Теоретические основы товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Основу управления качеством продукции составляют следующие принципы: изучение объекта  управления и механизма управления, выработка критериев управления и обратная связь.

Первый принцип  включает выяснение соотношений  между характером потребностей и  свойствами продукции, познание необходимости  повышения качества и определение  путей достижения необходимого уровня качества.

Критерий  управления - это разработка оптимальных требований к качеству продукции, позволяющей полнее удовлетворять потребности человека при наилучшем использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Принцип обратной связи предусматривает контроль, проведение испытаний, сбор информации о надежности и другие мероприятия с целью установления соответствия качества продукции нормативно-технической документации и принятия мер по устранению недостатков. Эта работа должна проводиться как создателем, так и потребителем продукции. Особая роль в обеспечении обратной связи принадлежит системе государственного надзора.

Управление  качеством может быть как внутриотраслевым, так и народнохозяйственным, и  требует увязки требований, предъявляемых  к качеству продукции, с требованиями к сырью, материалам, полуфабрикатам и комплектующим изделиям, от которых  зависит качество готовой продукции. Важным условием, обеспечивающим высокое качество продукции, являются планирование и прогнозирование качества, т.е. разработка показателей и характеристик продукции и нормативно-технической документации.

При создании четкой и стабильной системы управления качеством продукции важное значение имеют разработка и внедрение межотраслевой нормативно-технической документации, которая регламентирует общие требования и правила с учетом особенностей продукции. Эти требования затем конкретизируются в отраслевых стандартах.

Система управления качеством предусматривает: планирование и внедрение мероприятий по повышению  качества, совершенствование технологии; применение прогрессивных методов  контроля и испытаний продукции; обеспечение производства сырьевыми  материалами и комплектующими изделиями, механизмами.

Автоматизированная  система управления качеством продукции  должна располагать необходимыми условиями  и средствами, обеспечивающими производство и контроль продукции с помощью  ЭВМ. Она включает ряд подсистем, таких, как научные и организационные, основы планирования качества и др.

Планирование  качества продукции предусматривает  сбор и обработку информации о  качестве, об условиях эксплуатации и  уровне качества и выявление наиболее оптимальных вариантов удовлетворения потребностей. На основе этих данных формируются требования к оборудованию, сырью и материалам, что необходимо для работы предприятий-смежников и планирующих органов.

При прогнозировании  качества продукции устанавливают  социальную целесообразность данного  вида продукции и ее объем с учетом общественной потребности к концу прогнозируемого периода. Определение потребителя продукции дает возможность обоснованно подойти к разработке комплекса с учетом постепенного совершенствования отдельных свойств изделий. Эта работа проводится на основе анализа данных об эксплуатации существующей продукции и наиболее прогрессивных моделей и образцов. Одновременно учитываются географические, климатические и эстетические факторы, достижения научно-технического прогресса за предшествующий и на предстоящий периоды, научные открытия, изобретения, патенты.

Требования  к качеству продукции, зафиксированные  в нормативных и технических  документах, являются по существу программой поведения продукции, ее качества как  объекта управления.

Система управления качеством (УКП) продукции органически  входит составной частью в систему  управления экономикой страны.

Объект  управления рассматривается как многоуровневая система экономики - отрасль, объединение, предприятие, цех, рабочий участок, рабочее место. Характеристику объекта ограничивают, как правило, тремя уровнями:

•  в системе  государственного управления качеством  продукции (СГУКП) - уровнем экономики отрасли, объединения:

•  в отраслевой системе (ОСУКП) - уровнем отрасли, объединения, предприятия;

•  в комплексной  системе предприятия (КСУКП) - уровнем  объединения, предприятия, цеха.

В горизонтальном разрезе в качестве объекта управления рассматриваются отдельные стадии жизненного цикла продукции, где  продукт выступает в различной  форме:

•  исследование и проектирование - опытный образец;

•  изготовление — конечный продукт;

•  обращение  и реализация - продукт обращения;

•  потребление (эксплуатация) - предмет потребления.

