Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, дипломная работа
Цель работы — провести товароведную характеристику и экспертизу качества апельсиновых соков.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Исследовать химический состав и пищевую ценность апельсиновых соков.
Изучить факторы, формирующие и сохраняющие качество апельсиновых соков.
Провести оценку качества 12 образцов апельсиновых соков по органолептическим, физико-химическим показателям и показателям безопасности.
Проанализировать конкурентоспособность выбранных образцов сока и их место на рынке.
Введение……………………………………………………………………..
1 Литературный обзор…………………………………………………….
Классификация и ассортимент соков……………………………..…
Химический состав и пищевая ценность соков…………………….
Факторы, формирующие качество соков……….………………….
Сырье используемое для производства соков……………….…..
Технология производства соков…………………………………...
1.3.3 Упаковка, маркировка и хранение соков………………………
Особенности экспертизы качества соков……………..…..
Фальсификация и дефекты соков…………………………………
Экспериментально-практическая часть………………………………
Объекты исследования…………………………………………………
Методы исследования………………………………………………….
Результаты исследования и их обсуждение………………………….
Экспертиза качества……
2.4 Оценка конкурентоспособности исследуемых образцов апельсиновых соков……………………………………………………
Совершенствование ассортимента соков (на примере ОАО «Тракторозаводской» универсам)………………………………..…….
Анализ ассортимента соков, реализуемых (на примере ОАО « Тракторзаводской» универсам)…………………………………….
Маркетинговые исследования………………………………………….
Исследования предпочтений покупателей……………………………
Пути совершенствования ассортимента соков………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников…………
Другая группа факторов (назовем ее В), составляющая также 37,5% от общего числа факторов, влияет на спрос потребителей на 30%.
Оставшаяся группа факторов (назовем ее С), составляющая 25% от общего числа факторов, влияет на спрос потребителей не более чем на 10%.
Таким образом мы определили, что первые три фактора (группа А) являются определяющими в формировании спроса на соки.
Следовательно, можно сделать вывод, что воздействие на факторы, входящие в группу А, повлечет за собой повышение спроса на соки.
Наиболее сильное влияние
Теперь проведём анализ по БКГ-матрице.
Для того чтобы провести такой анализ, необходимо знать долю на рынке сока и темп роста.
На стадии выхода на рынок из представленных образцов сока не находится ни один, так как они уже довольно давно производятся и хорошо известны потребителям.
На стадии роста находится соки под номерами 11 и 12. Эти виды соков относительно недавно появились на рынке, и спрос на них возрастает, особенно с ростом популярности здорового питания.
На стадии зрелости находятся все остальные виды соков. Они уже достаточно давно известны потребителям, и спрос на них стабилен, без подъёмов, но и без спадов.
Товаров-«собак» среди
Итак, мы видим, что среди перечисленных образцов соков нет ни товаров-«проблем», ни товаров-«собак». Если бы такая ситуация наблюдалась бы на одном предприятии, то мы бы сказали, что данное предприятие может вскоре стать убыточным, так как на нём отсутствует новая продукция. Тот факт, что нет устаревшего товара, положителен, однако без новой продукции производство не будет развиваться и наращивать прибыли.
Однако мы рассматриваем соки разных производителей в одной торговой организации. Следовательно, спрос на соки будет стабильным, так как те из них, к которым потребители привыкли, всегда имеются в ассортименте. Но всё же будет полезно, если торговое предприятие закупит новые виды соков, чтобы заинтересовать потребителей.
Необходимо провести и SWOT-анализ для выявления слабых и сильных позиций торгового предпряития и анализа потенциальных внешних возможностей и угроз. Результаты анализа отражены в таблице 22.
Итак, среди основных плюсов названы удачное расположение и хорошее оснащение магазина, квалифицированный персонал, современное программное обеспечение.
Среди минусов отметим малую площадь отдела соков, неудачно спланированное расположение отдела, недостаток финансирования, неправильно организованная логистическая система (закупки).
