Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 21:53, дипломная работа
Цели дипломной работы: теоретические аспекты хранения плодоовощной продукции магазина, анализ технологического процесса хранения плодоовощной продукции магазина, рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина.
Задачи дипломной работы:
характеристика плодоовощной продукции магазина;
упаковка и маркировка плодоовощной продукции магазина;
потери магазина при хранении продукции;
технология погрузочно-разгрузочных работ магазина;
Абрикосы и персики очень быстро перезревают, поэтому сразу же после поступления в магазин их просматривают и перебирают, отбраковывая поврежденные и заболевшие плоды. Более зрелые плоды реализуют в первую очередь.
Вишни, черешни, сливы тщательно осиливают, подвергают пересортировке, после чего напыляют в торговый зал. Если плоды сохранились хорошо, то к рабочему месту их подают без переборки в той же таре, в которой они были завезены (в решетах, лотках, ящиках).
Фасуют овощи и плоды как на плодоовощных базах, так и в магазинах. Для фасовки картофеля, моркови, лука-репки и чеснока в хлопчатобумажные пакеты применяют машину МУ-1. В настоящее время плоды и овощи упаковывают также в мелкую полиэтиленовую сетку различных расцветок. Для упаковки овощей и плодов в сетки из синтетических полимерных материалов применяют установку, которую размещают; подсобном помещении магазина, а также в плодоовощей хранилищах.
В установке применяется термический способ сварки с помощью утюга постоянного нагрева, снабженного терморегулятором.
Арбузы, дыни, кабачки и капусту взвешивают поштучно и на срезе карандашом проставляют стоимость взвешенного товара.
Широко распространена продажа овощей и плодов, расфасованных в пакеты. Для продажи также уготавливают наборы из отдельных видов овощей, просчитанные на приготовление первых блюд. Наборы заковывают в картонные коробки в открытом виде, указывают их вес и стоимость.
Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.
В супермаркете «СуперГудМаркет» при размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.
Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.
Так как в данном магазине для выкладки товаров широко применяют контейнеры, необходимо учитывать не только площадь выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.
При размещении и выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.
Монотонность в экспозиции товаров в супермаркете «СуперГудМаркет» устраняют также использованием корзин, контейнеров с товарами, выставленных в «мертвых» зонах торгового зала (в углу, между горок), благодаря чему покупатели обращают больше внимания на помещенные в них товары.
Из всех способов выкладки в «СуперГудМаркете» чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный. При горизонтальном способе выкладки каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя – для одного наименования печенья, средняя – для другого, нижняя – для третьего. Так как покупатели прежде всего обращают внимание на товары, размещенные на оптимальной высоте, то товары, пользующиеся наибольшим спросом, размещают на нижних полках. На уровне глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки или в передвижные контейнеры, которые устанавливают под рядами полок, выкладывают крупные и грузоемкие товары.
При вертикальном способе выкладки плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.
Покупателей притягивает массовая выкладка товаров. Она внушает им доверие к товару. Широкое применение в супермаркете «Магнит» получила также выкладка товаров навалом в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.
При выборе товара надо предоставить покупателю возможность ознакомиться с содержанием коробки, пачки, пакета. Для этого на полке рядом с товарами в непрозрачной упаковке в данном магазине помещают одну - две открытые коробки, затянутые сверху целлофаном или полиэтиленовой пленкой.
Все образцы товаров в торговом зале супермаркета «СуперГудМаркет» снабжены хорошо оформленным указателем цен, напечатанным четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.
В торговом зале супермаркета «СуперГудМаркет» товар, предварительно взвешенный, расфасованный и промаркированный, выкладывают на стеллажах, в открытых холодильных прилавках, контейнерах и другой таре-оборудовании.
Покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале контролером.
Следует отметить, что движение покупателей в торговом зале данного магазина осуществляется против часовой стрелки, что создает им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания.
При распределении площади между товарами при их экспонировании полностью учитывается частота их приобретения. В частности, в супермаркете «СуперГудМаркет» используется оптимальная последовательность размещения товаров в торговом зале: в начале пути перед мясным и рыбным отделами расположены фрукты и овощи; мясной и рыбный отделы размещены в глубине торгового зала; кондитерские изделия расположены в конце линии по продаже хлебобулочных изделий; непродовольственные товары расположены в конце пути покупателя.
Несколько лет назад руководство супермаркета «СуперГудМаркет» начало использовать идею компании «Кногокорпорейшн», выпускающей ярлыки с невидимой магнитной проволочкой. Эта проволочка дезактивируется при оплате в расчетных узлах. Такой ярлык дает сигнал тревоги на выходе, если он не прошел через расчетный узел. Также расчетные узлы рассматриваемого магазина были оборудованы сканирующими устройствами, которые считывают всю необходимую информацию со штрихового машиночитаемого кода на упаковке товара или этикетке и используют ее для расчета с покупателем.
