Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:43, дипломная работа
Реструктуризация железнодорожного транспорта нашей страны вступает в завершающую стадию. Действовавший в течение десятилетий в условиях плановой экономики механизм централизованного управления практически полностью демонтирован. Внесены коренные изменения в систему управления отраслью, её производственные и организационно-управленческие структуры. Федеральный железнодорожный транспорт как единый производственно-технологический комплекс в России уже не существует.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1. Стратегический анализ 5
2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР. Реформирование железнодорожного транспорта. 12
2.1. Особенности российской тарифной системы 15
2.2. Модели реформирования 16
2.3. Зарубежный опыт реформирования железнодорожной отрасли 17
2.3.1. Реформирование железных дорог Швеции. 17
2.3.2. Реструктуризация железных дорог в Германии. 18
2.3.3. Реформа на железных дорогах Великобритании. 19
2.3.4. Третий этап реформирования ОАО «РЖД» 21
3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 22
3.1. Текущее состояние хозяйства пути и сооружений 22
3.1.1. Анализ организационно-функциональной структуры управления путевым хозяйством 33
3.2. Текущее состояние хозяйства автоматики и телемеханики 34
3.3. Текущее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения 36
3.4. Выводы 37
3.5. SWOT-анализ хозяйств инфраструктуры ОАО «РЖД» 38
3.6. Основные направления развития хозяйства инфраструктуры. 43
3.7. Стратегические цели ОАО «РЖД» при реформировании инфраструктуры 44
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 45
4.1. Видение развития Дирекции инфраструктуры 45
4.2. Миссия Дирекции инфраструктуры 46
4.3. Цели и задачи Дирекции инфраструктуры 46
5. ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
6. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 49
6.1. Производственная структура Дирекции инфраструктуры 49
6.2. Целевая модель взаимодействия Дирекции инфраструктуры в целевом состоянии Холдинга ОАО «РЖД» 52
6.3. Модель обмена продуктами/услугами Дирекции инфраструктуры. 52
7. ОЦЕНКА РИСКОВ 57
7.1. Риски взаимодействия Дирекции инфраструктуры с другими бизнес-единицами 57
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ СОЗДАНИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 60
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Предлагаемый для регулирования взаимоотношений бизнес-единиц холдинга SLA соглашение – что это такое? может описать объем задач, который ставятся перед бизнес-единицей (исполнителем). При этом в рамках соглашения необходимо дополнительно определить механизм санкций (в первую очередь экономического характера) которые бизнес-единицы могли бы применять в отношении друг друга. Правовой силы при этом такие экономические санкции иметь не могут ввиду нахождения бизнес единиц в пределах одной компании и, скорее всего, будут реализованы путем создания в рамках бюджетирования может это просто система внутренних цен в компании? Такое при социализме было. Подразделения активно торгуют друг с другом. По моему это называлось «внутренний хозрасчет» и результаты были не очень…. Отсутствие экономических санкций (стимулирования) приведет к возможности некачественно оказывать услугу со стороны бизнес единицы. – это точно.
Таблица 4
Риски и причины их возникновения в сферах деятельности Дирекции инфраструктуры (ди)
Наименование риска |
Причина возникновения риска |
Место возникновения | |
Научно-технические и технологические риски | |||
Риск низкой эффективности предоставления услуги по обеспечению пропускной способности |
|
ЦТЕХ | |
Производственно- | |||
Риск неудовлетворения требований рынка по обеспечению перевозочного процесса |
|
Дирекция инфраструктуры Далее ДИ | |
|
ДИ | ||
|
ЦДРП | ||
|
ДИ | ||
|
Дирекция управления движением | ||
|
Дирекция инвентарного парка | ||
|
Дирекция тяги | ||
|
Все производственные дирекции | ||
Технические и ресурсные риски | |||
Риск недостаточного
обеспечения перевозок |
|
ЦДРП | |
|
ДИ | ||
Риск снижения уровня кадрового обеспечения и квалификации персонала |
|
ЦКАДР | |
|
ЦЭУБ | ||
|
ДИ, ТФ, ЦДРП |
Так же
возможен специфический риск взаимодействия
Дирекции инфраструктуры и Территориальных
филиалов ОАО «РЖД», который заключается
в следующем: процессы планирования работ
по текущему содержанию, капитальному
ремонту и обновлению объектов инфраструктуры
осуществляются Дирекцией инфраструктуры,
а исполнителем данных работ являются
в том числе Территориальные филиалы ОАО «РЖД»,
функционально подчиняющиеся Дирекции
(следовательно, планы по ? работ,
сформированные ДИ, обязательны для исполнения
ТФ). Бюджет ТФ формируется ими самостоятельно
на основании планов работ ДИ. Таким образом,
возможна ситуация, когда стоимость запланированных
ДИ работ превышает максимально возможный,
исходя из скорректированного корпоративным
центром бюджета конкретного ТФ. В этой
ситуации реальные возможности ТФ
ниже запланированных для него объемов
работ. Это, в свою очередь, приведет к
тому, что рассчитанная для ДУД максимально
возможная пропускная способность конкретного
участка в будущем периоде окажется ниже
запланированной, поскольку планирование
пропускной способности проводилось исходя
из потребного, а не возможного объема
работ ТФ. Так кто,
все-таки и кому деньги
платит? Платит и … планирует
больше, чем заплатил?
