Теоретические основы товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Перспективные требования объединяют более широкий по уровню комплекс показателей качества товаров. Основой для них являются текущие требования к качеству товаров. При разработке перспективных требований к товару учитывают наиболее полное удовлетворение потребностей, совершенствование процессов производства, появление новых видов сырья и другие факторы.

Перспективные требования по мере развития технического процесса переходят в группу текущих и регламентируются ГОСТами и техническими условиями. Разработка перспективных и пересмотр текущих требований, предъявляемых к качеству товаров, - важнейшие задачи товароведения.

Общие требования в равной степени предъявляются либо к одному, либо к преобладающему большинству товаров. К ним относятся, например, такие, как наиболее полное соответствие товара своему назначению и степень выполнения основной функции, удобство пользования, безвредность для человека и обеспечение нормальной жизнедеятельности организма, прочность и надежность в эксплуатации в пределах установленного срока, возможность и простота ремонта, эстетические требования и др. Требование безвредности для организма человека является важнейшим для всех видов товаров.

Специфические требования предъявляются к группе изделий или определенному товару (например, возможность эксплуатации стеклянных и фарфорофаянсовых изделий при резких перепадах температуры).

Текущие, перспективные, общие и специфические требования в зависимости от того, какую сторону  потребления они характеризуют, могут быть отнесены к социальным, функциональным, технологическим, эргономическим, гигиеническим, эстетическим, технологическим, требованиям прочности, надежности, экономичности и т.д. Все эти требования характеризуются соответствующими свойствами и показателями.

Социальные  требования к товару в широком понимании - это соответствие производства того или иного товара общественным потребностям, оправданность его производства и потребления. Анализ статистических показателей, разработка моделей потребления и проведение социологических исследований дают возможность выявить эти требования. На основе такого анализа разрабатывается оптимальный ассортимент товаров.

Функциональные  требования - это требования к выполнению изделием его основной функции. Если товар не соответствует требованиям функциональности, то он не может быть использован по назначению.

Эргономические  требования предусматривают удобство пользования изделием в процессе эксплуатации, его соответствие особенностям организма человека, обеспечение оптимальных условий эксплуатации его человеком в быту.

Гигиенические требования предусматривают обеспечение безопасных и безвредных условий для жизнедеятельности человека при его взаимодействии с изделием и средой. Эти требования имеют важное значение для товаров, изготовленных из полимерных материалов и пластмасс.

Прежде чем  новое изделие допустить к  использованию, требуется разрешение Государственной санитарной инспекции  Министерства здравоохранения, подтверждающее безвредность этой продукции для  человека.

Эстетические  требования - это требования к форме конструкции, внешнему оформлению и другим особенностям изделия. Они выявляют общественную ценность, полезность, рациональность, функциональную целесообразность товара, удобство пользования им, а также соответствие вкусам населения и моде.

Технологические требования предъявляют прежде всего к материалам, например к тканям, пряже, лакам, строительным материалам. Такие материалы должны отличаться легкостью и простотой в использовании, допускать возможность применения современных методов обработки.

Требования  к надежности товаров (изделий). Изделия должны быть надежными в эксплуатации. Надежность выпускаемых изделий должна быть равнозначна дополнительному выпуску аналогичных изделий. Требования надежности изделия, в свою очередь, выражаются в требованиях к его безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости и долговечности, что способствует удлинению сроков службы товаров. Важное значение имеют сроки физического и морального износа изделий.

Сохранность товаров. Это требование в первую очередь предъявляется к условиям, обеспечивающим сохранение потребительной стоимости товаров в течение установленных сроков и после их истечения. Особое значение это требование имеет для химических товаров, парфюмерии и др., которые под влиянием факторов внешней среды (влажность, температура, свет и др.) изменяют свои основные свойства, в результате чего, как правило, снижаются качественные показатели товаров.

Экономические требования включают в себя не только производственные затраты, но затраты потребителей, связанные с приобретением, использованием, ремонтом товаров и другими расходами.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите основные требования, предъявляемые к товарам.
  2. Как делятся требования к товарам в зависимости от классификационных признаков?

