Технология формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть технологию формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить структуру ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине.
2. Проанализировать технологию формирования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
3. Предложить пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Структура ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине..…………………………….……….5
1.1. Структура ассортимента товаров………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на его формирование ассортимента товаров……………………………………………….…………..8
1.3. Принципы и методы формирования и регулирование ассортимента товаров в магазине…………………….………10
2. Технология формирования ассортимента товаров в магазине непродовольственных товаров «Универмаг «Гомель»…….....……18
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Универмаг «Гомель»………..……………………………......18
2.2. Особенности и анализ формирования ассортимента магазина «Универмаг «Гомель»..…………………………………...…...27
2.3. Пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель»……………………………………........41
Заключение……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………….…..48

Вложенные файлы: 1 файл

Технология формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров Универмаг Гомель.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Гомельская  область - это важнейший район  топливно-энергетической, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, стекольной и фарфоро-фаянсовой, легкой и пищевой промышленности.

Гомель является крупным индустриальным центром  Беларуси и области. На его долю приходится 44 % товарной продукции области. В городе действуют крупные промышленные предприятия, производящие силосоуборочные комбайны, торфяные машины, пусковые двигатели, стеклянные трубы, подшипники, витринное стекло, чугунное литье, выпускается мебель, обувь, пластмассовые, чулочно-трикотажные, кондитерские изделия и др. Продукция предприятий пользуется спросом в Беларуси и за рубежом, экспортируется во многие страны мира.

В г. Гомеле производством  промышленной продукции занято 116 организаций различных форм собственности. Из них 48 - организации государственной формы собственности, что составляет 41,4% от числа всех организаций, 34 - акционерные общества (29,3%), 12 - совместные предприятия.

Гомель является крупным транспортным узлом.

Численность трудовых ресурсов составляет в регионе около 920 тысяч человек. Лица трудоспособного возраста составляют 61,3% всего населения. Из общей численности занятых в народном хозяйстве 63,2% - рабочие, остальные - служащие. Около 118 тысяч работающих имеют высшее образование (в том числе пять тысяч рабочих). Среднее специальное образование имеют 139 тыс. человек. Профессионально-техническое образование - 115 тыс. человек.

В государственном  секторе экономики занято 374 тыс. человек, на предприятиях частной и иностранной форм собственности - 260 тыс. человек.

Из общего количество занятого населения, в промышленности работает -27,5%, сельском хозяйстве—10,8%, торговле и общественном питании - 12,2%, образовании - 10,9%. За 2010 год промышленным комплексом города произведено продукции на 4188 млрд рублей.

Национальный  состав: белорусы — 76,7 % от общей численности, русские -  16,9 %, украинцы — 5,1 %. В общей численности населения 55 % составляют женщины и 45 % — мужчины.

Гомель - город  областного подчинения. Делится на 4 административных района: Железнодорожный, Новобелицкий, Советский, Центральный.

Открытое акционерное  общество «Универмаг «Гомель» расположено  в центре города Гомеля по ул. Советская 60, в отдельно стоящем здании общей  площадью 17276 кв. м. Площадь торгового  зала составляет 6299 кв. м.

Здание универмага было построено на централизованно  выделенные Министерством торговли БССР средства и введено в эксплуатацию в январе 3 986 г. С января 1992 года универмаг стал арендным предприятием. ОАО «Универмаг «Гомель» создано на основании решения Гомельского облисполкома от 27.02. 1995 г. № 62 «О преобразовании арендного предприятия - универмаг «Гомель» в ОАО ««Универмаг «Гомель» и является преемником имущественных прав и обязанностей Арендного предприятия «Универмаг «Гомель». Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать. Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Основной целью  деятельности Общества является получение  прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

• оптовая и  розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами:

•   поставка готовой пищи;

•   предоставление услуг ресторанами, барами, столовыми;

•  деятельность автомобильного грузового транспорта;

•  хранение и складирование;

•  услуги автомобильных  стоянок;

•  рекламная  деятельность;

•   сдача  в наем собственного недвижимого  имущества;

•  транспортно-экспедиционная деятельность;

•   предоставление прочих услуг потребителям и др.