Все эти минусы могут и должны
быть устранены, чтобы торговое предприятие
стало более
С внешними угрозами сделать ничего нельзя, магазин никак не может повлиять на них, можно лишь учитывать их в маркетинговой стратегии.
Таблица 22 - SWOT-анализ торгового предприятия
Внутренние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 | |
- большая площадь магазина; - удачное расположение; - хорошее оснащение торгово-технологическим оборудованием; - квалифицированный рабочий персонал; - достаточная известность на рынке; - эффективная реклама
по привлечению новых - использование последних
современных прикладных - работа по предварительным заявкам «сегодня на завтра»; - партнёрские отношения
с другими компаниями, обеспечивающими
доступ к прогрессивным - высокий имидж организации |
- небольшая площадь отдела соков; - неудачная разработка планограммы отдела; - небольшой в сравнении
с конкурентами ассортимент - недостаточное финансирование
необходимых изменений в - высокие экономические риски; - отдаление менеджера пол закупкам от места реализации | |
Внешние |
Возможности |
Угрозы |
- увеличение роста
продаж продукции на рынке,
завоевание доли рынка - способность обслуживать
дополнительные группы - налаживание контакта и установление партнёрских взаимоотношений с новыми поставщиками; заключение договоров поставки на выгодных для магазина условиях, осуществление «обратной связи» с поставщиками; - привлечение покупателей
высокой культурой - увеличение затрат на освоение новых рынков; улучшения качества оказания услуг |
- большое количество конкурентов на рынке; - недостаток информации о новых технологиях, рынках сбыта; - выход на рынок новых иностранных конкурентов, ужесточение конкуренции между действующими на рынке компаниями; - роста закупочных цен на товары, повышение тарифов на энергоносители; - изменение вкусовых
и других предпочтений - широкий, постоянно совершенствующийся ассортимент конкурентов; - уменьшение доходов потребителей |
Маркетинг — относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902 г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков — экономистов и менеджеров. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес-процессах, о потребительском поведении и конкурентной борьбе. Ряд ученых смогли систематизировать и обобщить имеющиеся факты. Прогресс в теории, практической деятельности на рынке породил новое течение в науке управления — маркетинг.
Как правило, потребность в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда:
1) фирма не достигла
2) фирма уступает позиции конкуренту;
3) фирма собирается диверсифицировать свою деятельность;
4) фирма готовит новый бизнес-
5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.
Маркетинговые исследования позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
Для достижения цели маркетинга предприятие должно решить ряд задач, которые можно сгруппировать в следующие четыре блока: организация и проведение МИ; маркетинговый анализ рыночной ситуации; разработка комплекса маркетинга; планирование, организация, управление и контроль маркетинговой деятельности. Решение задач осуществляется через реализацию четырех комплексных маркетинговых функций: аналитическую, производственную, функцию продаж и функцию управления и контроля.
Как философия бизнеса, маркетинг обладает четырьмя базовыми принципами, отражающими способность предприятия функционировать в системе «потребность — товар — рынок — потребитель», реализуя при этом современную концепцию — ориентацию на потребителя.
Таким образом, возникая как осознанная нужда, и находя свою конкретизацию в покупательских желаниях, потребность выступает на рынке в виде платежеспособного спроса. Согласно закону возвышения потребностей и находясь под влиянием ряда факторов, потребность выступает в качестве динамической категории в системе «потребность — товар — рынок — потребитель». При этом согласно современной концепции маркетинга она выполняет три основные функции:
1) служит на рынке связующим звеном между потребителем и товаром;
2) формирует покупательское поведение потребителя;
3) выступает мерой потребительной стоимости товара.
