Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель и задачи. Цель моей работы – разработать программу открытия туристического предприятия. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить перспективы мирового туризма;
- дать краткую историю развития отдельных видов туризма в Казахстане;
- описать современное состояние турбизнеса в Республике;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу, порядок лицензирования, сертификации и страхования;
- определить оптимальную структуру управления туристским предприятием;
- сформулировать квалификационные требования к руководству предприятия;
- наметить должностные инструкции основных категорий работников туристской фирмы.
Как видно туристская услуга
уникальна (повторить ее во всех аспектах
не представляется возможным). Это маршрут
поездки, условия обслуживания, стоимость
и т. д. Даже два тура по одному и
тому же маршруту у одной и той
же фирмы часто проходят по-разному
(это и состояние
Таким образом, туризм является специфической формой деятельности людей и процесс управления здесь должен опираться на ряд особенностей данной отрасли.
3.2 Структура управления туристским предприятием
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. Под структурой управления в самом общем виде понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. По существу, речь идёт о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся таким образом, чтобы достичь стратегических целей туристской фирмы.
В структуре управления организацией выделяются звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.
К звеньям относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают
совокупность звеньев управления, занимающих
определённую ступень в системах
управления организацией. Ступени управления
находятся в вертикальной зависимости
и подчиняются друг другу по иерархии:
менеджеры более высокой
Несмотря на то, что все
руководители организации выполняют
управленческие действия, нельзя сказать,
что они занимаются одним и
тем же видом трудовой деятельности.
Отдельными руководителям приходится
затрачивать время на координирование
работы других руководителей, которые,
в свою очередь, координируют работу
менеджеров более низкого уровня,
и так до уровня руководителя, который
координирует работу неуправленческого
персонала – людей, производящих
продукцию или оказывающих
РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА. Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленней других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена - всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей - с министрами, а в университете - с канцлерами (ректорами) колледжей. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по свей численности, и по своей значимости. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране или директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организация.
РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА.
Младшие начальники, которых также
называют руководителями первого (низового)
звена или операционными
Элементами организационной структуры предприятия являются работники, службы и другие звенья управленческого аппарата, отношение между которыми поддерживается благодаря связям, имеющим горизонтальную либо вертикальную направленность.
Горизонтальное разделение труда — это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего трудового процесса на различные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.
Функциональное разделение
труда находит отражение прежде
всего в специализации
Разделение труда по отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур — например, специализация менеджера по рекламе и т.д.
Квалификационное разделение
труда основывается на том, что при
определении видов трудовой деятельности
исходят из сложности работ и
необходимой для их выполнения квалификации.
В таком случае не должен нарушаться
принцип, согласно которому ни один работник
высокой квалификации не должен делать
работу, которую может выполнить
работник меньшей квалификации. Нарушение
этого принципа повышает стоимость
работ и ведет к
Вертикальное разделение
труда. Поскольку работа в организации
разделяется на составляющие части,
кто-то должен координировать работу группы
для того, чтобы она была успешной.
Вертикальные связи — это связи
подчинения, и необходимость в
них возникает при
Наиболее сложным в
наших условиях представляется вид
трудовой деятельности, связанный с
проведением в жизнь
Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:
общее руководство — выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности организации;
технологическое руководство — разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;
экономическое руководство — стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;
оперативное управление —
составление и доведение до микроколлективов
и отдельных исполнителей оперативных
планов, расстановка исполнителей по
рабочим местам, их инструктирование,
организация систематического контроля
за ходом производственного
управление персоналом — подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.
Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда: первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда; вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Горизонтальные и вертикальные связи в структуре управления организацией могут носить линейный и функциональный характер, что характеризует тип организационной структуры.
В управленческой практике туристской отрасли наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры.
Сущность линейной структуры
управления состоит в том, что
управляющие воздействия на объект
могут передаваться только одним
доминантным лицом —
Данный тип организационной
структуры управления применяется
в условиях функционирования мелких
предприятий с несложным
Преимущества линейной структуры
объясняются простотой
В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.
Возрастание масштабов производства и его сложности сопровождается углублением разделения труда, дифференциацией функций деятельности производственной системы. При этом рост объема работ по управлению сопровождается углублением функционального разделения управленческого труда, обособлением функций и специализацией подразделений управления. При этом создается функциональный тип структуры управления.
Функциональная структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным фикциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.
В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.
Традиционные функциональные блоки предприятия — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.
Если размер всей организаций или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставил бы свои собственные цели выше общих целей всего предприятия.
Информация о работе Организация деятельности туристской фирмы