Ничего не понимаю! Хорошо,
что хоть вы все это
понимаете. Ждем роста
тарифов!
Создание Дирекции инфраструктуры должно обеспечить прозрачность затрат, их оптимизацию, эффективное использование материально-технических ресурсов и экономию материальных затрат, рациональное использование мощностей. – красиво! теперь бы обосновать…
Целевое бюджетирование комплекса должно позволить перейти на новый качественный уровень формирования себестоимости услуг инфраструктуры. бюджетирование не приводит к «уровню формирования себестоимости услуг». себестоимость услуг вообще считают не финансисты, а экономисты, которые к бюджетированию никакого часто отношения не имеют…
Эффекты от создания Дирекции инфраструктуры:
Вместе с тем, кроме вышеуказанных качественн
Таким образом экономический эффект от реформирования инфраструктурного комплекса и создания Дирекции инфраструктуры по экспертным оценкам составляет от 15 до 23 млрд. руб. в год.
Более десяти лет в России продолжается реформа железнодорожного транспорта. Все эти годы не утихают дискуссии о том, нужны ли отрасли организационные преобразования, как она должна выглядеть в целевом состоянии, что считать естественно монопольной, а что конкурентной сферой деятельности железных дорог. Не снижается накал этих дискуссий и сейчас, при этом высказываются полярные мнения: одни считают, что в кризис реформирование необходимо прекратить; другие же уверены, что настало время главенствующую роль в перевозках отдать частному бизнесу, якобы готовому решить все проблемы и стратегические задачи отрасли. Именно поэтому встает вопрос: какая модель железнодорожной отрасли эффективна для России? [34] – это из введения…
С момента утверждения первой Программы структурной реформы в 2001 году неизменными остаются ее цели, но постоянно возникают дискуссии о методах их достижения. Задачи сделать железнодорожный транспорт более эффективным, доступным, безопасным, конкурентоспособным, удовлетворяющим потребности государства, привлекательным для инвесторов принимаются всеми заинтересованными сторонами. Но одних деклараций явно недостаточно, нужна четкая, сбалансированная программа действий. В нынешних же дискуссиях зачастую можно услышать единственный довод: на железнодорожном транспорте нужно скорее и масштабнее развивать «конкуренцию», а «рынок» сам все отрегулирует. Особенно активно эти идеи высказываются в отношении конкуренции на рынке грузовых перевозок, в то время как убыточные пассажирские перевозки без гарантированных государственных компенсаций частному бизнесу неинтересны. [35]
Конкуренция — серьезный стимул эффективности, выгодный и государству, и клиенту, но это скорее средство, чем цель – правильно!. Но это общие теоретические посылы, которые дают максимальную отдачу на совершенном рынке. Российский же рынок железнодорожных грузовых перевозок совершенным назвать пока нельзя и конкурентным похоже тоже.
Железнодорожный транспорт Российской Федерации играет исключительно важную роль в экономике страны и реализации социально-значимых услуг по перевозке пассажиров. На его долю приходится 84% грузооборота и 46% пассажирооборота транспорта общего пользования.
За последние 20 лет условия работы
отечественного железнодорожного транспорта
резко менялись в связи с модернизацией
экономики страны. В 1988 году были достигнуты
наивысшие в мировой практике
уровень и интенсивность
Повышение надежности работы
объектов инфраструктуры
Поэтому, на мой
взгляд авторы, основной целью реформирования
железнодорожного транспорта должна быть,
прежде всего, эффективность функционирования
отрасли как целостной инфраструктурной
системы, и применительно к этой цели необходимо
просчитать целесообразность применения
тех или иных моделей в этой области, будь
то конкуренция или государственное управление.
Для этого должен быть
определена цель и критерий
эффективности. Что
государство не устраивает
и что оно хочет получить
от ОАО «РЖД»? Я так думаю
обеспечения перевозок
любых требуемых сегодня
и завтра объемов перевозок
в любых направлениях
России при минимальных (лучше
нулевых) тарифах.
С учетом всех особенностей железнодорожного
транспорта необходимо оценить потенциальные
риски дальнейших мероприятий по реализации
конечного этапа программы реформирования
и при необходимости внести соответствующие
корректировки.
Вы описали детально что делается. А вы-то что сами предлагаете? Оценок количественных нет ни данного варианта, ни альтернативного, если только он у вас есть.