Анализ туристского рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности

1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг

1.2 Классификация туристической деятельности

1.3 Государственное регулирование туристической деятельности

Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации

2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России

2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области

2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению

3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области

3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»

Заключение

Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

 

Самую рекордную положительную  динамику, из стран образующих основной туристический поток в Россию, с показателем 80% по сравнению с 2008 годом демонстрирует израильский  рынок, что стало результатом  подписанного соглашения между Россией  и Израилем об упрощении визового режима в сентябре 2008 года. По итогам 12 месяцев 2010 года Россию посетили 58,7 тыс. туристов из Израиля, что на 26,4% больше чем в 2009 году. За последние два года израильтяне удвоили свой долевой показатель с 1,4% в 2008 году до 2,8% в 2010 году.

 

Более чем на 29% по сравнению  с 2009 годом увеличила свой въездной туристический поток в Россию Турция, замкнувшая десятку лидеров  с показателем 56,4 тыс. человек и  долей в общем туристическом  потоке иностранцев в Россию 2,6%. Этот результат, безусловно, станет хорошей  отправной ступенькой для дальнейшего  роста этого потока в свете подписанного 13 мая 2010 года соглашения между Россией и Турцией об отмене визового режима.

 

Обращает на себя внимание увеличение более чем на 20% по отношению  к 2009 году туристического потока в Россию из Южной Кореи (42,6 тыс. человек). Более  чем на 7% увеличился въездной поток  туристов из Японии (42,2 тыс.человек). Почти на 10% по отношению к 2009 году вырос туристический поток из Голландии (34,9 тыс.человек)

 

В 2010 году продолжилась тенденция  снижения, почти на 30% по отношению  к 2009 году, потока туристов в Россию из Канады (31,5 тыс. человек). Более чем  на 20% по отношению к 2009 году сократился въездной поток туристов из скандинавских  стран, Норвегии (22,5 тыс.человек) и Швеции (22 тыс.человек). Более чем на 30% сократился въездной туристический поток в Россию из соседней Литвы (22,7 тыс. человек). Почти на четверть сократился въездной поток туристов из Греции (18,1 тыс. человек).

 

Рекордную положительную  динамику роста въездного туристического потока в Россию продемонстрировал  и по итогам 12 месяцев 2010 года Филиппины. Поток туристов из этой страны за год увеличился более чем в два раза (3,1 тыс. человек в 2010 году против 1,5 тыс. человек в 2009 году, что также стало результатом подписанного в декабре 2009 года между Россией и Филиппинами соглашения о воздушном сообщении.

 

По данным РОССТАТА и информации Пограничной службы ФСБ России, общее  количество иностранных граждан, въехавших  в первом квартале 2011 года в Россию с целью туризма, увеличилось  на 5,3% по отношению к первому кварталу 2010 года, но уменьшилось на 20% по отношению  к первому кварталу предкризисного 2008 года. В общем итоге оно составило 196,4 тыс.человек против 187 тыс.человек в первом квартале 2010.

 

Лидером по количеству въехавших  в Россию иностранных туристов в  первом квартале 2010 года стал китайский  рынок- 23,5 тыс. человек. Китайцы увеличили  свой поток по отношению к первому  кварталу 2010 года более чем на наполовину, что дало им возможность обогнать лидера первого квартала 2010 года - Германию и довести долю присутствия на въездном туристическом рынке России до 12%. Это почти на 3% больше долевого показателя первого квартала 2010 года.

 

На второе место по количеству туристов, вслед за Китаем, опустился  немецкий рынок с показателем 20 тыс. человек. Туристический поток немцев в Россию уменьшился почти на 20% по отношению к первому кварталу 2010 года.

 

На третье место по количеству туристов поднялась Турция. Поток  туристов из этой страны в Россию продолжает стремительно расти в течение  последних двух лет. За период с января по март 2011 года Россию с туристическими целями посетили более 14 тыс. жителей  Турции, в то время как год назад  эта цифра составляла 10 тыс. человек, таким образом, поток вырос почти  наполовину. Весовая доля Турции в  общем туристическом потоке в  Россию увеличилась в 2011 году почти  на 2% и составила 7,2%.

 

На четвёртом месте  идёт Италия (11,5 тыс.человек) с 9% приростом по отношению к первому кварталу 2010 года. Весовая доля итальянцев в 2011 году составила 6%, что позволило Италии подняться, на одну ступеньку выше по сравнению с прошлым годом и опередить Францию.

 

Замыкает пятёрку стран, преодолевших по количеству туристов 10 тысячный рубеж, Франция с показателем 10,3 тыс.туристов. Поток туристов из этой европейской страны уменьшился почти на 16% по сравнению с первым кварталом 2010 года, а весовая доля Франции уменьшилась более чем на 1% и составила в первом квартале 2011 года 5,3%, что стало худшим показателем за последние пять лет.