При сканировании регистрируется огромное количество оперативной информации, которую руководство супермаркета «СуперГудМаркет» использовало для оптимизации коммерческой деятельности. Это позволило руководству данного магазина решить множество проблем. В первую очередь, руководство супермаркета «СуперГудМаркет» точно знает дневную, недельную, сезонную динамику покупательских потоков и может рассчитать (и изменить) график работы продавцов и кассиров. Уже сейчас можно заметить что утром, когда покупателей мало, работает примерно половина касс, а вечером – все. Кроме того, благодаря точной фиксации времени и количества покупок, производится постоянный ежедневный хронометраж работы всех кассиров и от этого рассчитывается их зарплата. Помимо этого руководство магазина может точно рассчитать график завоза товаров, и, следовательно, снизить уровень запасов и за этот счет увеличить ассортимент товаров.
Процесс продажи в супермаркете «СуперГудМаркет» организуется следующим образом. Данный супермаркет строился именно из расчета системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.
При входе в магазин покупатель берет инвентарную корзину или тележку для отбора товаров и проходит в торговый зал, ориентируясь в зале с помощью различных средств «немой справки». Отобрав товар, покупатель проходит в зону расчета и предъявляет при выходе из торгового зала контролеру-кассиру самостоятельно отобранные товары и товары, приобретенные через прилавок обслуживания. Контролер-кассир рассчитывается с покупателем.
Согласно основным правилам работы данного магазина работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя оставить хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан магазин обязан обеспечить их сохранность, для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). Не разрешается также требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки.
Если покупатель не выполняет правила, обязывающие его отбирать товары в инвентарную корзину (тележку), контролеры-кассиры не должны обслуживать такого покупателя.
Контролеры-кассиры, ведущие расчет с покупателями, должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми машинами, уметь пользоваться прейскурантом.
При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок. Контролер-кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в пустую корзину, постоянно находящуюся на кассовом прилавке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.
Расчет за все товары, приобретаемые в супермаркете «СуперГудМаркет», в том числе и за отпущенные через прилавки обслуживания, производится только в едином узле расчета. Не разрешается требовать от покупателей предварительной оплаты товаров, продаваемых через прилавки обслуживания (с продавцами).
Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а также проверять их личные вещи (сумки, портфели и т. п.).
Одно из важнейших принципов организации процесса продажи в супермаркете «СуперГудМаркет» – сочетание доверия к покупателям с умелой организацией контроля. На покупателя отрицательно воздействует чрезмерный контроль, поэтому все работники торгового зала должны выкладывать товар, поправлять ценники, консультировать покупателей, одновременно осуществляя общий контроль за торгово-оперативным процессом.
2.3. Оборудование для хранения и реализации плодоовощной продукции магазина
Для размещения овощей и плодов в магазинах используют шкафы, горки, лари, лотки, ящики.
Покупатель должен хорошо видеть ассортимент овощей. Для этой цели овощи выкладывают в ящики одинакового размера в виде большой наклонной горки высотой до 2 л и длиной 5-6 м. Ящики заполняют в подсобном помещении всеми видами овощей, имеющимися в продаже, и устанавливают на наклонные стеллажи. Свежесть и товарный вид выложенных овощей постоянно проверяют. Два или три нижних ряда ящиков служат для размещения рабочего запаса овощей, отпускаемых покупателю. Нельзя допускать, чтобы овощи лежали на прилавках горой и при этом смешивались разные виды и сорта овощей.
Увядание - наиболее частое явление в практике торговли свежей зеленью и ранними овощами. Для сохранения свежести овощей важное значение имеет не только холод, но и наличие вокруг них влажной среды.
С этой целью в торговом зале применяют различное оборудование: охлаждаемые и орошаемые наприлавочные витрины, прилавки, горки и т. д.
В плодоовощных магазинах самообслуживания все больше используют унифицированные комплекты оборудования, например комплект "Елочка". В комплект "Елочка" входит оборудование следующих наименований: пристенная горка, состоящая из четырех полок и стенки, - 4 комплекта; пристенная горка с тремя полками и передвижной тележкой с кузовом; пристенная горка, состоящая из одной полки и трех полок-кассет. В комплект входят также островные горки для выставки и продажи товара. Одна горка состоит из стоек, восьми полок и двух стенок, другая - из стоек, четырех полок и двух раздвижных тележек с кузовом; третья горка - из стоек, двух полок и двух полок-кассет. Кроме горок, в комплекте имеется предназначенный для упаковки и отпуска товаров прилавок с нишей, перегородками и полками, а также сборно-разборная кассовая кабина, изготовленная из щитов, облицованных пластиком.
Пристенные горки ставят отдельно или монтируют сплошным фронтом; их можно установить также спаренными в центре зала как островные. Трехъярусные пристенные горки служат обычно для выкладки консервов. В нижней части двухъярусных горок устанавливают два передвижных контейнера (тележки) для овощей и плодов, которые загружают в подсобном помещении.
Информация о работе Рационализация организации хранения плодоовощной продукции магазина