Рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Цели дипломной работы: теоретические аспекты хранения плодоовощной продукции магазина, анализ технологического процесса хранения плодоовощной продукции магазина, рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина.
Задачи дипломной работы:
характеристика плодоовощной продукции магазина;
упаковка и маркировка плодоовощной продукции магазина;
потери магазина при хранении продукции;
технология погрузочно-разгрузочных работ магазина;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 340.12 Кб (Скачать файл)

Торговый зал и подсобные помещения оснащают современным торговым оборудованием. В торговом зале магазинов самообслуживания для продажи овощей и плодов устанавливают пристенные горки-витрины, островные горки и охлаждаемые прилавки. Если торговый зал узкий и длинный, то вдоль стены устанавливают пристенное оборудование, в широких залах - пристенное и островное; при наличии в зале колонн оборудование устанавливают между ними. 

Для выкладки товара часто используют оконные проемы, в которые помещают двусторонние горки (со стороны торгового зала товар выкладывают для продажи, со стороны улицы - для рекламы).

В магазинах самообслуживания оборудование устанавливают так, чтобы не создавалось встречных потоков покупателей, а было общее направление движения, проходы между горками были удобны для движения, был обеспечен проезд тележек для подачи овощей и плодов в торговый зал.

Ширина между пристенными и островными горками и между параллельно расположенными горками должна быть 1,2-1,5 м, между островными горками и кабинами контролеров-кассиров - 1,5-2,0 м; между островной горкой в середине зала и прилавками обслуживания - 2,0-2,5 м. Ширина прохода для покупателей у рабочего места контролера-кассира - 0,6 м.

В магазинах самообслуживания покупатель имеет свободный доступ к плодоовощным товарам, которые продают только расфасованными (в сетках, бумажных и полиэтиленовых пакетах и т. д.). Экономить время покупателю помогает реклама и информация в магазине. Реклама, которая должна быть красочной, привлекательной украшает торговый зал; специальные указатели с подсветом, подвешенные к потолку, информируют покупателей о размещении товаров. Ценниками снабжают, как правило, каждый товар. Торговый зал должен быть хорошо освещен, при этом каждый товар должен четко выделяться. В зале вывешивают также указатели "касса", "вход" и "выход".

Зона разгрузки транспортных средств примыкает к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству).  Зону хранения и реализации состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади проходов. Зона разгрузки товара используется для ручной разгрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству. Экспедиция приемки товара служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара. На участке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара) происходит формирование мест хранения. Товар в эту зону поступает с участка разгрузки.

В зоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции по хранению товара.

В зоне погрузки происходит ручная загрузка транспортных средств.

Определим основные параметры магазина.

Общая площадь магазина:

                Sобщ = Sпол + Sвсп + Sпр + Sкомпл + Sсл + Sпэ ,                   (2.1)

где Sпол – полезная площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимой продукцией (стеллажами, и другими приспособлениями для хранения продукции), м2;

Sвсп – вспомогательная (оперативная) площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами, м2;

Sпр – площадь участка приемки, м2;

Sкомпл – площадь участка комплектования, м2;

Sсл – площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для рабочих мест складских работников, м2;

Sпэ – площадь приемочной экспедиции, м2;

В магазине «СуперГудМаркет» общая складская площадь составляет:

Sобщ=Sпол(40м2)+Sвсп (60м2)+Sпр(18м2)=118м2.

Данная складская площадь оптимальна для данного магазина и способствует бесперебойному торгово-технологическому процессу.

 

2.2 Технология  погрузочно-разгрузочных работ магазина

 

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят: изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

Организация торгового и технологического процессов в супермаркете «СуперГудМаркет» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организация торгового и технологического процессов в супермаркете «СуперГудМаркет»

К числу основных принципов организации торгового процесса супермаркета «СуперГудМаркет» необходимо отнести следующие:

  • обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
  • обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
  • соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;
  • достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;
  • сохранение физико-химических свойств товаров. 
              Погрузо-разгрузочные работы в супермаркете «СуперГудМаркет» осуществляются вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации. Только когда с товаром приходит автоконтейнер с гидрокраном, используется его возможности.

Определяем время простоя машины:

Грузоподъемность машины – 2т, на выгрузку работает 1 грузчик, время полного цикла- 5 минуты, вес одной коробки- 10кг, грузоподъемность грузчика-14кг.

  1. Определяем время простоя машины:

                                                     N=

  ,                                                ( 2.2)

                                                    Тф=

,                                                    (2.3)

где gb-грузоподъемность машины, т;

w-часовая производительность, т/ч.

