Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:43, дипломная работа
Реструктуризация железнодорожного транспорта нашей страны вступает в завершающую стадию. Действовавший в течение десятилетий в условиях плановой экономики механизм централизованного управления практически полностью демонтирован. Внесены коренные изменения в систему управления отраслью, её производственные и организационно-управленческие структуры. Федеральный железнодорожный транспорт как единый производственно-технологический комплекс в России уже не существует.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1. Стратегический анализ 5
2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР. Реформирование железнодорожного транспорта. 12
2.1. Особенности российской тарифной системы 15
2.2. Модели реформирования 16
2.3. Зарубежный опыт реформирования железнодорожной отрасли 17
2.3.1. Реформирование железных дорог Швеции. 17
2.3.2. Реструктуризация железных дорог в Германии. 18
2.3.3. Реформа на железных дорогах Великобритании. 19
2.3.4. Третий этап реформирования ОАО «РЖД» 21
3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 22
3.1. Текущее состояние хозяйства пути и сооружений 22
3.1.1. Анализ организационно-функциональной структуры управления путевым хозяйством 33
3.2. Текущее состояние хозяйства автоматики и телемеханики 34
3.3. Текущее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения 36
3.4. Выводы 37
3.5. SWOT-анализ хозяйств инфраструктуры ОАО «РЖД» 38
3.6. Основные направления развития хозяйства инфраструктуры. 43
3.7. Стратегические цели ОАО «РЖД» при реформировании инфраструктуры 44
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 45
4.1. Видение развития Дирекции инфраструктуры 45
4.2. Миссия Дирекции инфраструктуры 46
4.3. Цели и задачи Дирекции инфраструктуры 46
5. ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
6. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 49
6.1. Производственная структура Дирекции инфраструктуры 49
6.2. Целевая модель взаимодействия Дирекции инфраструктуры в целевом состоянии Холдинга ОАО «РЖД» 52
6.3. Модель обмена продуктами/услугами Дирекции инфраструктуры. 52
7. ОЦЕНКА РИСКОВ 57
7.1. Риски взаимодействия Дирекции инфраструктуры с другими бизнес-единицами 57
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ СОЗДАНИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 60
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Процесс реформирования железных дорог Германии начался в 1994г., когда было создано акционерное общество «Немецкие железные дороги» (Deutsche Bundesbahn AG). Далее, в рамках данного предприятия были выделены инфраструктурный и эксплуатационный сектора. На втором этапе (с 1998г.) был проведен процесс выделения самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов, причем разделение на отдельные компании проводилось по признаку специализации. Так, в рамках железнодорожного холдинга был создан ряд акционерных компаний [5]:
При этом Ссозданные акционерные
компании, получили возможность самостоятельно
оказывать транспортные услуги. Кроме
того, в целях создания в отрасли конкурентного
рынка железнодорожная инфраструктура
стала доступной для независимых частных
компаний. Немаловажной особенностью
реформы в Германии стала так называемая
регионализация, т.е. передача контрольных
и регулирующих полномочий в сфере перевозок
транспортным администрациям региональных
и местных органов власти. При такой системе
региональные органы власти несли неполную
финансовую ответственность, поскольку
для покрытия совокупных затрат по эксплуатации
и модернизации объектов железнодорожной
инфраструктуры федеральным правительством
были образованы специализированные фонды
покрытия.
В результате реформ железных дорог
Германии удалось достичь не только
существенного изменения
При обзоре существующих методов и моделей реформирования железнодорожного транспорта не всегда подобные процессы приводят к положительным результатам. Так, после реформы железных дорог в Великобритании ситуация в данной отрасли намного ухудшилась. В качестве основных целей проведения реформы железнодорожного транспорта в Великобритании можно рассматривать снижение издержек и улучшения качества услуг. Кроме этого, до начала реформы железные дороги показывали весьма негативные результаты деятельности. Так, за 40 лет в общем объеме грузовых перевозок доля железных дорог снизилась с 40% до 7%, а в пассажирских с 17% до 5% [6]. Снижение объемов перевозок одновременно с увеличивающимися затратами сделало государственное предприятие «Британские железные дороги» (British Railroads) убыточным. Вследствие этого в 1993г. был принят закон «О железнодорожном транспорте», который лег в основу программы приватизации железных дорог Великобритании.
