Теоретические основы товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Цифровой  код страны - это единственная информация, содержащаяся в штриховом коде, которую  можно проверить визуально при  наличии приведенного выше перечня.

В России штриховым  кодированием товаров занимается Внешнеэкономическая  ассоциация автоматической идентификации  ЮНИСКАН, представляющая интересы своих  членов в международной ассоциации EAN. ЮНИСКАН выдает предприятиям России коды, а также ведет соответствующий банк данных; кроме того, она разрабатывает методики по использованию кодов EAN. Любое предприятие, заинтересованное в получении штриховых кодов EAN на выпускаемую продукцию, может обратиться в ЮНИСКАН. Эта ассоциация работает более трех лет, занимаясь внедрением технологии кодирования в самых различных сферах деятельности.

В настоящее  время уже несколько сотен  предприятий России различных отраслей - легкой промышленности, пищевой, электротехнической, предприятия машиностроения и приборостроения  и др. - являются пользователями кода EAN. Правительством России принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, балансовом деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах.

Для организации  работ по автоматической идентификации  Госстандартом России на базе ЮНИСКАН  создан Технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация".

Практически почти все товары широкого потребления, выпускаемые в развитых странах  мира для потребительского рынка, имеют  штриховой код EAN, определяющий производителя и товар. В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода обязательно. Это объясняется тем, что система штрихового кодирования товаров становится экономически оправданной только в случае, если она охватывает не менее 85% выпускаемых товаров.

Нанесение штрихового кода на упаковку или этикетку стало  обязательным требованием в США, Канаде, странах Западной Европы, Юго-Восточной  Азии, а в США и Канаде запрещено  импортировать и реализовать  продукцию без штрихового кода.

Следует отметить, что штриховой код EAN не классифицирует товар, а идентифицирует его так, что любой другой товар, продающийся на международном рынке, не может иметь такого же кода.

Присутствие штрихового кода на товаре позволяет  определить страну-импортера, фирму-изготовителя, а также конкретный номер товара, что дает возможность (при необходимости) предъявить претензию производителю.

Применение  системы штрихового кодирования  позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов, отражающих такую  информацию, как: производство продукции, ее технические характеристики, сбор заказов покупателей, учет поступления  товара, его комплектование в соответствии с запросами покупателей, учет и  контроль сбыта товара, контроль товара на складе магазина.

Штриховое кодирование  способствует повышению конкурентоспособности  товара, увеличивает спрос на него. В ряде случаев в развитых странах  отсутствие штриховых кодов делает реализацию продукции практически  невозможной, так как у производителя  товар могут не принять.

Нанесение штрихового кода на товар повышает его престиж  и играет роль рекламы товара или  предприятия, улучшает культуру обслуживания покупателей.

Использование штриховых кодов дает возможность  организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с предприятия-изготовителя и кончая складом магазина, а также осуществлять электронный обмен данными о товарах между торговыми партнерами, что ускоряет движение товаров к потребителю.

Рис.1. Структура  кода EAN-13

Штриховые коды могут быть использованы не только для продукции, идущей на экспорт, но и для ее учета и контроля внутри предприятия. Известно, что только применение штриховых кодов для учета  продукции на складе изготовителя и  при отправке ее потребителям позволяет  снизить затраты на 10-15% от стоимости  товара за счет точного учета складируемой продукции и быстрого контроля запасов.

Как видно  из рис. 1, цифровой 13-разрядный код товара включает код страны, код предприятия, которое произвело товар, код самого товара, контрольное число. Код страны, как уже было отмечено выше, выдается ассоциацией EAN. Следующие пять цифр, т.е. код изготовителя, присваивает национальный орган страны (в России - ЮНИСКАН) централизованно конкретному предприятию-изготовителю. Последующие пять цифр кода присваивает предприятие-изготовитель товара самостоятельно. Этот код отражает или регистрационный номер, установленный предприятием-изготовителем, или какие-либо признаки товара, необходимые для конкретного изготовителя. Последняя цифра (разряд) представляет собой контрольное число, которое предназначено для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Проверка производится автоматически по алгоритму EAN. Сканеры бывают различных типов, они воспринимают штрихи, пробелы, их сочетание, декодируют штриховой код в цифровой с помощью микропроцессорных устройств и осуществляют ввод информации о товаре в ЭВМ.

В начале и  конце штрихового кода находятся  краевые удлиненные штрихи, которые  указывают на начало и конец считывания кода. В центре штрихового кода имеются  центральные удлиненные штрихи, облегчающие  визуальную проверку полноты записи кода.

Максимальные  размеры кода, мм: длина 74,6, ширина 52,5.

Существует  также структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13, которая предназначена для товаров небольших размеров. Код EAN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.

Приняты следующие  правила размещения штриховых кодов  на упаковках товаров или этикетках. Каждый товар может иметь только один код EAN, который должен находиться на задней стороне упаковки (лицевой стороной обычно считают сторону с названием товара) в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20мм от краев. Если это не представляется возможным, код наносится справа на лицевой стороне. Если поверхность товара изогнута, то штриховой код ставят вертикально. Так как считывающее оптическое устройство - сканер не различает цветов, то штриховой код должен быть темного цвета. Печататься штриховой код должен обязательно на светлом фоне.

Если производитель  товара использует код EAN, то он обязан своевременно информировать контрагента о товаре. Первоначальное извещение о товаре изготовитель обязан направлять в письменной форме торговому партнеру, который должен получить его за три недели до поставки товара. Информация о товаре, как правило, включает его полное наименование, цену, конкретные потребительские характеристики, необходимые для изучения спроса, а также название предприятия-изготовителя, его почтовый адрес, номер счета и ряд других данных. Полученная информация о товаре заносится торговым предприятием в ЭВМ, и благодаря цифровому коду через ЭВМ можно получить все требуемые сведения о движении товара.

