стандартам

А - знак CEN

В - знак CENELEC

 

Штриховое кодирование – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховые коды в отличие от многих информационных знаков выполняют не только общие функции, но  и дополнительные:

    • оперативное управление процессом товароведения;
    • повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;
    • информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Штриховые коды классифицируются на 2 вида: европейский – EAN и американский – UPC.

Коды EAN подразделяются на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14.

EAN-8 используется для маркировки тары небольшого размера;

EAN-13 наносится на любые упаковки, если позволяет площадь;

EAN-14 применяется только для транспортной тары. Этот код крупнее, для его нанесения не требуется высококачественной печати.

Компонентные знаки предназначены для информации о применяемых пищевых добавках или компонентах, содержащихся в товаре.

Наиболее встречающийся компонентный знак обозначается буквой «Е» и трех-четырехзначным цифровым кодом.

Размерные знаки – знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара (например, если на маркировке нанесено обозначение 100 ge ,это означает, что масса нетто равна 100 г).

Эксплуатационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки товаров.

 Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. Подробнее данный вид будет рассмотрен ниже.

Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально-опасных товаров.



 

 

 

                                             А                                        В                                        С

                     2 – F                                  5 – O                                 9 – Xn   

Рис.3. Предупредительные знаки:

А – «легко воспламеняется»

В – «окислитель»

С – «вредно»


Предупредительная маркировка должна включать:

  • наименование опасного вещества;
  • серийный номер ООН и классификационный шифр веществ по ГОСТ 19433-88;
  • символы опасности;
  • сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и используемое в зависимости от степени опасности (например, «ОПАСНО!», «ОСТОРОЖНО!»)

Экологические знаки – знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации или утилизации.

Одним из наиболее распространенных эко-знаков является  немецкий знак «Зеленая точка».

Существуют некоторые отличия  в маркировке потребительской и  транспортной тары.

К потребительской таре (упаковке) относится упаковка, предназначенная  для небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом  и отпуск потребителю в расфасованном виде. Такая тара способствует сохранению товаров не только при хранении и транспортировании, но и при потреблении.

К потребительской таре относятся:

  • коробки разных размеров, корзины, лотки, тубы, пакеты из бумаги, картона, фольги и других материалов;
  • стеклянные и металлические банки, бутылки, стаканы;
  • упаковочные материалы (бумага, фольга, пергамент, полимерные материалы) и др.

К транспортной таре относится тара, используемая для перевозки товаров  и оптовой или мелкооптовой продажи. Транспортная тара предохраняет товары от повреждений и потерь при транспортировке и хранении, при перегрузках, обеспечивая удобство погрузочно-разгрузочных операций.

Информация о работе Маркировка товаров