Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат
В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.
1,4.2. Оценка, методы, и контроль качества.
Оценка уровня качества, необходима при принятии решения производства продукции, выборе лучшего товара для реализации, при планировании показателей качества и установления цен, проводится приемочными комиссиями при оценке продукции.
Оценка уровня качества - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Уровень качества
– это относительная
Показатели
качества – это свойства продукции,
входящие в состав её качества и
количественно их характеризуют. В
зависимости от числа одновременно
характеризуемых свойств
Единичными называют показатели качества, относящиеся только к одному свойству. Так, единичным показателем качества олифы является ее вязкость, жира — температура плавления. Комплексные показатели характеризуют качество по нескольким свойствам. Например, надежность учитывает следующие свойства: безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.
Номенклатура
показателей качества по каждой группе
товаров указывается в
Методы определения значений показателей качества подразделяют на органолептические, инструментальные, экспертные, социологические и смешанные.
При органолептическом
методе определение значений показателей
качества товаров проводят с помощью
органов чувств: зрения, обоняния, осязания,
слуха и т. д. Достоинства этого
метода — простота и быстрота выполнения.
Органолептический метод
Для количественной оценки значений свойств используют балловую систему. Каждое свойство при этом оценивают условным числом баллов по ступеням оценки. Обычно применяют четыре ступени оценки — отлично, хорошо, удовлетворительно и плохо. Количество баллов по степени оценки может быть различным. На практике широко применяют соотношения 3:2:1:0 (3 — отлично, 2 — хорошо, 1—удовлетворительно и 0 — плохо) или 4:2:1:0 (4 — отлично, 2 — хорошо и т. д.). Интервал оценки может дробиться с точностью до 0,1 балла.
Инструментальный (лабораторный) метод — определение показателей свойств товаров с помощью приборов, аппаратов и реактивов. Этим методом определяют химический состав, строение, устойчивость товара к действию кислот, щелочей и других веществ, показатели свойств — плотность, температуру плавления, прочность на разрыв, истирание и т. д. Этот метод более объективный, отличается точностью показателей, но сложнее органолептического и иногда требует значительной затраты времени и разрушения продукции.
Экспертный
метод определения показателей
основан на мнении группы высококвалифицированных
специалистов (экспертов), состоящей
из товароведов, дизайнеров, дегустаторов
и др. Его широко используют при
оценке в баллах показателей художественно-
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей по результатам анкетного опроса, конференций, совещаний, выставок-продаж и других форм выявления отзывов потребителей на товары.
Смешанный метод позволяет в ряде случаев наиболее полно определить показатели свойств. Например, при оценке качества жиров показатели вкуса и запаха определяют органолептически, температуру плавления и кислотность жира — инструментальным методом.
Методы оценки уровня качества. Как указано выше, для определения уровня качества продукции необходимо показатели качества оцениваемой продукции сопоставить (отнести) с базовыми показателями. Базовыми называют показатели качества продукции, принятой за исходную (эталонную) для сравнения.
В зависимости от цели оценки качества базовым показателем может быть, например, продукция, соответствующая лучшим отечественным и зарубежным достижениям.
Уровень качества определяют тремя методами — дифференциальным, комплексным и смешанным.
При дифференциальном
методе единичные показатели качества
оцениваемой продукции
Если при
сопоставлении единичных
Комплексный метод оценки уровня качества заключается в нахождении обобщенного (выраженного одним числом) значения уровня качества по нескольким показателям свойств.
Существует несколько
Качество продовольственных
При наличии в товаре того или иного дефекта делают соответствующую скидку баллов. Результаты балловой оценки суммируют. В зависимости от общей суммы баллов устанавливают сорт продукции.
При смешанном методе для оценки
уровня качества продукции используют
единичные и комплексные
Соответствие качества установленным требованиям определяет контроль качества продукции производимый при создании (изготовлении ) товаров, их хранении, транспортировании, реализации и утилизации.
В процессе создания (изготовления) товаров и подготовки их к реализации производят технический контроль, при котором проверяют соответствие нормативной и технической документации (чертежи, эксплуатационная документация). Объектами технического контроля являются сама продукция, технологические процессы, машины и оборудование. При техническом контроле и контроле качества продукции устанавливают соответствие количественных и качественных характеристик свойств продукции. Например, контроль качества телевизора включает: проверку четкости изображения, цвета красок и др. Контроль продукции иногда сопровождается испытанием продукции. При этом важно получить информацию о фактическом состоянии продукции и сопоставить ее с заранее установленными техническими требованиями.
