Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Анализ рынка туристических услуг

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы международного туризма 5
1.1 Понятие туризма и туристических услуг 5
1.2 Эволюция международного туризма и факторы его развития 11
1.3 Организации, регулирующие международную туристическую деятельность. 15
2 Современный этап развития международного туризма 20
2.1 Правовое регулирование туристической деятельности в мире 20
2.2 Правовое регулирование туризма в России 24
2.3 Современное состояние международного туризма 27
2.4 Россия в системе международного туризма 32
3 Перспективы развития международного туризма 36
3.1 Проблемы развития международного туризма 36
3.2 Прогнозы развития международного туризма 39
Заключение 44
Приложение 1 48

Вложенные файлы: 1 файл

Междунар туоризм курсовая.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Правовое регулирование туризма  в России

 

     Туристическая деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового регулирования, то есть создания благоприятных условий для ее развития.

     В России основой правового регулирования  в сфере туризма являются законодательные  акты и постановления правительства. Конституция РФ[1] не упоминает право гражданина на туризм. Вместе с тем статья 27 Конституции закрепляет право каждого на свободу передвижения, включая возможность покидать, территорию РФ, а также право граждан РФ беспрепятственно возвращаться на ее территорию. Статья 37 Конституции РФ предоставляет гражданам право на отдых и отпуск. Эти и другие положения Конституции РФ, можно сказать, в совокупности образуют так называемое «право на туризм».

     Гражданский кодекс дал толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего в сфере предпринимательства, в том числе и в предпринимательской деятельности туристских организаций.

     4 октября 1996 года Государственная  Дума приняла Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[4]. И впервые туристскую деятельность регулирует правовой акт, обладающий высшей юридической силой - закон.

     Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[4] дал определение ряда понятий, используемых в сфере туризма: туризм, туристская деятельность, туризм внутренний, туризм выездной и въездной, туризм социальный, туризм самостоятельный, турист, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, туристский продукт, продвижение туристского продукта, туроператорская деятельность, турагентская деятельность.

     В методическом плане статья об основных понятиях является вводным разделом закона. Эти понятия в общем  отвечают рекомендациям Всемирной туристской организации и соответствуют понятиям, употребляемым в международной туристской практике. Приведенные основные понятия являются нормативными, закрепленными в законе и имеют лишь указанное значение.

     В главе закона, именуемой «Государственное регулирование туристской деятельности», заявлены наиболее важные законодательные установления:

     о месте туризма в экономике России;

     о принципах государственного регулирования  туристской деятельности;

        о целях, приоритетных направлениях и способах государственного регулирования сферы туризма

     В данном документе указывается, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. Впервые в норме закона заявлено, что туризм -отрасль экономики России и что это отрасль приоритетная.

     Формулируя  принципы государственного регулирования  туристской деятельности, закон возлагает на государство обязанности содействовать туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития, определять и поддерживать направления самой туристской деятельности (то есть делать выбор, по каким направлениям развивать отечественный туризм), формировать представления о России, как стране, благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

     Среди основных целей государственного регулирования  туристской деятельности в указаны: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествия; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличения доходов государства и граждан России, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

     При этом в ст. 4  Закона записано, что  приоритетными направлениями государственного регулирования являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, поскольку именно развитие этих видов туризма позволит эффективное преодоление множества проблем России в уже ближайшем будущем (например, приток иностранной валюты в отечественную экономику, предоставление новых рабочих мест, сооружение новых объектов для иностранного инвестирования).

     В Законе определены также способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним можно отнести:

  1. создание нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской деятельности;       
  2. содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности, лицензирование, стандартизация в туристической индустрии, сертификация турпродукта, установление правил въезда на территорию Российской Федерации и пребывания на ее территории с учетом интересов развития туризма.

     Важнейшими  способами государственного регулирования  сферы туризма являются: стандартизация, сертификация туристической деятельности, которые осуществляются в целях защиты прав и интересов туристов.

     При оформлении договорных отношений между  туристом и турагентством обычно руководствуются следующими нормами  права[26]:

    1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ»[4]
    2. Гражданский кодекс РФ 1-я и 2-я части[2]
    3. Закон РФ «О защите прав потребителей»[5]
    4. Воздушный кодекс РФ.[3]

     Таким образом можно сделать вывод, что туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных  отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др., при этом особая роль отводится гражданскому праву. 

    1. Современное состояние международного туризма
 

     Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь  разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определённом уровне его дохода и при определённом уровне богатства общества. 

     Согласно  данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков – Барбадос, Сейшельские острова и другие. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объёма экспорта (это, в основном, развивающиеся государства со слаборазвитой экономикой). Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода[27]

     После некоторого спада наблюдавшегося в 2001 – 2003 гг., 2004 и 2005 гг. ознаменовались существенным подъемом трансграничных перемещений. Число международных  туристских прибытий в 2004 г составило 763 млн. человек, в 2005 г., оно возросло до 808 млн. человек, а на конец 2007 гг. цифра составила почти 898 млн. человек. Однако в 2009 году ситуация ухудшилась.