3.3 Исследование предпочтений покупателей
Для исследования потребительской оценки ассортимента сока в магазине нами проводилось анкетирование покупателей (анкета приведена в Приложении Б). Целью проведения исследования являлось:
- анализ основных групп покупателей сока;
- анализ потребительских ожиданий основных групп покупателей сока;
- анализ степени удовлетворения потребительских ожиданий основных групп покупателей сока.
Итак, проанализируем результаты ответов на вопросы анкеты.
Прежде всего отметим, что основной сегмент потребителей соков составили женщины в возрасте от 25 до 40 лет, со среднемесячным доходом от 400 до 550 у.е. Именно эта группа потребителей наиболее часто приобретает соки в ОАО «Тракторозаводской» универсам». Соки часто приобретают для детей, а у данной возрастной группы чаще всего есть дети дошкольного и школьного возраста.
При ответе на первый вопрос («Являетесь ли вы потребителем соков?») 95 % опрошенных ответили положительно и только 5 % - отрицательно. Данные представлены в диаграмме на рис. 10.
Рисунок 10 – Результаты ответов на первый вопрос
Примечание – Источник: собственная разработка.
Данные результаты являются вполне ожидаемыми, так как сок - очень популярный в настоящее время и полезный для здоровья продукт. Известно, что соки необходимы для нормального функционирования организма, а убеждённость потребителей в пользе соков подкрепляется ещё и рекламой. Число потребителей соков возрастает ещё и из-за того, что их могут приобретать не для себя, а для членов семьи. Только 5 % опрошенных отметили, что не пьют соки, причины указаны не были.
Результаты ответов на второй вопрос оказались следующими: 30 % предпочитают отечественные соки, 20 % - импортные, а для 50 % опрошенных производитель сока не имеет значения.
Результаты оформим в виде диаграммы на рис 11.
Рисунок 11 – Результаты ответов на вопрос 2
Примечание – Источник: собственная разработка.
Как видим, половине потребителей безразличен производитель соков, некоторые даже приписали в анкете, что не обращают внимания, кто изготовил товар. 30 % предпочитают отечественные консервные заводы, продукция которых широко распространена и пользуется заслуженной популярностью. 20 % выбирают импортные соки, так как им кажется, что они лучше и по вкусу, и по технологии выработки, они более полезны и натуральны, а сырьё более качественное и экологически чистое.
При ответе на вопрос 3 («Часто ли вы покупаете соки отечественного производителя?») 58 % ответили «постоянно», 25 % - часто, 10% - редко, 5% - практически никогда, 2 % на данный вопрос ответили «не знаю».
Построим диаграмму
Рисунок 12 – Результаты ответов на вопрос 3
Примечание – Источник: собственная разработка.
Здесь большинство людей не смогли дать ответ на вопрос, так как они, как указывалось выше, часто не обращают внимания на то, кто произвёл сок. Они руководствуются при выборе красочной упаковкой или знакомым названием, или привлекательным составом, но не страной-изготовителем.
На чётвёртый вопрос опрошенные ответили следующим образом: 10 % - незнание торговой марки, 85 % - не нравится вкус и 5 % - другое (обычно здесь писали «не предпочитаю импортные»). Оформим результаты в диаграмму на рис. 13.
Большинство потребителей не предпочитает импортные соки отечественным, они считают, что вкусными могут быть соки любого производителя. 10 % не знают торговые марки, но это только при том, что потребители не обращают на них внимания. И 5 % не любят вкус отечественного сока.
Рисунок 13 – Результаты ответов на вопрос 4
Примечание – Источник: собственная разработка.
Можно предположить, что они однажды приобрели сок, показавшийся им невкусным, и решили, что весь сок данного производителя (а то и страны-изготовителя) невкусный.
На вопрос 5 («В товаре отечественного производителя вам не нравится») ответы распределились следующим образом: цена - 3 %; вкус-5%; упаковка - 7 %, нет претензий - 85 %. Построим диаграмму с результатами (рис. 14)
Рисунок 14 – Результаты ответов на вопрос 5
Примечание – Источник: собственная разработка.