В рамках реформы государственное
предприятие «Британские
Что касается эксплуатационного сектора, то в результате реформы все подразделения, занимавшиеся ранее в British Railroads грузовыми и пассажирскими перевозками, были приватизированы и разделены на несколько групп частных компаний. Подвижный состав был передан в ведение лизингового холдинга ROSCO (Rolling Stock Supply Companies), который предоставлял его на правах долгосрочной аренды грузовым и пассажирским перевозчикам. Собственно транспортными перевозками занимались 25 пассажирских и 7 грузовых компаний. Для эффективной деятельности и создания конкуренции для вновь созданных компаний правительством был введен принцип свободного выхода на рынок транспортных услуг. Выход на рынок новых компаний-перевозчиков осуществлялся с помощью приобретения франшиз сроком на 7 лет и более. Выдачей франшиз на пассажирские перевозки занималась специализированная служба OPRAF (The Office of Passenger Rail Franchising), созданная при министерстве транспорта. Она выступала как заказчик пассажирских перевозок, устанавливая тарифы на оказываемые услуги и предоставляя дотации по социально значимым и низкорентабельным перевозкам. Более того, в целях осуществления государственного контроля деятельности железнодорожных перевозчиков была создана специализированная служба ORR (The Office of Rail Regulation) в функции которой входила проверка правильности предоставления доступа конкурирующих компаний к сети Railtrack.
Итоги реформы в Великобритании нельзя оценивать позитивно, поскольку многие приватизационные мероприятия не только не улучшили, но напротив намного усложнили деятельность железных дорог. Так, в результате реформы образовалась сложнейшая структура с громоздкой системой взаимодействия между участниками рынка. Помимо этого, в соответствии с принятой схемой приватизации, компания Railtrack не получила полных прав собственника железнодорожной инфраструктуры. Это привело к тому, что на деятельность компании накладывалось большое количество ограничений и запретов, которые впоследствии привели к ее убыточности даже, несмотря на значительную государственную поддержку. По этой причине в 2000 году, чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию британское правительство обратилось в Верховный Суд с просьбой о разрешении введения внешнего управления компанией Railtrack. После этого, руководство компании перешло в руки специально созданного консорциума с участием как государственного, так и частного капитала. Позднее, в 2002 году на базе компании Railtrack было создано новое инфраструктурное предприятие - Network Rail Infrastructure, которое также оказалось убыточным. Позже акции компании были полностью выкуплены государством и, таким образом, железные дороги в Великобритании опять перешли под государственный контроль.
Содержание и задачи реформы ОАО «РЖД» имеют определяющее значение для планирования развития железнодорожной инфраструктуры в среднесрочном периоде (в том числе, в части организационной структуры). [21]
Завершение текущего этапа реформирования
железнодорожного транспорта ставит целью
создание развитого конкурентного
рынка железнодорожных
1. Полное организационное отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности, если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. №384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте»).
2. Переход парка грузовых вагонов в частную собственность.
3. Развитие частной собственности на магистральные локомотивы.
4. Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок.
5. Продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам.
6. Развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала.
В настоящее время закончен этап по созданию Дирекция инфраструктуры в ОАО «РЖД»? Дайте структуру ОАО «РЖД» - старую и новую с Дирекцией инфраструктуры.
А Дирекция инфраструктуры тут где:
Или вы тут:
или тут:
Тоже интересно:
Очевидно, что для безусловной реализации обозначенных выше задач необходима организация эффективной системы управления железнодорожной инфраструктурой в целом и Дирекцией инфраструктуры в частности, как бизнес-единицы, отвечающей за готовность инфраструктуры к перевозкам.
О причинах и необходимости реформирования
инфраструктурного комплекса
Железнодорожная инфраструктура – многофункциональный комплекс, на долю которого приходится более половины основных фондов железнодорожного транспорта, четверть эксплуатационных расходов, значительная часть персонала отрасли по основным направлениям деятельности.
В целом в железнодорожную инфраструктуру входят три основных хозяйства:
Путевое хозяйство ОАО «РЖД» имеет многоуровневую структуру управления. Руководство путевым хозяйством осуществляет Департамент пути и сооружений (ЦП). [26]
Приведите схемы структур. Так намного понятнее о чем идет речь. Потом это в презентации используете…
Основными задачами Департамента пути и сооружений являются управление путевым комплексом инфраструктуры, обеспечение ее постоянной технической готовности к перевозке грузов и пассажиров, обеспечение безопасности в путевом комплексе безопасности движения поездов, охраны труда, пожарной и экологической безопасности, оптимизация и развитие своих производственных мощностей и трудовых ресурсов.
На железных дорогах (филиалах ОАО «РЖД») ведение вопросов путевого хозяйства было возложено на службы пути (П) и дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин (ДПМ).
Служба пути - структурное подразделение железной дороги - филиала ОАО «РЖД» обеспечивает производственно-техническое руководство деятельностью структурных подразделений путевого хозяйства железной дороги: дистанций пути (ПЧ), дорожных центров диагностики путевого хозяйства (ПЦД), дистанций инженерных сооружений.
Основные задачи указанных структур:
В состав ДПМ, структурного подразделения железной дороги – филиала ОАО «РЖД», входят специализированные предприятия по ремонту путевой техники.