1.4.4. Факторы, влияющие на качество товаров.

К ним относятся  факторы, непосредственно влияющие на качество, и факторы, стимулирующие  качество.

К первой группе факторов относится, во-первых, качество проектирования и моделирования, а  во-вторых, качество изготовления (качество нормативно-технической документации, качество оборудования и инструментов, качество сырья, комплектующих изделий, качество труда работников, соблюдение технологических режимов работы).

Ко второй группе, т. е. к стимулирующим факторам, относятся экономическая эффективность (в том числе цена), материальная заинтересованность работников, санкции, предъявляемые за выпуск продукции  низкого качества.

Приведенные факторы могут быть объективными и субъективными. Объективными факторами являются конструкции изделия, технический уровень производственной базы и базы эксплуатации, который должен соответствовать качеству используемой продукции, и др. Объективные факторы являются более стабильными, чем субъективные. К субъективным факторам относятся такие, которые связаны с деятельностью человека, т.е. зависят от способности и отношения людей к выполнению производственных функций: профессиональное мастерство, общеобразовательный уровень, психологический склад человека, личная заинтересованность в результатах труда.

Особенность субъективных факторов - их меньшая  устойчивость по сравнению с объективными факторами. На качество товаров оказывают  влияние и условия, в которых  действуют данные факторы.

На повышение  качества продукции и ускорение  технического прогресса большое  влияние оказывает стандартизация товаров. Повышение уровня стандартизации положительно влияет на качество товаров, так как требования

к качеству, нормативы отдельных показателей  и другие сведения о товаре регламентируются стандартами или техническими условиями.

1.4.5. Факторы, способствующие сохранению качества товаров.

К фактом, способствующим сохранению товаров относятся – маркировка, упаковка и хранение.

Маркировка товаров. Маркировкой называют текст, условное обозначение и рисунки на упаковке и (или) продукции. Правильная и полная маркировка повышает ответственность предприятия за качество продукции, облегчает и упрощает торговые операции и способствует более полному ознакомлению потребителей со свойствами товара и правилами ухода за ним. Порядок и содержание маркировки указаны в стандартах и технических условиях. Различают маркировку товара и транспортной тары.

Маркировку на товаре указывают  путем наклеивания этикеток (ткани, стеклопосуда, напитки), прикрепления ярлыков (швейные изделия), печатания  краской (обувь, ткани, сыры), штампования (обувь резиновая, консервы) и другими  способами.

Маркировка товаров содержит данные о производителе и основные показатели, характеризующие изделие.

К данным о производителе относятся  наименование предприятия и его  местонахождение, министерство и ведомство, которым оно подчинено. Указанные  сведения могут быть допущены или  заменены товарным знаком — художественно  оформленной маркой предприятия (комбинация рисунка и начальных букв наименования предприятия).

Основные маркировочные данные, характеризующие изделие,— наименование и артикул товара (или его модель, марка), номер стандарта или ТУ на данное изделие, сорт, размер или  масса (брутто и нетто), цена, дата выпуска, номер ОТК и другие данные. Например, в маркировке керамических изделий указывается сложность украшения (разделки), светочувствительных материалов — срок годности.

. Предупредительная   маркировка  транспортной  тары:

1 — «Осторожно,  хрупкое»;  2 — «Крюками  непосредственно не брать»;  3 — «Верх,  не

кантовать»; 4 — «Боится нагрева (тепла)»; 5 — «Место строповки»; б — «Боится сырости*;

7 — «Центр   тяжести»;   8 — «Герметичная   тара»

Для некоторых товаров (консервы, обувь) предусмотрено условное обозначение  ряда показателей.

Маркировка тары транспортной содержит надписи: основные — наименования грузополучателя  и пункта назначения; дополнительные — масса брутто (масса упаковки и продукции в ней) и нетто (масса продукции в единице упаковки), размеры грузового места в метрах (при длине и диаметре свыше 1 м, а для перевозки воздушным транспортом свыше 0,7 м), наименование грузоотправителя и пункта отправления, номер грузового места (в числителе) и общее количество мест в партии (в знаменателе); предупредительные — для указания способа обращения с грузом или ухода за изделиями. На бочках (барабанах), деревянных или картонных ящиках указывают также дробью номер стандарта (в числителе), индекс прейскуранта и порядковый номер тары по прейскуранту (в знаменателе).

