Теоретические основы товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 1.53 Мб (Скачать файл)

В условиях перехода на рыночные отношения классификация  продукции важна при проведении маркетинговых исследований. Необходима классификация и для статистического  анализа производства, реализации и  использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях.

Классификация товаров в современных условиях должна отвечать следующим требованиям:

•  гарантировать  полноту охвата всех видов производимой продукции;

•  обеспечивать гибкость классификации, сущность которой  заключается в том, чтобы в  перечень продукции можно было по мере необходимости включать новые  наименования, не нарушая общей системы  классификации, учитывать возможные  в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;

•  способствовать всестороннему исследованию свойств  товаров как потребительских  ценностей;

•  нацеливать на улучшение торговой деятельности на всем пути товародвижения;

•  способствовать упорядочиванию терминологии, объединять в родственные группы большое  количество товаров;

•  содействовать  принципам кодирования товаров  и образованию краткого шифра  товара.

•  создавать  возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре.

Классификация товаров строится по иерархической  схеме - от более общего признака к  менее общему. Каждое последующее  звено должно конкретизировать признак  вышестоящего звена. Для обозначения  звеньев классификации можно  использовать следующие термины: класс, подкласс, вид, разновидность, а также  подгруппа, подвид.

Важнейший вопрос классификации - правильный выбор признака, по которому тот или иной товар  будет отнесен к определенной группировке. Основными признаками классификации продукции являются:

•  единство технологических процессов ее производства. При этом к одной классификационной группировке можно отнести различные по внешнему виду и назначению товары;

•  направление (или цель) использования товаров. По этому признаку они подразделяются на товары производственно-технического назначения и товары широкого потребления. Признаком классификации продукции производственно-технического назначения является особенность использования ее в процессе производства. Наиболее характерно здесь деление средств производства на средства труда и предметы труда. Средства труда - это материальные элементы, которые служат для человека средством воздействия на предметы труда в целях получения материальных благ. К средствам труда относятся машины, станки, оборудование, двигатели и др. Предметы труда подразделяются на сырье, основные и вспомогательные материалы.

•  По виду исходного сырья (материала). Сырье - это природный сырой материал, подвергшийся предварительной обработке. Основные материалы - это материалы, образующие материальную основу продукции. Вспомогательные материалы участвуют в процессе производства, могут придавать основному материалу новые свойства, но не составляют материальной основы изготовляемой продукции.

•  По способу производства. Поэтому признаку подразделяют товары – машинного и ручного производства.

•  По форме, размерам и габаритам.

•  По происхождению – растительного и животного.

•  По физико-химическим свойствам - твердые, жидкие, сыпучие или газообразные.

•  По срокам и способам  хранения, транспортабельности.

•  По половозрастному делению. Например, мужская, женская и детская одежда.

•  По сезону пользования. Например – зимняя, демисезонная, летняя одежда.

•  По агрегатному состоянию – твёрдые, жидкие.

•  По комплектности – наборы, приборы, сервизы.

•  По способу упаковки – фасованные, весовые, штучные.

В зависимости  от порядка образования классификационных  группировок различают десятичную, сотенную, произвольную системы классификации.

При десятичной и сотенной системах классификации каждый высший класс подразделяется соответственно на 10 или 100 последующих классов. Десятичная система проста в построении, дает возможность выбрать несложную систему кодов. Ее недостаток заключается в необходимости ограничивать количество классов цифрой 10, что в ряде случаев приводит к неоправданно укрупненной искусственной группировке и нарушению основных признаков классификации. Поэтому при большом количестве группировок целесообразнее применять сотенную систему классификации.

Системы классификации  могут различаться ступенчатостью, т.е. количеством классов. Существуют одно-, двух-, трех- и более ступенчатые классификации. При делении товаров только на классы применяется одноступенчатая классификация. При многоступенчатой классификации используются следующие подразделения: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид, разновидность. Увеличение классификационных группировок усложняет систему классификации. Количество классов в основном зависит от номенклатуры товаров: с увеличением номенклатуры растет число классов.

Класс товаров — это высшая ступень классификации, множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Подкласс — множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.

Подгруппа — подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товара — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товара — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Каждая разновидность товара обозначается артикулом. Под одним артикулом могут значиться товары одинаковые по основным признакам и отличающиеся по некоторым второстепенным.

Разработка  системы классификации сопровождается присвоением каждому наименованию товаров номенклатурного номера (или кода). Величина кода зависит  от принятой системы классификации  и от системы цифр, которыми обозначается каждый класс. Номенклатурный номер  товара необходимо строить так, чтобы его можно было легко понять, расшифровать и увидеть, к какому классу относится тот или иной товар.

Товароведная  классификация товаров сложилась  исторически и основана на потребностях торговли. Для товароведения первостепенное значение имеют три классификации товаров: общегосударственная, торговая, учебная.

Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции, который введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 с 1 июля 1994 г. на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Общероссийский  классификатор продукции (ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Общероссийский классификатор продукции предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработке информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, экономика, статистика и др. Общероссийский классификатор продукции - это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации. В Общероссийском классификаторе продукции предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX ХООО), на третьей - группы (XX ХХОО), на четвертой - подгруппы (XX ХХХО), а на пятой - виды продукции (XX ХХХХ).

Каждая позиция  ОКП имеет шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число  и наименование группировки продукции, которые записываются по следующей  форме:

Код

Контрольное число

Наименование

572100

7

Асбест


Коды двух - пятиразрядных группировок продукции  дополнены нулями до шести разрядов и записываются с интервалами  между вторым и третьим разрядами. Классификация продукции в ОКП  может быть завершена на третьей, четвертой или на пятой ступенях классификационного деления. Если какие-либо виды продукции содержат конкретные типы, марки, модели или другие характеристики, то для их отражения должны быть созданы отраслевые классификаторы продукции. В последних в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из ОКП.

Торговая  классификация является отраслевой и используется в торговле, предназначена только для товаров широкого потребления. Содействует организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства. Она не является последовательной системой классификации и основывается на распределении товаров на группы и подгруппы. Классификация товаров в торговле основана на распределение товаров в соответствии с различными признаками на группы: продовольственные товары и непродовольственные товары.

Согласно  торговой классификации различают  следующие группы продовольственных  товаров: хлебобулочные изделия, плоды  и овощи, кондитерские, вино-водочные, безалкогольные напитки, молочно-маслянные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

Основная  часть промышленных (непродовольственных) товаров в практике торговли подразделяется на следующие товарные группы:

изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения.

Для рационального  формирования ассортимента товаров  в розничной торговой сети большое  значение имеет группировка товаров  по комплексности спроса покупателей: в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные  для комплексного удовлетворения потребностей. В основу  разработки таких комплексов могут быть положены признаки: особенности образа жизни и проведения досуга (товары для садоводов, товары для туристов), половозрастной признак (товары для детей) и другие.

Учебная классификация используется для изучения ассортимента товаров широкого потребления, потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств.

Учебная классификация  приближена к торговой, но отличается большей последовательностью, предусматривает более удобное изучение курса товароведения.

По учебной  классификации товары подразделены на продовольственные и непродовольственные. Продовольственные товары объединяют в девять основных групп: зерномучные, овощи, плоды и грибы, вкусовые, кондитерские, пищевые жиры, молочные, мясные, рыбные, яйца и яичные товары. Непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии, металлические, силикатные, древесно-мебельные, электротовары, текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые, парфюмерно-косметические, ювелирные, электронные, игрушки, печатная продукция и др.

1.2.2 Штриховое кодирование товаров

В международной  торговле штриховое кодирование  уже давно стало нормой. Основным объектом штрихового кодирования является товар. Конкретная единица товара, характеризуемая  ценой, размером, массой, цветом, качеством, идентифицируется путем присвоения ей штрихового и цифрового кода. Штриховой код EAN (European Artiecle Numbering) разработан международной ассоциацией EAN, находящейся в Брюсселе. Код EAN - это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины - модуль. Другие штрихи и пробелы составляют два и три модуля, т.е. две или три толщины самого узкого штриха или пробела. Каждая цифра кода EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов.

Ассоциация  EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно. Ряду стран выделены диапазоны кодов, а некоторым странам предоставлена возможность дополнять двухразрядный код третьим разрядом. Например, код, выданный бывшему СССР, - 46, может быть детализирован на третьем разряде в диапазоне 460-469. Поэтому предприятия-изготовители стран СНГ могут использовать только четыре разряда вместо пяти. Некоторым странам сразу выделены трехразрядные коды, например Польше -590,а Китаю - 690. Перечень кодов EAN для штрихового кодирования некоторых стран представлен в таблице 1.

Таблица 1

Код

Страна

Код

Страна

00-09

США, Канада

73

Швеция

30-37

Франция

750

Мексика

380

Болгария

76

Швейцария

400-440

Германия

759

Венесуэла

460-469

страны СНГ

779

Аргентина

489

Гонконг

780

Чили

45-49

Япония

789

Бразилия

50

Великобритания

80-83

Италия

520

Греция

84

Испания

529

Кипр

850

Куба

539

Ирландия

859

Чехия

54

Бельгия

860

Югославия

560

Португалия

869

Турция

569

Исландия

87

Нидерланды

57

Дания

880

Южная Корея

590

Польша

888

Сингапур

64

Финляндия

90-91

Австрия

690

Китай

93

Австралия

70

Норвегия

94

Новая Зеландия

729

Израиль

383

Словения

Информация о работе Теоретические основы товароведения