Универмаг оснащен  торгово-технологичееким оборудованием, электронно-вычислительной техникой, имеются в достаточном количестве складские, подсобные и административные помещения.

Здание универмага оборудовано пятью погрузочно-разгрузочными  рампами, на рациональном уровне работает отопительная система, освещение.

Торговля в магазине «Универмаг «Гомель» осуществляется на двух этажах торгового зала, третий этаж сдан в аренду индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения рентабельной работы универмага. В универмаге имеется столовая, кондитерский цех, кафетерий.

Главной задачей  деятельности ОАО «Универмаг «Гомель» является:

-  наращивание  объемов товарооборота и обеспечение его прироста в сопоставимых ценах;

-  обеспечение  высокой эффективности финансово  - хозяйственной деятельности, рентабельной работы, что позволит обеспечить дальнейшее развитие организации, пополнить собственные оборотные средства, обеспечить выплату дивидендов по акциям общества;

-  обеспечение  высокого уровня торгового обслуживания  за счет совершенствования торгово-технологического процесса, наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Границами рынка, где ОАО «Универмаг «Гомель» осуществляет розничную торговлю и мелкооптовую торговлю с целью получения прибыли, является г. Гомель.

Основная специализация  ОАО «Универмаг «Гомель» определяется розничной торговлей товарами народного потребления, а также выпуском продукции собственного производства. Универмаг оказывает платные услуги населению по подгонке одежды, раскрою тканей.

Лицензия №34010/0584170 (Приложение 1).

ОАО «Универмаг «Гомель» имеет преимущества перед  другими торговыми объектами города - расположением в центре города, организацией торговли продовольственными и непродовольственными товарами, что увеличивает поток покупателей.

В Приложении 2 представлена технологическая планировка.

В Приложении 3 представлена торговая площадь.

По состоянию  на 1.01.2012 г. общая площадь универмага составляла 17276 кв.м. Состав помещений универмага представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1 

Состав помещений магазина ОАО «Универмаг «Гомель» на 01.01.2012г.

Наименование групп  помещений

м.кв.

уд. вес,%

Торговые площади

6639,9

38,5

Административно - бытовые

1692,1

9.8

Технические

949

5,5

Вспомогательные

3159

18,3

Помещения для хранения и подготовки товаров к продаже

4817

27,9

Итого

17276

100.0


 

Торговые площади  занимают 38,5 % от общей площади универмага. ОАО «Универмаг «Гомель» располагает достаточно большими складскими площадями, которые составляют 27,9 % от общей площади магазина. Технические и вспомогательные помещения составляют 5,5 % и 18,3 % соответственно. Помещения для персонала - административно - бытовые составляют 9,8 % от общей площади магазина.

Руководство ОАО  «Универмаг «Гомель» осуществляет директор.

Директор и  его заместители наделены правом подписи финансовых документов, касающихся деятельности структурного подразделения.

Коммерческую  службу возглавляет начальник.

Специалисты коммерческой службы ОАО «Универмаг «Гомель» выполняют следующие функции:

-  изучают  спрос на товары в зоне деятельности  ОАО «Универмаг «Гомель»;

- составляют  расчеты потребности в товарах;

- осуществляют  поиск и выбор поставщиков  товаров;

- заключают договора на поставку товаров;

- осуществляют  учет и контроль выполнения  договорных обязательств;

-  изыскивают  дополнительные товарные ресурсы,

-  изучают  причины образования сверхнормативных  товарных запасов и разрабатывают меры по их перераспределению;

-  принимают  меры по ускорению оборачиваемости  товаров;

-  осуществляют  оперативный учет и контроль  итогов реализации товаров, анализирует  динамику и состояние спроса;

-  участвуют  в работе по формированию ассортимента  и контролю за его состоянием;

- разрабатывают мероприятия по стимулированию продаж товаров (рекламно-информационная деятельность, организация дополнительных услуг, проведение сезонных распродаж, уценки);

-  проводят  меры по рационализации торговли.

Анализ кадрового  потенциала работников ОАО «Универмаг «Гомель» позволяет дать его качественную оценку (табл. 2.2).

