Понятие, предмет, метод трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:04, лекция

Краткое описание

1. Труд является жизненно важным условием существования людей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Все, что создано человеком, начиная от величайших открытий и до простейших предметов обыденной жизни, является результатом его целенаправленной, осознанной трудовой деятельности. В широком плане трудовая деятельность людей выступает естественной потребностью жизни общества, формирования его материальной основы.

Содержание

План:
1 Понятие общественной организации труда
2 Предмет трудового права
3 Метод трудового права
4 Система трудового права
5 Понятие и виды трудовых правоотношений

Вложенные файлы: 1 файл

Trudovoe_pravo.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

Социальное  обеспечение представляет собой комплекс социально-экономических и правовых мер, гарантирующих социальную защиту граждан. Уровень социального обеспечения в обществе напрямую обусловлен уровнем его экономического развития, традиционными ценностями и моральными установками. Социально-обеспечительные отношения в том или ином государстве направлены на обеспечение достаточного уровня жизни в пределах установленных стандартов, которые соответствуют экономическому развитию общества.

Социальная  защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым, благам и определенный уровень благосостояния граждан которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

Сущность социального  обеспечения проявляется в его  функциях: экономической политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки граждан в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая  функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, рост продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

2.   Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отраслей, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности. 

Изучение вопроса о  принципах права социального  обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.

В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные сходства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или  институтов.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим  образом:

  • Обще правовые принципы, свойственные всем отраслям права,  законность, гуманизм, демократизм и т.д.;
  • межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права, - направленность, всесторонность и т.д.;
  • отраслевые принципы, при сущие конкретной отрасли права в целом. Основными принципами права социального обеспечения являются: всеобщность и доступность социального обеспечения, дифференциация социального обеспечения, добровольность, многообразие видов социального обеспечения и т.д.;
  • внутриотраслевые принципы, свойственные отдельным институтам определенной отрасли права. Применительно к институтам права социального обеспечения следует выделить адресность, конфиденциальность и т.д.

3. Система права социального обеспечения - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль право.

Норма права является первоначальным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли.

С учетом этого нормы  отрасли образуют общую и особенную  части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы права социального обеспечения. К общей части относятся: понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения; принципы права социального обеспечения; источники права социального обеспечения; право отношения по социальному обеспечению; история законодательства о социальном обеспечении.

В особенную часть отрасли права социального обеспечения включаются все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов социального обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

Институтами особенной части права социального обеспечения выступают нормы о пенсиях по возрасту и за выслугу лет. В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий из Государственного центра по выплате пенсий и из накопительных пенсионных фондов.

4. Источниками права социального обеспечения называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования права социального обеспечения.

     По юридической  силе источники подразделяются на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РК.

Законы делятся на:

а) конституционные;

б) кодифицированные;

в) текущие.

К конституционным законам  относятся: Декларация прав и свобод человека и гражданина, основные положения которой получил  закрепление в Конституции РК 1995 года.

Конституция РК является юридической базой для всего законодательства страны. Текущие законы, том числе и в области социального обеспечения, касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

Первую группу источников составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда. В соответствии с Конституцией РК общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РК являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РК установлен иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, то есть нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Республики Казахстан. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Вторую группу источников составляют законы Республики Казахстан. Среди них особое место занимает Конституция. Устанавливая основы конституционного строя, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социальной защиты.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РК в сфере социальной защиты. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы законов. Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления правительства РК, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).

5. Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированное нормами права социального обеспечения отношения граждан (семей) с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты, пенсий, пособий, социальных компенсаций и представлению социальных услуг в натуральном виде.

В зависимости от того, результатом реализации, какой нормы являются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные.

     Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественным, поскольку они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Однако эти блага предоставляются не в порядке эквивалентного обмена, как в гражданско-правовых отношениях, не в качестве оплаты за живой труд, как в трудовых правоотношениях, а в порядке социальной алиментации. 

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт.

     Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается вышестоящий орган социальной защиты или (после этом) в суд.

Литература: 5, с. 3-24; 11; 14

Контрольные вопросы:

1 Понятие и функции   ПСО

2 Принципы ПСО

3 Система ПСО

4 Источники ПСО

5 Проавоотношениия в  ПСО

 

 

Тема 12 Финансирование мероприятий по праву социального

 обеспечения

Цель: сформировать у студентов знания по финансированию мероприятии по праву социального обеспечения: бюджетную систему РК, налоги, обязательные пенсионные взносы, обязательное социальное страхование.

План:

1 Бюджетная система  РК

2 Налоги как источник финансирования социального обеспечения

3 Обязательные пенсионные  взносы

4 Обязательное социальное  страхование

       

 1. В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения любого денежного хозяйства. Поэтому говорят о бюджете государства, бюджете организации и даже отдельного лица или семьи. 

«Бюджетном кодексе  Республики Казахстан» определяет бюджет как централизованный денежный фонд государства, утверждаемый законом или решениями местных представительных органов, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов, сборов, других обязательных платежей, доходов от операций с капиталом, неналоговых и иных поступлений, предусмотренных законодательными актами.

        Бюджетная система - это совокупность бюджета в различных видов, организованных в определенную систему для государств унитарного типа, к которым относится Казахстан, характерна двухуровневая система: центральный (республиканский) местные (бюджеты).

Республиканский бюджет  предназначен для финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. За счет него содержатся центральные органы государственной власти: Президент РК и его аппарата, Парламент, Правительство, министерства и другие центральные ведомства, судебная система, финансируется оборона и безопасность страны, правоохранительная деятельность на республиканском уровне, специальные программы строительства в области промышленности и строительства объектов на республиканском уровне и т.п. За счет средств республиканского бюджета осуществляется пенсионное обеспечение пенсиями, выплата специальных государственных пособий участниками инвалидам ВОВ, государственного специального пособия лицам, работавшим на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пособия на рождение ребенка и т.д.

Местные бюджеты предназначены для финансирования нужд административно-территориальных образований. За счет этих бюджетов содержатся местные представительные и исполнительные органы государственной власти, осуществляется финансирование деятельности  на местном уровне, программы занятости населения, жилищные программы, промышленности, строительства объектов на местном уровне и т.п.

Из местного бюджета  производится многочисленные  выплаты, в том числе: адресная социальная помощь; специальное государственное пособие инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам с детства, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР, жертвам политических репрессий, персональным пенсионерам; дополнительные надбавки на уход к государственным социальным пособиям одиноким инвалидам 1, 2 групп, нуждающимся в посторонней помощи; пособия на детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому; жилищное пособие; единовременная материальная помощь и т.д.

         2. Основным источником доходов бюджета являются налоги, сборы и другие обязательные платежи: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, социальный налог, импортные таможенные пошлины, пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей, поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур, налог на сверх прибыль, роялти, бонусы и т.д.

Социальный  налог является прямым реальным (имущественным) налогом, имеющим целевую направленность. Поэтому данный налог, в отличие от всех других, используемых в налоговой системе Республики Казахстан, можно отнести к специальным видам налогов. Назначение социального налога, что следует из его названия, быть источником определенных социальных выплат, осуществляемых в качестве социальной защиты главным образом наемных работников.

Информация о работе Понятие, предмет, метод трудового права