Контроль
качества продукции включает входной
контроль, операционный, приемочный и
инспекционный. Входной контроль осуществляется
при поступлении продукции к
потребителю. Операционный контроль проводится
во время выполнения или после
завершения технологической операции.
Приемочный контроль проводится с целью
принятия решения о пригодности
продукции к поставкам. Инспекционный
контроль осуществляется специально уполномоченными
представителями с целью
Контроль качества продукции осуществляется на разных уровнях: внутрипроизводственный контроль - на уровне предприятия; ведомственный контроль - на уровне министерства (ведомства), специализированный контроль -на уровне государственных органов.
Внутрипроизводственный контроль выполняется непосредственно на предприятии отделом технического контроля (ОТК). Главная задача такого контроля - предотвратить выпуск некачественной продукции, не соответствующей требованиям стандартов, техническим условиям, утвержденным образцам-эталонам, условиям договора поставки. При производстве недоброкачественной продукции начальник ОТК имеет право прекратить ее выпуск до устранения выявленных дефектов.
Ведомственный контроль, осуществляемый соответствующим министерством, включает в себя не только контроль качества продукции, но и контроль за контролирующими органами на предприятии. Ведомственный контроль организуется через свои ведомственные органы и службы стандартизации.
Специализированный контроль выполняется органами государственного стандарта, органами, контролирующими специфические группы продукции (преимущественно товары народного потребления) и органами госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Они осуществляют контроль по обеспечению безопасности и охраны здоровья населения.
На стадии
обращения контроль качества осуществляется
для проверки сохранности товаров
при хранении, транспортировании, а
так же продаже в соответствии
с инструкциями: «О порядке приёмке
продукции производственно-
Продукция отечественных производителей довольно часто имеет дефекты, т.е. не соответствует установленным требованиям. Различают видимые и скрытые дефекты. Многие видимые дефекты относят к внешним, поскольку они выявляются при визуальном контроле. В то время как скрытые дефекты, например, пониженная стойкость к истиранию резины, некачественное бритье электробритвы, повышенный расход топлива у машины и множество других примеров со скрытыми дефектами, обнаруживаются, как правило, в процессе эксплуатации вещи.
Дефекты разделяют также на устранимые и неустранимые. О степени снижения качества товара судят в зависимости от величины, количества и месторасположения дефектов. Подобных примеров множество. Так, если имеется небольшой пузырек на оконном стекле, то качество этого стекла практически допустимое. Но если имеется пузырек на объективе фотоаппарата, то это изделие не может быть пущено в продажу.
В зависимости от количества дефектов вводится оценочный показатель - коэффициент дефектности, под которым понимается средневзвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции.
Вводится также такая характеристика, как сортность товаров. Она характеризуется коэффициентом сортности, который определяется отношением суммарной стоимости продукции, выпущенной за определенное время, к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на наивысший сорт.
Приняты две системы определения сортности - балльная система и ограничительная. При балльной системе каждый дефект товара оценивают определенным количеством баллов с учетом их значимости и размера. Сорт продукции определяют по сумме баллов.
Ограничительная система определения сортности для каждого сорта устанавливает перечень допустимых дефектов, их количество, размер и местонахождение. При расхождении с нормативами на данный сорт товар переводят в низший сорт или в брак.
Вопросы для самопроверки
1.4.3. Требования, предъявляемые к товарам
Под требованиями понимаются особенности, которым должен соответствовать товар, чтобы обеспечить возможность его использования по назначению в течение определенного периода времени. Характер и степень требований в различные периоды не одинаковы и зависят от материального и культурного уровня жизни населения, назначения вещи, наличия сырьевых ресурсов, технике- экономических возможностей производства и степени информированности населения о товаре. Между уровнем требований и качеством товаров существует определенная диспропорция, способствующая их непрерывному повышению и обновлению.
Требования, предъявляемые к товару, могут быть текущими и перспективными, общими и специфическими.
Текущие требования разрабатываются и предъявляются к товарам серийного производства, находящимся в продаже. Их устанавливают с учетом технических и экономических возможностей производства на определенном этапе развития экономики страны. Эти требования, как правило, регламентируются государственными стандартами и техническими условиями. Текущие требования периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.