Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть технологию формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить структуру ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине.
2. Проанализировать технологию формирования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
3. Предложить пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
Введение…………………………………………………………………...3
1. Структура ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине..…………………………….……….5
1.1. Структура ассортимента товаров………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на его формирование ассортимента товаров……………………………………………….…………..8
1.3. Принципы и методы формирования и регулирование ассортимента товаров в магазине…………………….………10
2. Технология формирования ассортимента товаров в магазине непродовольственных товаров «Универмаг «Гомель»…….....……18
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Универмаг «Гомель»………..……………………………......18
2.2. Особенности и анализ формирования ассортимента магазина «Универмаг «Гомель»..…………………………………...…...27
2.3. Пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель»……………………………………........41
Заключение……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………….…..48
Гомельская область - это важнейший район топливно-энергетической, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, стекольной и фарфоро-фаянсовой, легкой и пищевой промышленности.
Гомель является крупным индустриальным центром Беларуси и области. На его долю приходится 44 % товарной продукции области. В городе действуют крупные промышленные предприятия, производящие силосоуборочные комбайны, торфяные машины, пусковые двигатели, стеклянные трубы, подшипники, витринное стекло, чугунное литье, выпускается мебель, обувь, пластмассовые, чулочно-трикотажные, кондитерские изделия и др. Продукция предприятий пользуется спросом в Беларуси и за рубежом, экспортируется во многие страны мира.
В г. Гомеле производством промышленной продукции занято 116 организаций различных форм собственности. Из них 48 - организации государственной формы собственности, что составляет 41,4% от числа всех организаций, 34 - акционерные общества (29,3%), 12 - совместные предприятия.
Гомель является крупным транспортным узлом.
Численность трудовых ресурсов составляет в регионе около 920 тысяч человек. Лица трудоспособного возраста составляют 61,3% всего населения. Из общей численности занятых в народном хозяйстве 63,2% - рабочие, остальные - служащие. Около 118 тысяч работающих имеют высшее образование (в том числе пять тысяч рабочих). Среднее специальное образование имеют 139 тыс. человек. Профессионально-техническое образование - 115 тыс. человек.
В государственном секторе экономики занято 374 тыс. человек, на предприятиях частной и иностранной форм собственности - 260 тыс. человек.
Из общего количество занятого населения, в промышленности работает -27,5%, сельском хозяйстве—10,8%, торговле и общественном питании - 12,2%, образовании - 10,9%. За 2010 год промышленным комплексом города произведено продукции на 4188 млрд рублей.
Национальный состав: белорусы — 76,7 % от общей численности, русские - 16,9 %, украинцы — 5,1 %. В общей численности населения 55 % составляют женщины и 45 % — мужчины.
Гомель - город областного подчинения. Делится на 4 административных района: Железнодорожный, Новобелицкий, Советский, Центральный.
Открытое акционерное общество «Универмаг «Гомель» расположено в центре города Гомеля по ул. Советская 60, в отдельно стоящем здании общей площадью 17276 кв. м. Площадь торгового зала составляет 6299 кв. м.
Здание универмага было построено на централизованно выделенные Министерством торговли БССР средства и введено в эксплуатацию в январе 3 986 г. С января 1992 года универмаг стал арендным предприятием. ОАО «Универмаг «Гомель» создано на основании решения Гомельского облисполкома от 27.02. 1995 г. № 62 «О преобразовании арендного предприятия - универмаг «Гомель» в ОАО ««Универмаг «Гомель» и является преемником имущественных прав и обязанностей Арендного предприятия «Универмаг «Гомель». Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать. Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
• оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами:
• поставка готовой пищи;
• предоставление услуг ресторанами, барами, столовыми;
• деятельность автомобильного грузового транспорта;
• хранение и складирование;
• услуги автомобильных стоянок;
• рекламная деятельность;
• сдача в наем собственного недвижимого имущества;
• транспортно-экспедиционная деятельность;
• предоставление прочих услуг потребителям и др.
