Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат
В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.
В условиях
перехода на рыночные отношения классификация
продукции важна при проведении
маркетинговых исследований. Необходима
классификация и для
Классификация товаров в современных условиях должна отвечать следующим требованиям:
• гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;
• обеспечивать
гибкость классификации, сущность которой
заключается в том, чтобы в
перечень продукции можно было по
мере необходимости включать новые
наименования, не нарушая общей системы
классификации, учитывать возможные
в будущем изменения в
• способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей;
• нацеливать на улучшение торговой деятельности на всем пути товародвижения;
• способствовать упорядочиванию терминологии, объединять в родственные группы большое количество товаров;
• содействовать принципам кодирования товаров и образованию краткого шифра товара.
• создавать
возможности для
Классификация товаров строится по иерархической схеме - от более общего признака к менее общему. Каждое последующее звено должно конкретизировать признак вышестоящего звена. Для обозначения звеньев классификации можно использовать следующие термины: класс, подкласс, вид, разновидность, а также подгруппа, подвид.
Важнейший вопрос
классификации - правильный выбор признака,
по которому тот или иной товар
будет отнесен к определенной
группировке. Основными признаками
классификации продукции
• единство технологических процессов ее производства. При этом к одной классификационной группировке можно отнести различные по внешнему виду и назначению товары;
• направление (или цель) использования товаров. По этому признаку они подразделяются на товары производственно-технического назначения и товары широкого потребления. Признаком классификации продукции производственно-технического назначения является особенность использования ее в процессе производства. Наиболее характерно здесь деление средств производства на средства труда и предметы труда. Средства труда - это материальные элементы, которые служат для человека средством воздействия на предметы труда в целях получения материальных благ. К средствам труда относятся машины, станки, оборудование, двигатели и др. Предметы труда подразделяются на сырье, основные и вспомогательные материалы.
• По виду исходного сырья (материала). Сырье - это природный сырой материал, подвергшийся предварительной обработке. Основные материалы - это материалы, образующие материальную основу продукции. Вспомогательные материалы участвуют в процессе производства, могут придавать основному материалу новые свойства, но не составляют материальной основы изготовляемой продукции.
• По способу производства. Поэтому признаку подразделяют товары – машинного и ручного производства.
• По форме, размерам и габаритам.
• По происхождению – растительного и животного.
• По физико-химическим свойствам - твердые, жидкие, сыпучие или газообразные.
• По срокам и способам хранения, транспортабельности.
• По половозрастному делению. Например, мужская, женская и детская одежда.
• По сезону пользования. Например – зимняя, демисезонная, летняя одежда.
•
По агрегатному состоянию – твёрды
• По комплектности – наборы, приборы, сервизы.
• По способу упаковки – фасованные, весовые, штучные.
В зависимости
от порядка образования
При десятичной и сотенной системах классификации каждый высший класс подразделяется соответственно на 10 или 100 последующих классов. Десятичная система проста в построении, дает возможность выбрать несложную систему кодов. Ее недостаток заключается в необходимости ограничивать количество классов цифрой 10, что в ряде случаев приводит к неоправданно укрупненной искусственной группировке и нарушению основных признаков классификации. Поэтому при большом количестве группировок целесообразнее применять сотенную систему классификации.
Системы классификации
могут различаться ступенчатост
Класс товаров — это высшая ступень классификации, множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
Подкласс — множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия.
Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.
Подгруппа — подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Вид товара — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товара — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Каждая разновидность товара обозначается артикулом. Под одним артикулом могут значиться товары одинаковые по основным признакам и отличающиеся по некоторым второстепенным.
Разработка
системы классификации
Товароведная
классификация товаров
Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции, который введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 с 1 июля 1994 г. на территории Российской Федерации взамен Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Общероссийский классификатор продукции (ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Общероссийский классификатор продукции предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработке информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, экономика, статистика и др. Общероссийский классификатор продукции - это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации. В Общероссийском классификаторе продукции предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX ХООО), на третьей - группы (XX ХХОО), на четвертой - подгруппы (XX ХХХО), а на пятой - виды продукции (XX ХХХХ).
Каждая позиция ОКП имеет шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записываются по следующей форме:
Код |
Контрольное число |
Наименование |
572100 |
7 |
Асбест |
Коды двух
- пятиразрядных группировок
Торговая классификация является отраслевой и используется в торговле, предназначена только для товаров широкого потребления. Содействует организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства. Она не является последовательной системой классификации и основывается на распределении товаров на группы и подгруппы. Классификация товаров в торговле основана на распределение товаров в соответствии с различными признаками на группы: продовольственные товары и непродовольственные товары.
Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, вино-водочные, безалкогольные напитки, молочно-маслянные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.
Основная часть промышленных (непродовольственных) товаров в практике торговли подразделяется на следующие товарные группы:
изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения.
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей: в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения потребностей. В основу разработки таких комплексов могут быть положены признаки: особенности образа жизни и проведения досуга (товары для садоводов, товары для туристов), половозрастной признак (товары для детей) и другие.
Учебная классификация используется для изучения ассортимента товаров широкого потребления, потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств.
Учебная классификация приближена к торговой, но отличается большей последовательностью, предусматривает более удобное изучение курса товароведения.
По учебной классификации товары подразделены на продовольственные и непродовольственные. Продовольственные товары объединяют в девять основных групп: зерномучные, овощи, плоды и грибы, вкусовые, кондитерские, пищевые жиры, молочные, мясные, рыбные, яйца и яичные товары. Непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии, металлические, силикатные, древесно-мебельные, электротовары, текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые, парфюмерно-косметические, ювелирные, электронные, игрушки, печатная продукция и др.
1.2.2 Штриховое кодирование товаров
В международной торговле штриховое кодирование уже давно стало нормой. Основным объектом штрихового кодирования является товар. Конкретная единица товара, характеризуемая ценой, размером, массой, цветом, качеством, идентифицируется путем присвоения ей штрихового и цифрового кода. Штриховой код EAN (European Artiecle Numbering) разработан международной ассоциацией EAN, находящейся в Брюсселе. Код EAN - это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины - модуль. Другие штрихи и пробелы составляют два и три модуля, т.е. две или три толщины самого узкого штриха или пробела. Каждая цифра кода EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно. Ряду стран выделены диапазоны кодов, а некоторым странам предоставлена возможность дополнять двухразрядный код третьим разрядом. Например, код, выданный бывшему СССР, - 46, может быть детализирован на третьем разряде в диапазоне 460-469. Поэтому предприятия-изготовители стран СНГ могут использовать только четыре разряда вместо пяти. Некоторым странам сразу выделены трехразрядные коды, например Польше -590,а Китаю - 690. Перечень кодов EAN для штрихового кодирования некоторых стран представлен в таблице 1.
Таблица 1
Код |
Страна |
Код |
Страна |
00-09 |
США, Канада |
73 |
Швеция |
30-37 |
Франция |
750 |
Мексика |
380 |
Болгария |
76 |
Швейцария |
400-440 |
Германия |
759 |
Венесуэла |
460-469 |
страны СНГ |
779 |
Аргентина |
489 |
Гонконг |
780 |
Чили |
45-49 |
Япония |
789 |
Бразилия |
50 |
Великобритания |
80-83 |
Италия |
520 |
Греция |
84 |
Испания |
529 |
Кипр |
850 |
Куба |
539 |
Ирландия |
859 |
Чехия |
54 |
Бельгия |
860 |
Югославия |
560 |
Португалия |
869 |
Турция |
569 |
Исландия |
87 |
Нидерланды |
57 |
Дания |
880 |
Южная Корея |
590 |
Польша |
888 |
Сингапур |
64 |
Финляндия |
90-91 |
Австрия |
690 |
Китай |
93 |
Австралия |
70 |
Норвегия |
94 |
Новая Зеландия |
729 |
Израиль |
383 |
Словения |