Трудовые права и свободы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.
Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.

Содержание

Введение........................................................................................................2
Глава 1. Трудовые права и свободы в Российской Федерации................3
Глава 2. Конституционные гарантии трудовых прав граждан...............12
2.1 Правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами государственного надзора и контроля .....................................................12
2.2 Самозащита работниками своих трудовых прав................................15
2.3 Индивидуальные трудовые споры.......................................................17
Глава 3. Способы защиты трудовых прав работников и совершенствование их законодательного регулирования..........................................................................................19
3.1 Деятельность профессиональных союзов............................................20
3.2 Досудебный и судебный способы защиты...........................................21
Заключение....................................................................................................25
Список использованной литературы..........................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................2

Глава 1. Трудовые права и  свободы в Российской Федерации................3

Глава 2. Конституционные  гарантии трудовых прав граждан...............12

2.1 Правовая защита конституционных  прав граждан на безопасные  условия труда средствами государственного  надзора и контроля    .....................................................12

2.2 Самозащита работниками  своих трудовых прав................................15

2.3 Индивидуальные трудовые  споры.......................................................17

Глава 3. Способы защиты трудовых прав работников и совершенствование  их законодательного регулирования..........................................................................................19

3.1 Деятельность профессиональных  союзов............................................20

3.2 Досудебный и судебный  способы защиты...........................................21

Заключение....................................................................................................25

Список использованной литературы..........................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главная задача социальной политики Российской Федерации —  достижение благосостояния человека и  общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального  развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых  на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности  в Российской Федерации. В их число  входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

Государство осуществляет программы  подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу.

Государство гарантирует  выплату пособий по безработице  и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т. д.

Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в  Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.

 

 

 

 

Глава 1. Трудовые права и  свободы в Российской Федерации

 

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и  свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально  иной идеологии при закреплении  социально-экономических прав и  свобод.

Новая экономическая и  социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека, но не снизила  его ответственность за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства  закреплена в ст. 7 Конституции как  одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.

Государственные гарантии социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему  форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

1) законодательное закрепление  таких условий экономической  деятельности всех ее субъектов,  при которых человек реально  обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

2)  установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

3) осуществление контроля  за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические  права и свободы;

4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5) эффективная защита  социально-экономических прав и  свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому  из видов социально-экономических  прав и свобод роль государства как  их гаранта имеет и специфические формы выражения.

К социально-экономическим  правам и свободам, закрепленным в  Конституции, относятся свобода  предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34—44).

Особенность действующей  Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых  прав и свобод, но и в иной трактовке  их содержания.

Инициируя экономическую  и социальную активность каждого  человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Конституция 1993 г. более четко  сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения  прав граждан в сфере труда. Его  роль здесь многогранна. Государство:

1) запрещает принудительный  труд;

2) закрепляет право на  труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на  защиту от безработицы;

4) признает право на  индивидуальные и коллективные  трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Действуют многочисленные нормативные  правовые акты (федеральные, межотраслевые, отраслевые), которые определяют государственные нормативные требования охраны труда. Причем установлено, что соответствующие нормативные правовые акты органов субъектов Российской Федерации не могут содержать требования ниже государственных стандартов по охране труда.

Конституционная трактовка  содержания прав в сфере труда  полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении  задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально  и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в  этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит  от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства  предусматривается в федеральном  законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и  других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Трудовые  права и свободы (ст.37 Конституции РФ) включает:

·           Свободу труда;

·           Право на труд и на защиту от безработицы;

·           Право на забастовку;

·           Право на отдых.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Защите интересов человека на производстве служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты).

Комплекс трудовых отношений  регулируется Трудовым кодексом, принятым 30 декабря 2001 г. Целями трудового законодательства являются установление государственных  гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную выплату справедливой заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как  право каждого свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.

Свобода труда связана  с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в  наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения  человека работать на недобровольно  принятых условиях или под угрозой  какого-либо наказания. Вместе с тем  не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ (ст. 2).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный  орган принимать законы о минимальном  размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым  предполагается, что по договору (коллективному  или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи Трудового кодекса и других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные положения. В регулировании трудовых отношений на основе социального партнерства на двухсторонней основе (между работодателями и работниками) или трехсторонней основе (т. е. еще и с участием государственных органов) важную роль играет Закон о коллективных договорах и соглашениях (в редакции от 29 июня 2004 г.).

Информация о работе Трудовые права и свободы в Российской Федерации