Основополагающим  принципом систем управления является управление качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления производством.

Главная цель систем управления - планомерное обеспечение  всемерного использования научно-технических, производственных и социально-экономических  возможностей для достижения постоянно  высоких темпов улучшения качества всех видов продукции.

Стратегической  целью КСУКП является создание условий, позволяющих систематически и планомерно изучать требования потребителя (заказчика) и осуществлять мероприятия по обеспечению  заданного качества продукции. Для  достижения стратегических целей необходимо на этапе подготовки и разработки решить три основные группы задач:

•  выявить  комплекс факторов и условий, влияющих на формирование качества продукции;

•  определить оптимальные способы выполнения конкретных функций управления;

•  четко  определить функции управления между  отдельными подразделениями предприятия  и должностными лицами.

Вопросы для самопроверки:

1.Как  можно управлять качеством продукции.

2. Что предусматривает система  управления качеством продукции.

1.4.7. Виды, формы и средства товарной информации, их назначение.

Информация о товаре. С развитием рыночных отношений широко ставится проблема информационного обеспечения субъектов рынка о товарах. Информация (слово латинского происхождения, обозначающее "сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи") представляет собой совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. В современных условиях, когда наука стала, по существу, непосредственной производительной силой общества, информация приравнялась к таким важнейшим ресурсам, как материал и энергия.

Информация предлагает методы и  средства повышения эффективности  всех сфер производства, управления, науки  и культуры на новом, более высоком  научно-техническом уровне.

Информационные процессы в коммерческом товароведении - понятие широкое, включающее в себя процессы сбора и передачи, накопления и хранения, поиска и  выдачи данных о товарах. Основой  информации о товаре служит сообщение - форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и др.

Сообщения о товаре целенаправленно  перемещаются от их создателя к потребителю  посредством соответствующих информационных коммуникаций, состоящих из следующих  уровней:

•   непосредственно информационный (неформальные, внедокументальные каналы распространения информации о товаре, т.е. личные контакты субъектов рынка, а также письма, семинары, конференции, выставки и др.);

•  документальный (формальные каналы распространения первичных документов и изданий о товаре в сфере обращения);

•  вторично-документальный (формальные каналы распространения сведений, комментариев, пояснений о первичных документах, касающихся товаров);

•  фактографический (формальные каналы распространения идей, данных о товаре, извлеченных из опубликованных и неопубликованных документов);

•  фактологический (каналы распространения идей, данных после логической обработки опубликованных и неопубликованных документов о товаре).

Сообщения вызывают интерес на рынке  благодаря наличию сведений о  товаре, не известных потребителям и необходимых им для успешного  решения коммерческо-хозяйственных  задач.

Каналы доведения информации до потребителей (каналы передачи сообщений) о товаре подразделяются на неформальные и формальные.

Неформальные каналы устанавливаются между отправителем и потребителем информации непосредственно (переписка, беседы, телефонные разговоры, телефонная связь, личные встречи и т.п.). Формальные каналы, функционируют посредством соответствующих организаций, учреждений (информационные службы, система печатных изданий, теле- и радиовещание, кино- и видеосистемы и др.).

По форме представления сообщения  о товаре можно разделить на недокументальные и документальные.

Недокументальные сообщения (жесты, запахи, звуки, речь и др.), распространяемые по неформальным каналам, обладают оперативностью, адресностью, быстрой обратной связью. Однако такая информация не обеспечивается долговременным хранением, оценками их достоверности, достаточно четким механизмом контроля.

Документальные сообщения (текст, изображение, цифровые данные, графики, таблицы, фотографии, слайды, образцы, магнитные записи и др.) в большей степени отвечают коммерческо-хозяйственным интересам субъектов рынка и подлежат накоплению, хранению, дифференциации, контролю, достаточному анализу.