Универмаг оснащен
торгово-технологичееким
Здание универмага
оборудовано пятью погрузочно-
Торговля в магазине «Универмаг «Гомель» осуществляется на двух этажах торгового зала, третий этаж сдан в аренду индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения рентабельной работы универмага. В универмаге имеется столовая, кондитерский цех, кафетерий.
Главной задачей деятельности ОАО «Универмаг «Гомель» является:
- наращивание
объемов товарооборота и обеспе
- обеспечение
высокой эффективности
- обеспечение
высокого уровня торгового
Границами рынка, где ОАО «Универмаг «Гомель» осуществляет розничную торговлю и мелкооптовую торговлю с целью получения прибыли, является г. Гомель.
Основная специализация ОАО «Универмаг «Гомель» определяется розничной торговлей товарами народного потребления, а также выпуском продукции собственного производства. Универмаг оказывает платные услуги населению по подгонке одежды, раскрою тканей.
Лицензия №34010/0584170 (Приложение 1).
ОАО «Универмаг «Гомель» имеет преимущества перед другими торговыми объектами города - расположением в центре города, организацией торговли продовольственными и непродовольственными товарами, что увеличивает поток покупателей.
В Приложении 2 представлена технологическая планировка.
В Приложении 3 представлена торговая площадь.
По состоянию на 1.01.2012 г. общая площадь универмага составляла 17276 кв.м. Состав помещений универмага представлен в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Состав помещений магазина ОАО «Универмаг «Гомель» на 01.01.2012г.
Наименование групп помещений |
м.кв. |
уд. вес,% |
Торговые площади |
6639,9 |
38,5 |
Административно - бытовые |
1692,1 |
9.8 |
Технические |
949 |
5,5 |
Вспомогательные |
3159 |
18,3 |
Помещения для хранения и подготовки товаров к продаже |
4817 |
27,9 |
Итого |
17276 |
100.0 |
Торговые площади занимают 38,5 % от общей площади универмага. ОАО «Универмаг «Гомель» располагает достаточно большими складскими площадями, которые составляют 27,9 % от общей площади магазина. Технические и вспомогательные помещения составляют 5,5 % и 18,3 % соответственно. Помещения для персонала - административно - бытовые составляют 9,8 % от общей площади магазина.
Руководство ОАО «Универмаг «Гомель» осуществляет директор.
Директор и его заместители наделены правом подписи финансовых документов, касающихся деятельности структурного подразделения.
Коммерческую службу возглавляет начальник.
Специалисты коммерческой службы ОАО «Универмаг «Гомель» выполняют следующие функции:
- изучают
спрос на товары в зоне
- составляют расчеты потребности в товарах;
- осуществляют поиск и выбор поставщиков товаров;
- заключают договора на поставку товаров;
- осуществляют учет и контроль выполнения договорных обязательств;
- изыскивают
дополнительные товарные
- изучают
причины образования
- принимают
меры по ускорению
- осуществляют
оперативный учет и контроль
итогов реализации товаров,
- участвуют
в работе по формированию
- разрабатывают мероприятия по стимулированию продаж товаров (рекламно-информационная деятельность, организация дополнительных услуг, проведение сезонных распродаж, уценки);
- проводят
меры по рационализации
Анализ кадрового потенциала работников ОАО «Универмаг «Гомель» позволяет дать его качественную оценку (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Качественный состав работников магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009 - 2011 гг.
Един. |
Годы |
Отклонение | |||
Показатели |
измер. |
2009 |
2010 |
2011 |
(+;-) или темп роста. |
% 2011 г. к 2009 г. | |||||
1. Всего работников, |
чел. |
414 |
457 |
481 |
116,2 |
в том числе, имеющих образование: |
|||||
• высшее |
чел. |
57 |
64 |
68 |
119,3 |
• среднее специальное |
чел. |
100 |
118 |
113 |
113,0 |
• профессионально-техническое |
чел. |
179 |
189 |
188 |
105,0 |
• общее среднее |
чел. |
75 |
85 |
106 |
141,3 |
• общее базовое |
чел. |
3 |
1 |
6 |
200,0 |
2.Удельный вес работников, имею- |
|||||
щих, высшее образование |
% |
13,8 |
14,0 |
14,1 |
0,3 |
Следует отметить, что кадровый состав магазина ОАО «Универмаг «Гомель» всегда отличался высоким профессиональным уровнем.