     Глобальный  экономический кризис и эпидемия граппа A(H1N1) сделали 2009 год одним  из самых тяжелых периодов для туристического сектора. Число международных туристских прибытий а 2009 году сократилось на 4,2%, составив 880 млн. Всемирная туристская организация ожидала падения на 5%, так что нынешний результат – чуть лучше ожидаемого. Самыми сложными были первые три месяца 2009 года, когда поток туристов по всему миру сократился на 10%. Но смена тенденции на повышение была намечена уже в последнем квартале 2009 года, когда был зарегистрирован рост потока туристов на 2%. Как свидетельствуют статистические данные Всемирной туристской организации (UNWTO), рост числа туристических поездок по всем странам в январе-феврале 2010 составил 7%, следуя тренду, наметившемуся в последнем квартале 2009 года – тогда впервые за 14 месяцев был зафиксирован двухпроцентный рост. При этом туристический рынок Азии и Африки выходит из кризиса быстрее, чем европейский. В сообщении Всемирной туристической организации (UNWTO) отмечается, что тенденция роста туриндустрии была зафиксирована во всех регионах мира, хотя наиболее динамичными рынками за указанный период стали Азия и Тихоокеанский регион, показавшие рост в 14%, а также Ближний Восток с 20%.

     Единственным  регионом, в котором в 2009 г. был  зафиксирован рост, оказалась Африка (+3%), все остальные регионы по итогам года показали отрицательные результаты. Более всего число международных туристских прибытий сократилось в Еаропе (-6%), Америке (-5%), на Среднем Востоке     (-5%). В конце года ситуация сильно изменилась в Азии: в течение первого полугодия в регионе наблюдался спад 7%, но для периода с июля по декабрь был характерен рост 4%. (Приложение 1)

     Что касается целей туризма, в 2009 г. путешествия  с целью проведения отпуска, досуга составили более половины всех международных  туристических прибытий (51% или 446 миллионов прибытий). Приблизительно 15 % международных туристов путешествовали в деловых и профессиональных целях, 27 % путешествовали с целью посещения друзей и родственников, лечения, паломничества. Для 8% прибытий цель поездки не была определена.

     Немногим  более половины туристов путешествовало воздушным транспортом (53 %), остальные 47% воспользовались наземным транспортом: автомобильным – 39%, железнодорожным – 3%, водным – 5%.

     В 2009 году доходы международного туризма достигли US$ 852 млрд. (611 млрд. Евро), упав с US$ 942 млрд. (641 млрд. Евро) прошлого года.  В реальном выражении  (при изменении курса обмена и инфляции) доходы международного туризма упали на 6% против уменьшения турпотока в 4% , что указывает на тесную взаимосвязь этих двух показателей. Опыт подсказывает, что во времена кризиса уровень доходов страдает больше, чем показатели турпотока, как это и было в 2009 году. За период с 2003 до 2009 гг. в 2009 г. этот показатель уменьшился впервые. В 2003 наблюдалось снижение спроса на туристические услуги, из-за влияния на международный туризм войны в Ираке и вспышки атипичной пневмонии. Тогда поступления от туризма снизились на 1,3% в абсолютном исчислении.

     В разной степени, но во всех регионах наблюдалось  снижение доходов от туристической  деятельности. Более всего доходы снизились   в   Америке (-10%) и Европе (-7). Африка (-4%), Средний восток (-1%), Азия (-!%) показали сравнительно неплохие результаты.  Если рассматривать регионы, только Океания (+5%) и Северо-восточная Азия (+1%) показали положительные результаты. Несмотря на ухудшение ситуации в Южной Азии (0%), Южной Америке (-1%) и Северной Европе (-3%), они показали лучшие результаты, чем мир в целом. Динамика изменений поступлений от международного туризма представлена в таблице 1.

     Таблица 1

     Динамика доходов от международного туризма

            Доходы  от международного туризма, млрд.      Изменение, %
1990 1995 2000 2005 2007 2008 2009 08/07 09/08
US$ 264       405 478 679 858 941  852 9.7 -9.4
Euro 207       310 517 545 626 640  611 2.2 -4.5
 

     Международный туризм верно набирает обороты после невероятно трудного для него 2009 года. По последним данным «UNWTO World Tourism Barometer» за первые два месяца этого года международный турпоток в мире вырос на 7%. Сильный рост въездного турпотока наблюдался в Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Данный факт подтверждает тенденцию к улучшению, наметившуюся в последнем квартале 2009 года, когда количество иностранных прибытий в мире выросло на 2% после 14 неудачных месяцев[22]

     В течение первых двух месяцев 2010 года положительная динамика наблюдалась по всему миру, лидерами выступили Азиатско-Тихоокеанский регион (+10%) и Африка (+7%).  Информация, представленная  только тремя странами Ближнего Востока, также указывает на сильное восстановление в регионе, однако лишь  при сравнении с очень слабым началом первых месяцев 2009 года. Медленный рост отмечен в Европе (+3%) и Америке (+3%), которые сильнее всех пострадали от мирового экономического кризиса и где выход из него проходит относительно слабо.

     Большое число стран сообщило о положительных результатах первых месяцев 2010 года. Из 77 стран, представивших данные за этот период, показали положительные цифры 60, из них в свою очередь 24 страны продемонстрировали двузначный рост. Среди таких стран фигурируют: Эстония, Израиль, Гонконг (Китай), Макао (Китай), Япония, Тайвань (провинция Китая), Индонезия, Сингапур, Вьетнам, Гуам, Индия, Напал, Шри-Ланка, Виргинские о-ва США, Никарагуа, Эквадор, Кения, Сейшельские о-ва, Марокко, Египет и Саудовская Аравия.

Информация о работе Международный туризм