Таблица 2.2 

Качественный  состав работников магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009 - 2011 гг.

 

Един.

Годы

Отклонение

Показатели

измер.

2009

2010

2011

(+;-) или темп роста.

         

% 2011 г. к 2009 г.

1. Всего работников,

чел.

414

457

481

116,2

в том числе, имеющих  образование:

         

•   высшее

чел.

57

64

68

119,3

•   среднее специальное

чел.

100

118

113

113,0

•  профессионально-техническое

чел.

179

189

188

105,0

•  общее среднее

чел.

75

85

106

141,3

•  общее базовое

чел.

3

1

6

200,0

2.Удельный вес работников, имею-

         

щих, высшее образование

%

13,8

14,0

14,1

0,3


 

Следует отметить, что кадровый состав магазина ОАО «Универмаг «Гомель» всегда отличался высоким профессиональным уровнем.

Как показывают данные таблицы 2.2, за 2009 - 2011 годы численность работников увеличилась и составила в 2011 году 481 человек, что на 67 человек или 16,2 % больше 2009 года.

Вместе с  тем, отмечается изменение качественного  состава работников: в 2011 году на 11 человек (19,3 %) увеличилось количество специалистов с высшим образованием. В 2011 году удельный вес работников, имеющих высшее образование, составил 14,1 % от общего количества работников, что на 0,3 % выше показателя 2009 года.

Также увеличилось  количество работников со средним специальным  образованием на 13 %, профессионально-техническим - на 5 %, с общим средним образованием - на 41,3 %, в 2 раза увеличилось количество работников, окончивших 9 классов, что является негативной тенденцией деятельности организации.

Таким образом, в ОАО «Универмаг «Гомель» прослеживается увеличение доли специалистов с высшим образованием, что положительно отражается на качестве принимаемых коммерческих решений и в том числе на организации розничной продажи товаров.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности организации используется система показателей. Экономические показатели торговой деятельности ОАО «Универмаг «Гомель» представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3  

Динамика основных экономических показателей торговой деятельности магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009 - 2011 гг.

 

Един 

     

Темп изменения.

Показатели

измер.

2009  

2010 

2011 

% или отклоне-

         

ние (+. -) 2011 г

         

от 2009 г.

1. Розничный товарооборот, всего

         

в действующих ценах

млн. руб.

15714

21612

35577

226,4

в сопоставимых ценах

млн. руб.

15714

19279

28061

178,6

2. Товарные запасы

         

- в сумме

млн. руб.

2747

3973

5019

182,7

- в днях

дни

63

66

51

-12

3. Товарооборачиваемость

дни

54

58

45

-9

4. Доходы от реализации товаров

         

в сумме

млн. руб.

2879

3985

6304

219,0

в % к товарообороту

%

18,3

18,4

17.7

-0,6

5. Расходы на реализацию

         

в сумме

млн. руб.

3672

5000

7188

195,8

в % к говарооборо ту

%

23.4

23,1

20,2

-3,2

6. Прибыль от реализации

         

в сумме

млн. руб.

182

405

901

495,1

в % к товарооборот

%

1,16

1,87

2.5

1,34

7. Внереализационные  доходы

млн. руб.

49

25

26

53,1

8. Внереализационные  расходы

млн. руб.

14

39

61

435,7

9. Прибыль отчетного  периода

         

в сумме

млн. руб.

210

388

864

411,4

в % к товарообороту

%

1,34

1.80

2,43

1,09

10. Чистая прибыль:

         

в сумме

млн. руб.

56

161

488

871,4

в % к товарообороту

%

0,36

0,74

1.37

1,01

11. Среднесписочная численность

         

работников, из них

чел.

414

457

481

116,2

работников торгового зала

чел.

231

214

221

95,7

12. Производительность  труда ра-

         

ботников торгового  зала

         

в действующих ценах

млн. руб.

68

101

161

236.8

в сопоставимых ценах

млн. руб.

68

90,1

160,9

236,6

13. Индекс цен

-

1

1.121

1,131

-

Информация о работе Технология формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров