Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:37, курс лекций
Тема 1. Место учебной дисциплины «Правовое регулирование туристической деятельности» в системе юридических и специальных дисциплин
Тема 2. Конституция РФ и сфера туризма.
Тема 3. Гражданское законодательство и сфера туризма.
Тема 4. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» - базовый правовой акт в сфере туризма
Тема 5. Основы государственного регулирования туристской деятельности, лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристских услуг
БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА
статья 14. Обеспечение безопасности туристов
Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временнош пребывания.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, незамедлительно и безвозмездно предоставляют федерально» органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов.
Туроператоры и турагенты обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведении' об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные m обеспечение безопасности туристов.
Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами ав время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.
Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пре6и-| вания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний. обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями,
статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов
Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории сийской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемы-Правительством Российской Федерации.
статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по за-ге интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры их эвакуации из страны временного пребывания.
статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности
В случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены бования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно нахо-имся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии, трахование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является Яновной формой предоставления таких гарантий. Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи турис-■И и возмещени&их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением Путешествия.
Тема 9.Туристские ресурсы
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации
Классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охр
ны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Российской Федерации и мея
по их восстановлению, Порядок использования туристских ресурсов Российской Федер
ции с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определ
тся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Туристские ресурсы
Производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впечатления.
Туристский интерес — перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе туристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.
Объекты туристского интереса — места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского интереса являются:
♦ привлекательность (аттракция) для туристов;
♦ познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства);
♦ рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов);
♦ известность (популярность среди туристов);
♦ необычность (экзотичность);
♦ выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);
♦ сохранность (состояние объекта, его подготовленность к приему туристов);
♦ месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта, природная обстановка, определяющая объект).
Чтобы объекты туристского интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально-технической базы туристкой индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходимой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, развлечения.
Туристские впечатления — комплекс эмоций, душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Туристские впечатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.
Туристские ресурсы — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.
В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные, духовно-нравственные и психологические стороны жизнедеятельности человека.
Правовой режим отдельных видов туристских ресурсов регулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников, санитарно-эпидемиологическим и др.).
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения, перечень которых устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.
Основой формирования туристского продукта являются, безусловно, природные ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками.
Природные ресурсы — компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды,
лечебные грязи и т.д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе их использования в целях туризма. Одни из них не возобновляются, другие — восстанавливаются (самостоятельно или при участии человека).
Существуют несколько подходов к оценке природных туристских ресурсов:
♦ технологический — по функциональной пригодности ресурсов для организации того или иного вида туризма;
♦ физический — по степени комфортности ресурсов;
♦ психологический — в зависимости от эстетических качеств ресурсов.
В процессе оценки природных ресурсов учитываются их устойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природных компонентов.
Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культуры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных промыслов и, т.д.). Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни.
Наиболее распространенными
формами включения культурно-исторических
ресурсов в систему туристского обслуживания
являются организация музеев и формирование туристско-экскур-сионных
маршрутов.
На базе туристских ресурсов образуются и развиваются туристские центры — местности, привлекающие туристов в силу наличия природных и культурно-исторических ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туристов информации о них.
Выделяют следующие типы туристских центров: культурно-исторический, паломнический, курортный, приморский, альпийский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, водный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, этнографический, развлекательный и др. Приведенная типология
свидетельствует о том, что туристские центры могут быть комбинированными.
Туризм имеет ярко выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Он часто выступает пионером в освоении новых территорий и естественных природных комплексов. Иногда из-за чрезмерной и нерациональной эксплуатации природного и культурно-исторического потенциала, несоблюдения норм антропогенной нагрузки происходит его разрушение. Именно поэтому в Гаагской декларации по туризму (приложение 2) отмечается, что неиспорченная естественная, культурная и человеческая среда является основным условием развития туризма. В данном документе (принцип III) содержатся следующие рекомендации: «информировать и просвещать туристов, путешествующих как внутри страны, так и за рубежом, в плане сохранения и уважения естественной, культурной и человеческой окружающей среды в местах, которые они посещают; определять уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечивать его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к подобным местам в определенные периоды или сезоны».
Осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом привело к формированию концепции устойчивого туризма. Устойчивость в туризме означает:
♦ рациональное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма;
♦ переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии;
♦ сокращение производственных отходов; применение транспортных средств, минимально загрязняющих среду;
♦ вовлечение местного населения в процесс принятия решений относительно развития туризма;
♦ партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов;
♦ содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.
Всемирным советом по путешествиям и туризму (ВСПТ) с 1984 г. осуществляется развернутая программа действий «Зеленая планета». Главная цель этой программы состоит в разработке
недорогих и практически выполнимых мероприятий по обеспечению защиты окружающей среды и соответствующем информировании об этом.
Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности проявляется в первую очередь в развитии экологического туризма. В его основу положены три главных подхода: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюдение природоохранных требований возводится в ранг обязательных; туристская поездка осуществляется с исследовательскими или учебно-вспомогательными целями. Экологический туризм представляет собой одну из наиболее перспективных и динамичных форм туристской деятельности. На конференции ВТО, проведенной в 1991 г. на Канарских островах, отмечалось, что этот вид туризма должен стать главным фактором его развития. Однако несомненно, что данное требование может быть достигнуто лишь при соответствующей законодательной и регламентирующей поддержке государственных органов.
С целью сохранения туристских ресурсов практически во всех странах выделяются охраняемые территории, где хозяйственная деятельность ограничена или прекращена вообще, за исключением той, которая необходима для развития растительного и животного мира и сохранения культурно-исторических объектов. Туризм на этих территориях осуществляется планово, в строго контролируемых объемах и видах, с учетом пропускной способности территории или объекта.
Наиболее распространенными формами организации охраняемых территорий являются курорты и национальные парки.
Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Основными, тесно взаимодействующими друг с другом функциями курортов являются: оздоровительная, реабилитационная, профилактическая, анимационно-досуговая.
Различают следующие типы курортов: приморско-климати-ческие, горно-климатические, бальнеологические и др.
Национальный парк — особо охраняемая территория, создаваемая для защиты ценных природных территорий национального или международного значения в целях науки, просвещения, отдыха.
Развитие туризма в национальных парках регулируется. Регулирование осуществляется планировочными методами (функциональное зонирование территории) и путем проведения организационных мероприятий (прокладка и маркировка туристских троп, рациональное размещение элементов материальной базы и инфраструктуры туризма).