Упаковка товаров. Упаковкой называют средство и комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от воздействий окружающей среды, повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения. Упаковка оказывает большое влияние на сбыт и часто составляет значительную часть стоимости товара. Элементами упаковки являются тара (изделия для размещения продукции) и вспомогательное упаковочное средство (пленка, бумага, стружка и др.) или детали, которые в комплексе с тарой или без нее выполняют функцию упаковки.

Ассортимент тары подразделяют по назначению, кратности использования, степени  жесткости, материалу, конструкции, герметичности, видам, размерам, формам.

Характер упаковки, вид тары, ее емкость указывают в стандартах и технических условиях на каждый вид или группу товаров.

Хранение товаров. Условия хранения товаров зависят от состава и свойств изделий и в значительной степени определяют характер и скорость изменения их потребительных свойств. При выборе оптимальных условий хранения необходимо учитывать влияние на товары состава воздуха, влажности, температуры, освещения, микроорганизмов, товарного соседства, порядка укладки товаров.

Состав воздуха может влиять на качество товара. Регулирование  состава воздуха с помощью  вентиляции, создание оптимальной газовой  среды в специально оборудованных складах позволяют удлинить сроки хранения продукции.

При хранении товаров учитывают, как  правило, относительную влажность  — отношение фактического количества влаги в 1 м3 воздуха к тому количеству его, которое необходимо для насыщения данного объема при определенной температуре.

Для храпения большинства промышленных товаров рекомендуется относительная  влажность воздуха в пределах 65— 70% и температура 10—18° С (для меховых изделий — 4—5° С).

Характер освещения складских  помещений зависит от свойств хранимых товаров. Не следует допускать прямого воздействия на товары солнечного света.

Размещение и укладка товаров  на складе и в магазинах должны обеспечивать сохранение формы товаров, удобный подход к ним и возможность  наблюдения. Нельзя размещать рядом  товары, которые могут оказывать  друг на друга вредное влияние (передавать запах, вызывать ржавчину, увлажнение и т. д.).

Не разрешается совместное хранение продуктов сушеных и влажных  или требующих различной температуры  хранения. Товары должны находиться на расстоянии не менее 20 см от стены

и 1 м от отопительных приборов. Ядовитые, лакокрасочные товары следует хранить в отдельных помещениях, в них нельзя курить и принимать пищу. Особое внимание должно быть обращено на сохранность и герметичность тары, так как пестициды, некоторые пигменты при распылении могут вызвать отравление, испаряющиеся растворители повышают огнеопасность помещения.

Естественная убыль товаров. Естественной убылью называют уменьшение массы товаров  вследствие естественных процессов, происходящих при их хранении, транспортировании  и продаже.

Основными процессами, вызывающими  естественную убыль товаров, являются: усушка — вследствие испарения влаги, ароматических и летучих веществ; раструска и распыл - потери массы  сыпучих товаров (мука, сахар, цемент и др.) при перевозке и хранении; раскрошка — потери при продаже твердых весовых товаров (разрубке мяса, резке хлебных изделий, весового хлеба); утечка и разлив за счет таяния (рыба мороженая) и просачивания через тару жидких продуктов; бой - потери при транспортировании легкобъющегося товара. К естественной убыли относят также потери массы плодов и овощей в результате расхода веществ на дыхание.

Величина естественной убыли зависит  от природы товара, условий и сроков хранения, кратности перевалки, вида транспорта и расстояния перевозки, аккуратности обращения с товаром, технической оснащенности магазинов  и складов, времени года, климатических  зон и других факторов.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите факторы,  способствующие сохранению качества  товаров.

2. Какие основные процессы  вызывают естественную убыль.

1.4.6. Управление качеством продукции

Под управлением качеством продукции понимается установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении. Управление осуществляется путем планирования качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Информация о работе Теоретические основы товароведения