В рыночных отношениях существует несколько  видов информации о товарах в  зависимости от способа передачи, общественного назначения и степени  обработки информации:

по способу передачи и восприятия:

•  визуальная (передается видимыми образами и символами);

•  актуальная (передается звуками);

•  вкусовая (передается посредством запахов);

•  тактильная (передается ощущениями);

•  машинно-ориентированная (воспринимается средствами вычислительной техники);

по общественному назначению:

•  массовая (предназначена для всех субъектов рынка независимо от рода их деятельности и местонахождения);

•  специальная (рассчитана на различные  категории специалистов, работников);

•  личная (адресуется ограниченному кругу лиц); по степени обработки:

•  первичная (возникшая непосредственно  в ходе или в результате научной, производственной , общественной деятельности субъектов рынка);

•  вторичная (возникающая как результат аналитико-синтетической переработки первичной информации).

 Средства информации  о товаре. Каждый вид товара, входящий в широкую и разнообразную товарную массу, должен быть информационно доведен до настоящих и потенциальных потребителей.

В практике сформировались соответствующие  средства информации о товаре.

Маркировка - нанесение на продукцию, тару, упаковку условных рисунков, цифровых, буквенно-числовых или символических знаков, обозначающих наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение и подчиненность, марку, сорт изделия и др.

Различают маркировку потребительскую  и транспортную.

Потребительская маркировка применяется для обозначения различных типов, видов, марок продукции и ее соответствия ГОСТ и техническим условиям.

Транспортная маркировка содержит данные о перевозке продукции: наименование пунктов отправления и назначения, грузополучателя, способы обращения с перевозимой продукцией (например, "Хрупкий груз", "Не кантовать", "Не бросать", "Взрывоопасно").

Поставщик уплачивает штрафы потребителю  в случае поставки немаркированной  или ненадлежаще маркированной продукции.

Маркировка выражает товарную марку: имя, знак или символ (или сочетание  их), идентифицирующие продукцию.

Торговые предприятия, используя  хорошо известные товарные марки, могут  получать общественное признание, высокие  доходы.

В современных рыночных отношениях маркировка товаров весьма необходима по следующим причинам:

•  происходит идентификация продукции (создается отличительный образ), при которой потребитель, намереваясь  приобрести товар, вместо описания его  ориентируется не на описание продукта, а на имя изготовителя или продавца:

•  становится известно, какой субъект  рынка отвечает за данную продукцию;

•  обеспечивается гарантия того, что товар обладает определенным уровнем качества;

•  снижается коммерческий риск потребителей;

•  марка - это реклама продукции, мышление покупателей ориентируется  на товарную марку с ее параметрами;

•  уменьшается влияние ценового фактора, поскольку потребители  ориентируются на различия товаров  по маркам;

•  повышается престижность продукции  по мере роста общественного признания  товарной марки;

•  положительно зарекомендовавшая  себя на рынке торговая марка весьма привлекательна для каналов сбыта, обладает высокой степенью конкурентоспособности;

•  использование товарных марок  облегчает маркетинговую сегментацию  рынка.

Существуют четыре типа товарной марки.

Фирменный знак представляет собой символ, отличительный цвет, рисунок, обозначение.

Фирменное имя - это слово или группа слов, буква или группа букв, которые могут быть произнесены.

Торговый образ - персонифицированная товарная марка.

Товарный знак - это фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или сочетания их, защищенные юридически, т.е. три вышеназванных типа обозначения марок не обеспечивают юридической защиты от использования конкурентами, если не зарегистрированы как товарные знаки. Следовательно, товарный знак является важнейшим элементом маркировки. Основное коммерческое назначение товарного знака - свидетельствовать о высоком качестве предлагаемого товара, вызывать доверие покупателя благодаря достаточно высокой репутации на рынке владельца товарного знака. Товарный знак представляет собой обозначение, помещаемое на товаре, упаковке, печатных изданиях, рекламе, официальных бланках, вывесках для индивидуализации товара и его производителя. Такой знак может быть словесным (сочетание отдельных букв, цифр), изобразительным (рисунок, графические символы, сочетание цветов), объемным (форма изделий). Благодаря товарному знаку изготовитель стремится завоевать на рынке высокую репутацию, несет ответственность за поставку высококачественного товара.

Информация о работе Теоретические основы товароведения