 

Продолжил своё падение в  течение последних трёх лет туристический  поток из Финляндии, опустившись  на шестое место. В первом квартале 2011 года нашу страну с туристическими целями посетили менее 10 тыс. представителей Соуми. Для сравнения заметим, что это почти в 2 раза меньше чем в предкризисном 2008 году.

 

Продолжилась положительная  динамика роста туристического потока из Израиля. По сравнению с первым кварталом 2008 года количество туристов из Израиля выросло более чем  в два раза и достигло показателя 9,4 тыс.человек, по сравнению с 2010 годом поток увеличился почти на четверть.

 

Почти по 8 тысяч туристов на каждую страну приехало в Россию из Великобритании, США, что практически  соответствует показателям первого  квартала прошлого года.

 

На 10% увеличилось количество туристов из Кореи (4,7 тыс. человек), а  вот туристический поток из Испании (3,8 тыс.человек), наоборот, уменьшился более чем на 16% по сравнению с прошлым годом.

 

Почти на 20% уменьшилось количество туристов из Голландии (3,2 тыс.чел), а вот японцы (3,1 тыс.человек) стали охотнее посещать Россию в этом году. Туристический поток из страны Восходящего солнца увеличился на 20% и стал рекордным за последние пять лет.

 

Самую рекордную положительную  динамику роста въездного туристического потока в Россию продемонстрировали за первые три месяца 2010 года Куба. Поток  туристов из этой страны за год увеличился более чем в 2 раза: 219 человек в  первом квартале 2011 года против 106 человек  в первом квартале 2010 года.

 

В целом, количественный показатель въезда иностранных туристов в Россию, несмотря на свою стабилизацию по сравнению  с прошлым годом, находится всё  ещё на достаточно низком уровне. И  здесь несколько основных причин: и дорогая цена пакетного тура в Россию, и суровые климатические  условия на протяжении большего периода  года, и полное отсутствие отелей эконом-класса в центральной части Москвы и Санкт-Петербурга. Нашему государству и правительству предстоит искать пути привлечения иностранных туристов в Россию и работать над созданием конкурентного туристического продукта. Оптимизм в решении этой задачи есть.: это будущие зимние Олимпийские игры 2014 года, которые пройдут в Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России. Для строительства спортивных сооружений и инфраструктуры, по оценкам аналитиков, будет привлечено порядка 15 миллиардов USD, как государственных денег так и крупного частного капитала.

 

2.2 Анализ состояния туризма  в Нижегородской области

 

Анализ туристических  потоков согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму  администрации Нижнего Новгорода  показал, что в 2010 году число выехавших  за рубеж туристов превысило число  туристов, посетивших Нижегородский  регион, в 3,7 раза (табл. 1). [15]

 

Таблица 1. - Характеристика туристических  потоков в Нижегородском

 

регионе по направлениям в 2010 г.

 

Направление туристических  потоков

 

Количество туристов

 

Чел. %

 

1. Прием туристов - всего:

 

5514

 

100

 

в том числе:

 

- из России

 

5005

 

91

 

- из стран дальнего  зарубежья

 

406

 

7

 

- из стран СНГ

 

103

 

2

 

2. Выезд туристов - всего

 

20355

 

100

 

в том числе:

 

- в другие регионы России

 

11819

 

58

 

- в страны дальнего  зарубежья

 

7496

 

37

 

- в страны СНГ

 

1040

 

5

 

Приезжают в Нижегородскую  область в основном из других городов  России - 91% от общего количества. Из стран дальнего зарубежья въездной поток составил лишь 7%, из стран СНГ - 2%. Структура выезжающих нижегородских туристов иная: в другие регионы России - 58%, что меньше по сравнению с въезжающими в регион на 33%. При этом в страны дальнего зарубежья выездной поток составил 37%, в страны СНГ - 5%.

 

Результаты анализа структуры  въездного туристического потока по целям поездки свидетельствуют, что наибольшее количество туристов из России посещают Нижегородский регион в целях отдыха (табл. 2). При этом более половины туристов приезжают  на теплоходах по Волге. Иностранные  граждане в основном приезжают с  деловыми и профессиональными целями, на втором месте - с целью лечения.

 

Таблица 2. - Структура въездных туристов в Нижегородский регион

 

по целям поездки в 2010 г.

 

Цель поездки

 

Количество туристов, чел.

 

из России из стран дальнего зарубежья и СНГ

 

1. Отдых

 

4697

 

30

 

в том числе речные круизы

 

2450

 

-

 

2. Деловые и профессиональные

 

15

 

376

 

3. Лечение

 

-

 

103

 

4. Религия и паломничество

 

-

 

-

 

5. Прочие

 

293

 

-

 

Всего

 

5005

 

509

 

Из анализа структуры  выездного потока нижегородских  туристов по России следует, что первое место здесь занимают поездки  на отдых, второе - поездки с целью  лечения, третье - круизный туризм (табл. 3). При выезде в другие страны лидируют туры на отдых, далее следует выезд  с целью лечения. Основной поток  туристов из Нижегородского региона  следовал в Турцию, ОАЭ, Кипр, Египет, Испанию. [18]

 

Таблица 3. - Структура выезда нижегородских туристов по целям

 

поездки в 2010 г.

 

Цель поездки

 

Количество туристов, чел.

 

1. Отдых

 

в Россию

 

в страны дальнего зарубежья  и СНГ

 

в том числе речные круизы

 

1316

 

-

 

2. Деловые и профессиональные

 

34

 

175

 

3. Лечение

 

1590

 

667

 

4. Религия и паломничество

 

-

 

2

 

5. Прочие

 

-

 

30

 

Всего

 

11819

 

8536

 

Число нижегородских туристов, выехавших в регионы России, превышает  число туристов, посетивших другие страны, на 25% (3283 чел.).

 

Для подробного анализа состояния  туризма в Нижегородской области  было проведено исследование потребителей туристических услуг.

 

Анкетный опрос осуществлялся  в ходе выборочного обследования на выставке Нижегородской ярмарки  «Туризм-2011». Объем выборки - 190 чел. Время опроса - апрель 2011 года. Текст  анкеты приведен в Приложении 28. [17]

 

Из анализа анкет жителей  Нижегородского региона следует, что 63% опрошенных хотели бы в ближайшее  время отправиться за границу, 26% - в другие города России, в Нижегородскую  область - всего лишь 11% (рис. 3).

 

Предпочтения по целям  поездки распределились следующим  образом: 30,8% опрошенных предпочитают развлекательный туризм; одинаковая доля предпочтений - 24,6% - приходится на познавательные туры и с целью  отдыха; 12,3% составил лечебно-оздоровительный  туризм; 4,6% - спортивный; 3,1% - деловой (рис. 4).

 

 

Рис. 3. - Направления отдыха, предпочитаемые нижегородскими

 

туристами

 

Рис. 4. - Предпочитаемые виды туризма среди потенциальных  туристов

 

Нижегородского региона

 

На вопрос относительно организации  туризма 37% респондентов ответили, что  прибегают к услугам турфирм, оставшиеся 63% высказали мнение о  предпочтительности организации путешествия  самостоятельно.

 

Интересно, что при этом факторы выбора турфирмы по значимости распределились следующим образом: широта ассортимента предлагаемых услуг - 34%, низкие цены - 30%, имидж продавца - 24%, удобное месторасположение - 12% (рис. 5). Таким образом, широта ассортимента и низкие цены являются наиболее «весомыми» факторами при выборе турфирм.

 

Рис. 5. - Факторы выбора турфирм

 

Существенное место в  анкете занимали вопросы относительно потребительских свойств туристического продукта. В ходе социологического обследования выяснилось, что для  нижегородских туристов предпочтительнее туры длительностью 7-14 дней, с авиаперелетом  и проживание в стандартном гостиничном  номере (рис. 6-8).

 

Рис. 6. - Оптимальная продолжительность  отдыха

 

Рис. 7. - Оптимальный способ передвижения

 

Рис. 8. - Привлекательность  услуг по гостиничному размещению

 

При опросе было установлено, что лишь четверть респондентов хотя бы однажды отдыхали в Нижегородской  области, в то время как основная часть - 75% в таких турах не были (рис. 9).

 

Рис. 9. - Выбор отдыха в  Нижегородской области

 

Основные причины выбора путешествий по своему региону: оптимальное  соотношение цены и качества - 26% и более дешево - 24% (рис. 10).

 

Рис. 10. - Причины выбора отдыха в Нижегородской области

 

 

При путешествиях по Нижегородскому региону наиболее востребованными  были рекреационные - 32% и лечебно-оздоровительные  туры - 28% (рис. 11).

 

Рис. 11. - Характеристика выбранных  туров по Нижегородской области

 

Причины отказа от отдыха в  Нижегородской области: неинтересно - 36%; больше интересуют другие города - 28%; низкий уровень обслуживания - 24% (рис. 12).

 

Рис. 12. - Причины отказа от отдыха в Нижегородской области

 

К сожалению, нижегородцы, которые  побывали в турах по региону, подтвердили  опасения отказавшихся от поездки: 41% опрошенных среди недостатков указали на низкий уровень обслуживания (рис. 13).

 

Рис. 13. - Недостатки отдыха в  Нижегородской области

 

По мнению большинства  экспертов, первоочередными направлениями  повышения качества туристических  услуг в Нижегородском регионе  являются:

 

1) повышение качества услуг  по размещению (85% экспертов);

 

2) улучшение качества дорог  (85%);

 

3) расширение ассортимента  предлагаемых услуг (71%);

 

4) повышение квалификации  персонала (76%).

 

Важной задачей экспертного  метода был прогноз спроса на ближайшие  один-два года (табл. 4).

Информация о работе Анализ туристского рынка РФ