2)Рассчитаем часовую производительность:

                                                  W=gпогр.* n* lгр.,                                       (2.4)

где gпогр- количество груза, помещаемого за 1 цикл, кг;

lгр-коэффициент использования машины по грузоподъемности;

N-количество сделанных циклов за час;

3) Определяем коэффициент  использования машины по грузоподъемности:

lгр= qгр / qпогр.=   10/14

= 0,7.

4) Определяем количество  циклов:

n=2/ Тц = 2/5= 0,4 цикла

W=14 * 0,4 * 0,7=3,9 мин.

Простой машины под выгрузкой составляет 3,9 минуты.

После этого производится приемка товара по количеству и качеству, а далее товары доставляют в помещение для хранения. Все продовольственные товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный зал.

Так как в супермаркете «СуперГудМаркет» имеется очень большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, то в данном магазине используются все три варианта схемы технологических процессов 

Во-первых, это наиболее сложный вариант технологического процесса, который используется при продаже товаров, требующих хранения и предварительной доработки перед подачей их в торговый зал. Для продовольственных товаров – это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров. Для непродовольственных товаров – освобождение от тары, чистка и утюжка швейных изделий, сборка и регулировка технически сложных товаров.

Второй вариант технологического процесса включает хранение товаров, для чего требуются специальные помещения. Осуществление хранения, как правило, диктуется необходимостью организации бесперебойной торговли, когда используемая система снабжения эту бесперебойность обеспечить не в состоянии. Еще один вариант предусматривает, что товар после количественной и качественной приемки сразу поступает для продажи а торговый зал. Такая схема может применяться при сравнительно медленной товарооборачиваемости или при четкой системе товароснабжения.

В торговом зале продовольственных товаров супермаркета «СуперГудМаркет» используется линейная поперечная расстановка оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.

Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству – заведующими отделами, секциями, товароведами – на основании сопроводительных документов.

Приемка товаров по количеству и качеству в супермаркете «СуперГудМаркет» осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах поставки не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная (Приложение Б)), которую проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях.

Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.

Партию плодов, доставленную в магазин, проверяют по количеству и качеству. Если покупатель получает товар на базе, то количественная и качественная приемка производится здесь же.

Количество и качество товара поставщик указывает в сопроводительных документах. В случае возникновения претензий к поставщику при обнаружении недоброкачественности товара составляют акт.

О качественном состоянии поступившей продукции акт составляют в следующие сроки: по овощной зелени и ягодам - в течение 12 ч, по картофелю, овощам и плодам - 24 ч, по продуктам переработки -. 72 ч.

Торговля свежими овощами, плодами и картофелем имеет специфические особенности, вытекающие из их природы. Овощи и плоды приходится подвергать в магазине довольно трудоемкой товарной обработке - отбраковывать больные и поврежденные экземпляры, очищать от загрязнений, фасовать и т. д.

Такие овощи, как корнеплоды, перед расфасовкой желательно мыть, хотя это и связано с дополнительными затратами труда. Ранние овощи и зелень лучше мыть и расфасовывать в магазине, так как даже за время короткой перевозки они могут увянуть. В магазине их моют в ваннах, а сушат вымытые овощи на специальных решетках. Для мытья картофеля и зрелых корнеплодов применяют моечные ванны, устанавливаемые в подсобном помещении.

Плоды перед продажей подвергают подсортировке в подсобном помещении, где для этой цели устанавливают столы (обычно решетчатые). Ящики с плодами устанавливают на столах, вскрывают, а затем осматривают каждый плод, удаляя пораженные болезнями.

Если плоды продают из тары, в которой они поступили в магазин, то продавец сортирует их на своем рабочем месте, отбраковывая испорченные плоды.

Укладку в лотки пирамидками применяют для плодов крупного размера: яблок, груш, лимонов, апельсинов, мандаринов, персиков и др. Для изолирования одного плода от другого применяют прокладки из папиросной бумаги.

Ягоды, поступившие в магазин, необходимо сразу осмотреть и подготовить для продажи. Для этого их осторожно высыпают на большие лотки и сортируют.

При подготовке винограда к продаже осматривают несколько паков и, если ягоды в хорошем состоянии, решета с виноградом направляют в торговый зал; отдельные испорченные или поврежденные ягоды продавец отбирает в процессе продажи. Виноград, поступивший в плотно сбитых ящиках с торфяным порошком или пробковой стружкой, выкладывают на решетчатый стол. Гроздья очищают от торфа или опилок с помощью мехов или вентилятора. Опилки через решетку проходят в подставленный ящик. Испорченные, раздавленные и заплесневевшие ягоды отстригают ножницами. Гроздья с чистыми ягодами осторожно укладывают на лотки для продажи.

Информация о работе Рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина