Организация розничной торговли по продаже чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

В качестве товара чай представляет собой продукт биохимических и физико-химических превращений молодых верхушечных побегов чайного растения (флешей) в процессе их переработки. Технологии получения раз-личных видов чая — одни из древнейших. Они возникли за несколько веков до нашей эры в Китае и практически существуют по настоящее время с учетом машинной переработки.
Цель данной работы: рассмотреть организацию розничной торговли по продаже чая.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………6
2.1. Потребительские свойства чая…………………………………………..…6
2.2. Классификация чая……………………………………………………...…14
2.3. Современный ассортимент чая……………………………………………16
2.4. Требования к качеству, упаковка и маркировка…………………………22
III. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА ООО «ПРОДУКТЫ»…….…24
3.1. Планировка магазина………………………………………………………24
3.2. Прогрессивные методы продажи…………………………………….……28
3.3. Торговое оборудование…………………………………………….………30
3.4. Выкладка чая……………………………………………………..…………32
3.5. Правила продажи чая………………………………………………………34
IV. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕН НА ЧАЙ………………37
V. ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА
РОССИЙСКОМ РЫНКЕ………………………………………………….……38

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………42
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

tovarovedenie-kursovaya-assortiment-i-kachestvo-chaya.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Рис.3. Схема  планировки в торговых залах магазина «Продукты».

 

Нами проведен анализ эффективности использования торговой площади магазина «Продукты», для чего были рассчитаны коэффициент установочной и демонстрационной площади (рис. 3).

Коэффициент установочной площади (Куст) равен отношению установочной площади к общей торговой площади.

Установочная площадь – это площадь торгового зала, занятая под размещенным торговым оборудованием и крупногабаритным товаром.

 

Куст = Sуст =19,44 = 0,26

                                                       S тз       75

 

Таким образом, коэффициент установочной площади в магазине «Продукты» соответствует современным стандартам (Куст = 0,26).

Коэффициент демонстрационной площади (Кдем) равен отношению площади выкладки товаров к общей площади торгового зала.

Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

 

Кдем = S выкл = 45 = 0,6

       Sтз      75

 

Таким образом, коэффициент демонстрационной площади в магазине «Продукты» соответствует современным стандартам (Кдем = 0,6).

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Прогрессивные методы  продажи

 

Для создания более комфортных условий для покупателей в  перспективе в магазине «Продукты» планируется использовать прогрессивный метод продажи, т.е. самообслуживание, т.к. площадь торгового зала позволяет внедрить метод самообслуживания и все необходимое оборудование имеется в магазине «Продукты».

Рассмотрим преимущества метода самообслуживания над традиционным, таблицу 1.

 

Таблица 1.Технолгические показатели  магазина «Продукты»:

Показатели

Метод продажи товаров

а) традиционный

б) самообслуживания

 

1. Технологические

1) Количество  разновидностей реализуемых товаров.

2) Коэффициент  устойчивости ассортимента, k уст.

 

2. Социальные

1) Среднее время,  затрачиваемое на покупку, мин.

2) Коэффициент  завершенности покупок, k зт.

 

 

978

 

0,91

 

 

 

7

 

0,91

 

 

1231

 

0,97

 

 

 

4

 

0,98


а) технологические  показатели магазина «Продукты» традиционного  типа за 2007г;

б) прогнозируемые технологические показатели магазина «Продукты» при введении прогрессивного метода продаж (самообслуживания).

 

Преимущество метода самообслуживания выражается социальной и экономической эффективностью. Покупатели в магазине «Продукты» затрачивают времени на покупку товара на 3 мин. меньше, чем при индивидуальном обслуживании через прилавок. Это характеризует социальный эффект самообслуживания (т.е. экономия времени на приобретение товаров). В магазине самообслуживания могут осматривать и отбирать товар практически все покупатели, которые находятся в торговом зале, что позволит ликвидировать очереди в ожидании обслуживания. Увеличение установочной и экспозиционной площадей в магазине самообслуживания, позволит расширить в торговом зале ассортимент предлагаемых товаров и тем самым увеличить комплексность покупок. Следовательно, экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его экономических показателей (товарооборота, валового дохода, прибыли), сокращения численности торговых работников и повышения производительности, снижения уровня издержек обращения.

Несомненно, для повышения качества торгового обслуживания в магазине «Продукты» необходимо внедрить метод самообслуживания. Он позволит в полной степени удовлетворить потребности покупателей. Кроме того, этот метод обслуживания положительно повлияет на хозяйственную деятельность торгового предприятия и повысит качество торгового обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Торговое оборудование

 

Основным торговым помещением магазина «Продукты» является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов-кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Устройство и планировка торгового зала магазина отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из которых являются:

    • свободное движение покупательского потока;
    • обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;
    • создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Часть площади торгового  зала магазина отведено под зоны для проходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест продавцов. Искусственное освещение торгового зала равномерное, яркое и имеет благоприятный спектральный состав. Планировка узла расчета обеспечивает беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключает встречные потоки.

Несмотря на то что, магазин  «Продукты» осуществляет продажу товаров методом индивидуального обслуживания через прилавок, планировка в магазине «Продукты» обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров покупателями.

В магазине применяется  современное оборудование позволяющее  хранить и реализовывать товары с различными условиями хранения, а также расширять их ассортимент.

Ниже на рис. 4 приведены  различные варианты торгового оборудования применяемого в магазине «Продукты»:

 

 

Рис. 4. Торговое оборудование магазина «Продукты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Выкладка чая

 

Отдел кофейной и чайной продукции формируется в группе бакалейных товаров, которая обычно находится в глубине торгового зала.

Допускается выкладка кофе и чая двумя способами - по производителям и по категориям.

Рядом с кофе должны находиться чай, какао, кондитерские изделия, различные джемы и конфитюры.

Кофе можно выкладывать  в непосредственной близости с дорогими спиртными напитками табаком, курительными принадлежностями.

Для реализации упакованного кофе достаточно использовать обыкновенные стеллажи.

Растворимый кофе «3 - в - 1» (кофе, сливки, сахар) помимо кофейного  отдела размещают рядом с кассовым аппаратом. Кофе «3 - в - 1» часто покупается незапланированно и относится к товарам импульсного спроса.

Весовой кофе в зернах и чай обычно выделяют в самостоятельный отдел, в котором продавец - консультант должен уметь рассказать об отличиях разных сортов кофе и чая.

Оптимальным является вертикальное расположение товаров одного производителя. При этом рекомендуется при выкладке чая/кофе использовать следующие правила:

    • на уровне глаз (самые выгодные полки для выкладки товаров) важно размещать такие упаковки чая/кофе, которые пользуются наибольшим спросом (наибольший показатель продаж). Как правило, это самые маленькие упаковки (чай непакетированный);
    • на нижних полках располагаются упаковки по правилу: чем больше масса упаковки, тем на более низкой полке она находится;
    • на полке чуть выше уровня глаз располагаются товары с ярко выраженными вкусовыми характеристиками, новые сорта;
    • для чая целесообразно здесь же располагать пакетированный чай небольших упаковок (если ассортимент пакетированных сортов не позволяет создать отдельную вертикаль выкладки);
    • на самой верхней полке целесообразно не делать массовую выкладку, как это обычно делается в большинстве магазинов, а использовать ее для создания имиджа товара/производителя. Для этого оптимальным кажется использование альтернативной выкладки, т. е. разбавление выкладки основного товара (чай/кофе) перекрестными группами (чайники, кружки, кофеварки, фильтры для кофеварок и т. п.). Также на верхних полках возможно выставление наиболее дорогих, как правило, железных или необычно оформленных упаковок.

Вертикальная выкладка товаров по производителям позволяет  магазину максимально использовать услуги мерчандайзеров поставщиков.

Наиболее эффективно при вертикальной выкладке - применение метода «цветового пятна».

Цветовое пятно представляет собой место выкладки товара конкретного производителя, оформленной с помощью специальных форм фирменной рекламы.

Применение метода цветового  пятна повышает общие продажи  по товарной группе до 30 %, а отдельных товарных марок, расположенных в зоне цветового пятна, - до 60 %.

 

 

 

 

 

 

3.5. Правила продажи  чая

 

Информация о продовольственных  товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров, должна содержать:

    • наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
    • сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;
    • назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
    • способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
    • условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
    • дату изготовления и дату упаковки товара;
    • противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
    • сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).

По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с  удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.

Товары до их подачи в  торговый зал или иное место продажи  должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.

В случае предпродажного фасования и упаковки развесных  товаров, производимых продавцом, объем  фасуемых товаров с короткими  сроками годности не должен превышать  объема их реализации в течение одного дня торговли.

На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

При продаже продовольственных  товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

Не подлежат продаже  нерасфасованные и неупакованные  продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.

Цена продовольственных  товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано  передать ему гастрономические товары в нарезанном виде.

В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие  непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЦЕН НА ЧАЙ

 

Рассмотрим средние  цены в розничных торговых сетях  г. Липецка на чай в сравнении  с ценами на аналогичную продукцию  в ООО «Продукты».

 

Рис. 5. Сравнительная характеристика цен на чай в г. Липецке

 

Таким образом, самые низкие цены на чай зафиксированы в торговой сети «Корзинка», наиболее в высокие в магазине ООО «Продукты».

Такое положение дел, связно с тем, что цены в розничных  торговых сетях сравнительно ниже по отношению к отдельным магазинам.

Информация о работе Организация розничной торговли по продаже чая