Как показывают данные таблицы 2.2, за 2009 - 2011 годы численность работников увеличилась и составила в 2011 году 481 человек, что на 67 человек или 16,2 % больше 2009 года.
Вместе с тем, отмечается изменение качественного состава работников: в 2011 году на 11 человек (19,3 %) увеличилось количество специалистов с высшим образованием. В 2011 году удельный вес работников, имеющих высшее образование, составил 14,1 % от общего количества работников, что на 0,3 % выше показателя 2009 года.
Также увеличилось количество работников со средним специальным образованием на 13 %, профессионально-техническим - на 5 %, с общим средним образованием - на 41,3 %, в 2 раза увеличилось количество работников, окончивших 9 классов, что является негативной тенденцией деятельности организации.
Таким образом, в ОАО «Универмаг «Гомель» прослеживается увеличение доли специалистов с высшим образованием, что положительно отражается на качестве принимаемых коммерческих решений и в том числе на организации розничной продажи товаров.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности организации используется система показателей. Экономические показатели торговой деятельности ОАО «Универмаг «Гомель» представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика основных экономических показателей торговой деятельности магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009 - 2011 гг.
Един |
Темп изменения. | ||||
Показатели |
измер. |
2009 |
2010 |
2011 |
% или отклоне- |
ние (+. -) 2011 г | |||||
от 2009 г. | |||||
1. Розничный товарооборот, всего |
|||||
в действующих ценах |
млн. руб. |
15714 |
21612 |
35577 |
226,4 |
в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
15714 |
19279 |
28061 |
178,6 |
2. Товарные запасы |
|||||
- в сумме |
млн. руб. |
2747 |
3973 |
5019 |
182,7 |
- в днях |
дни |
63 |
66 |
51 |
-12 |
3. Товарооборачиваемость |
дни |
54 |
58 |
45 |
-9 |
4. Доходы от реализации товаров |
|||||
в сумме |
млн. руб. |
2879 |
3985 |
6304 |
219,0 |
в % к товарообороту |
% |
18,3 |
18,4 |
17.7 |
-0,6 |
5. Расходы на реализацию |
|||||
в сумме |
млн. руб. |
3672 |
5000 |
7188 |
195,8 |
в % к говарооборо ту |
% |
23.4 |
23,1 |
20,2 |
-3,2 |
6. Прибыль от реализации |
|||||
в сумме |
млн. руб. |
182 |
405 |
901 |
495,1 |
в % к товарооборот |
% |
1,16 |
1,87 |
2.5 |
1,34 |
7. Внереализационные доходы |
млн. руб. |
49 |
25 |
26 |
53,1 |
8. Внереализационные расходы |
млн. руб. |
14 |
39 |
61 |
435,7 |
9. Прибыль отчетного периода |
|||||
в сумме |
млн. руб. |
210 |
388 |
864 |
411,4 |
в % к товарообороту |
% |
1,34 |
1.80 |
2,43 |
1,09 |
10. Чистая прибыль: |
|||||
в сумме |
млн. руб. |
56 |
161 |
488 |
871,4 |
в % к товарообороту |
% |
0,36 |
0,74 |
1.37 |
1,01 |
11. Среднесписочная численность |
|||||
работников, из них |
чел. |
414 |
457 |
481 |
116,2 |
работников торгового зала |
чел. |
231 |
214 |
221 |
95,7 |
12. Производительность труда ра- |
|||||
ботников торгового зала |
|||||
в действующих ценах |
млн. руб. |
68 |
101 |
161 |
236.8 |
в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
68 |
90,1 |
160,9 |
236,6 |
13. Индекс цен |
- |
1 |
1.121 |
1,131 |
- |