Нанесение штрихового кода не увеличивает ни время, затрачиваемое  на производство товара, ни его стоимость.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему классификации товаров придается большое значение?
  2. Как осуществляется классификация товаров?
  3. Назовите признаки классификации товаров.
  4. Какие системы классификации товаров вы знаете?
  5. В чем заключается штриховое кодирование товаров?

1.3 Ассортимент товаров.

1.3.1 Виды ассортимента товаров. Его роль на рынке

В современных  рыночных отношениях требуется четкая взаимосвязь коммерческо-хозяйственной  деятельности по всем направлениям - от замысла создать конкретный товар  до его использования субъектами рынка.

В процессе движения от изготовителя до потребителя  определенное количество товарной массы  сосредотачивается на складах готовой  продукции изготовителя, в пунктах  отправления и назначения, транспортных средствах, на складах посреднических организаций и потребителей, в  торговой сети, товар здесь располагается  не хаотично, а согласно соответствующим  признакам, воплощенным в понятие "ассортимент".

Ассортиментом называется определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, размеру, сырью, способу производства и т.п.), удовлетворяющего разнообразные потребности. Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы.

С экономической  точки зрения ассортимент - это, прежде всего совокупность производства товаров  и услуг, отражающих товарное предложение, которое характеризует результаты деятельности отраслей и предприятий, производящих товары и услуги, т.е. это  один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий  и услуг. Но ассортимент представляет собой и логическое распределение  любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные  категории или звенья разного  уровня. Благодаря этому ассортимент  позволяет ориентироваться на отдельные  виды товаров и их группы, которым  присущи общие признаки, создает  условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и отчетности, определения спроса.

Товарный  ассортимент имеет огромное социально-экономическое  значение, поскольку от него зависят  полнота удовлетворения покупательского  спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.

Оптимальный ассортимент обеспечивает значительное повышение эффективности общественного  производства, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов. Ассортимент товаров может в  определенной мере варьироваться, а  выбор той или иной разновидности  товаров обусловливается потребительной стоимостью, предпочтением потребителей тому или иному товару.

Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента означает количество изделий того или  иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров. Например, предприятие оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения в настоящее время  располагает 5 видами строительных материалов для реализации, а каждый вид этих материалов представлен 3 разновидностями. Отсюда глубина ассортимента равна 15.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товара к  его количеству, предусмотренному соответствующим  прейскурантом или спецификацией. Например, спецификация предусматривает 6 разновидностей металлов, а фактически в продажу поступило 4. Значит, полнота  ассортимента составляет 0,66.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес  новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу. Например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов парфюмерной продукции, из них 7 - новые, ранее не продаваемые. Отсюда удельный вес новых изделий составляет 0,28.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом  товарных групп, подгрупп, видов и  разновидностей товаров в общей  сумме товарооборота. Если структура  ассортимента не отражает потребительский  спрос, образуются запасы неходовых, залежалых  товаров, создается искусственный  дефицит на другие требуемые потребителем товары.

Рационально сформированный ассортимент ускоряет реализацию товаров, сокращает затраты  труда и времени на поиск, приобретение нужного товара, а в конечном счете  способствует удовлетворению спроса потенциальных  потребителей.

Товары обладают различной оборачиваемостью, поэтому  ассортиментная структура товарооборота  и товарных запасов никогда не совпадает. Товары замедленного оборота всегда занимают повышенный удельный вес в товарных запасах.

Различают ассортимент  промышленный (производственный) и  торговый. Перечень товаров, выпускаемых  предприятием или отраслью, представляет собой промышленный ассортимент. Ассортимент отрасли значительно шире, чем ассортимент отдельного предприятия.

Номенклатура  товаров, находящихся в сфере  обращения, в частности, в оптовых  и розничных предприятиях, называется торговым ассортиментом. Торговый ассортимент, как правило, шире промышленного, поскольку включает в себя товары различных отраслей, а также импортные. Торговый ассортимент зависит от типа предприятия (базы, магазина, склада), региона, специализации обслуживаемых производственных предприятий, демографической характеристики населения.

Преобразование  производственного ассортимента в  торговый происходит на промежуточных  складах готовой продукции или  на складе пункта отправления продукции  в адрес получателя. Ассортимент товаров в широком смысле слова характеризует состав товаров производственно-технического назначения и народного потребления, находящихся в сфере обращения. Ассортимент товаров в узком смысле характеризует подбор товаров на конкретном предприятии оптовой и розничной торговли, в их отделах, секциях, рабочих местах.

Торговые  предприятия узкоспециализированного  профиля продают товары одной  товарной группы (например, металл, запасные части, строительные материалы и  др.), подгруппы (толстолистная сталь, запасные части к грузовым автомобилям, кровельный материал) или видов (конструкционная сталь, запасные части к автомобилям, рубероид).

Торговые  предприятия универсального профиля  торгуют широким набором продукции  производственно-технического назначения или индивидуального пользования, а также продовольственного назначения.

Различают товары простого и сложного ассортимента.

Товары  простого ассортимента на практике в пределах одного вида не различаются, как правило, по назначению, фасонам, размерам и другим признакам (часы, тетради, карандаши, диваны, автомобили легковые отечественные и т.п.).

Товары, сложного ассортимента (одежда, ткани, галантерея, запасные части, металл, хозтовары и т.п.) в пределах одного вида различаются по назначению, фасонам, размерам, конструкции, материалам и другим признакам.

Информация о работе Теоретические основы товароведения