Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:44, контрольная работа
Товары народного потребления должны нести определенную товароведную информацию, предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией.
Одним из средств товарной информации служит маркировка. В ней наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий на коммерческую.
Маркировка – это обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде совокупности знаков или символов, характеризующих это изделие.
Иными словами, маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или товар для доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристик товара.
Маркировка товаров: способы, общие требования и содержание маркировки потребительской и транспортной тары. Информационные знаки, используемые при маркировке транспортной тары.
Гигиенические свойства: определение, характеристика сущности и практическое значение показателей физических и химических свойств, используемых при гигиенической оценке материалов, товаров и тары.
3. Показать на примере качественной приемки какой-либо группы товаров в конкретном торговом предприятии (магазине, базе) следующее:
наличие на исследуемый товар сертификата соответствия на безопасность и на качество;
нарушение каких факторов качества (сырье, технологические процессы, конструкция, упаковка, маркировка, хранение) вызвал перевод изделия в брак;
по какому нормативному документу (полное обозначение и наименование стандарта или ТУ) производилась приемка по качеству и какие конкретно требования были нарушены. (Необходимо дать формулировку соответствующего пункта нормативного документа, где отражены эти требования);
укажите величину приемочного и браковочного числа на исследуемый товар.
ПЛАН:
3. Показать на примере
Товары народного потребления должны нести определенную товароведную информацию, предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией.
Одним из средств товарной информации служит маркировка. В ней наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий на коммерческую.
Маркировка – это обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде совокупности знаков или символов, характеризующих это изделие.
Иными словами, маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или товар для доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристик товара.
Основные функции маркировки – информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.
Информационная функция маркировки является основной. Основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Следствием несовпадения данных основополагающей информации может быть фальсификация товаров.
Идентифицирующая функция маркировки важна, т.к. это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная и мотивационная функция маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты у потребителей вызывают положительные эмоции.
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов и другим нормативным документам.
К маркировке предъявляются общие требования и специфические.
Общие требования устанавливаются Федеральным законом «О защите прав потребителей», они включают принцип трех «Д»: – достоверность, доступность, достаточность.
Достоверность – правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации.
Доступность связана с информационной открытостью сведений о товаре для всех пользователей. Она включает:
Достаточность информации понимается, как рациональная информационная насыщенность, т.е. исключает предоставление неполной или излишней информации.
Маркировка, нанесенная на упаковку бывает простая (одно-или двухзначная) или сложная (многозначная).
Содержание маркировки может быть постоянным или может меняться с определенной последовательностью (например, при учете даты выпуска или номера партии).
Маркировка должна с помощью символов давать определенную информацию о товаре. В зависимости от характера наносимых знаков и символов маркировка подразделяется на словесную, изобразительную, объемно-пространственную и комбинированную.
Носителями маркировки потребительской и транспортной тары могут быть этикетки, кольеретки, клейма и штампы.
Этикетки наносятся
Этикетки отличаются значительной
информационной емкостью. Кроме текста,
они могут содержать
Кольеретки – разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. они не несут большого объема информации, их назначение, в основном, носит эстетический характер.
Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку с помощью специальных приспособлений установленной формы.
Клеймение – процесс нанесения на изделие знаков, удостоверяющих его качество. От качества нанесения маркировки зависит внешний вид изделия и потребительской тары.
Существует большое количество различных видов клеймения и штампования (типографский, механический, фотохимический, нанесение клейма или штампа несмываемой краской, выдавливание штампов).
К клеймам и штампам
Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки.
Текст – наиболее распространенный элемент маркировки. для него характерна высокая степень доступности информации о товаре.
Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В основном рисунок выполняет эмоциональную и мотивационную функцию.
Информационные знаки –
Информационные знаки
Товарные – обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц;
Знаки соответствия или качества – защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации. Он указывает, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или иному нормативному документу.
Различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Национальные знаки
России утвержден только
общий знак соответствия
Рис.1. Знак соответствия государственным стандартам РФ |
|
Транснациональные (региональные) знаки соответствия – знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленными региональными стандартами. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов.
Примером транснациональных
А
Рис.2. Транснациональные знаки соответствия стандартам
А - знак CEN
В - знак CENELEC
Штриховое кодирование – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховые коды в отличие от многих информационных знаков выполняют не только общие функции, но и дополнительные:
Штриховые коды классифицируются на 2 вида: европейский – EAN и американский – UPC.
Коды EAN подразделяются на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14.
EAN-8 используется для маркировки тары небольшого размера;
EAN-13 наносится на любые упаковки, если позволяет площадь;
EAN-14 применяется только для транспортной тары. Этот код крупнее, для его нанесения не требуется высококачественной печати.
Компонентные знаки предназначены для информации о применяемых пищевых добавках или компонентах, содержащихся в товаре.
Наиболее встречающийся
Размерные знаки – знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара (например, если на маркировке нанесено обозначение 100 ge ,это означает, что масса нетто равна 100 г).
Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. Подробнее данный вид будет рассмотрен ниже.
2 – F
Рис.3. Предупредительные знаки:
А – «легко воспламеняется» |
В – «окислитель» |
С – «вредно» |
Предупредительная маркировка должна включать:
Экологические знаки – знаки, предназначенные для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации или утилизации.
Одним из наиболее распространенных эко-знаков является немецкий знак «Зеленая точка».
Существуют некоторые отличия в маркировке потребительской и транспортной тары.
К потребительской таре (упаковке) относится упаковка, предназначенная для небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде. Такая тара способствует сохранению товаров не только при хранении и транспортировании, но и при потреблении.
К потребительской таре относятся:
К транспортной таре относится тара, используемая для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой продажи. Транспортная тара предохраняет товары от повреждений и потерь при транспортировке и хранении, при перегрузках, обеспечивая удобство погрузочно-разгрузочных операций.