Основные принципы и методы организации гостиничного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:15, реферат

Краткое описание

Невозможно установить точную дату возникновения первых гостиниц. История данной индустрии уходит своими корнями в глубину веков. Как только люди начали путешествовать, потребовалось место, где можно было бы остановиться. Уже в Древней Греции существовали помещения при тавернах, где размещались путешественники. Но начало гостиничной индустрии было положено в Риме. Именно здесь купцы и чиновники для разрешения торговых вопросов часто вынуждены были выезжать и путешествовать по стране. Результатом таких передвижений стала развитая сеть постоялых дворов и гостиниц, построенных в основном вдоль дорог для удобства путешественников. Проводимые в Риме театральные представления также требовали помещения для размещения зрителей. Их строили недалеко от театров, так как иногда во время спектаклей шли дожди, и зрители вынуждены были прятаться в этих помещениях.

Вложенные файлы: 1 файл

глава1.docx

— 119.36 Кб (Скачать файл)

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА  КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИФРАСТРУКТУРЫ  ТУРИЗМА

 

    1. Основные принципы и методы организации гостиничного хозяйства

 

Невозможно установить точную дату возникновения первых гостиниц. История данной индустрии уходит своими корнями в глубину веков. Как только люди начали путешествовать, потребовалось место, где можно было бы остановиться. Уже в Древней Греции существовали помещения при тавернах, где размещались путешественники. Но начало гостиничной индустрии было положено в Риме. Именно здесь купцы и чиновники для разрешения торговых вопросов часто вынуждены были выезжать и путешествовать по стране. Результатом таких передвижений стала развитая сеть постоялых дворов и гостиниц, построенных в основном вдоль дорог для удобства путешественников. Проводимые в Риме театральные представления также требовали помещения для размещения зрителей. Их строили недалеко от театров, так как иногда во время спектаклей шли дожди, и зрители вынуждены были прятаться в этих помещениях.

О размещении высших чинов заботились заранее, а купцы и другие неофициальные путешественники вынуждены были заботиться о себе сами. Четкой цены за жилье не было, каждый путешественник договаривался о стоимости с владельцем. Постоялые дворы не отличались должным комфортом, но были довольно сносными для отдыха. Строились они, в основном, из дерева.

Первые постоялые дворы средневековой Европы представляли собой частные дома, так как любой мог взять путешественника к себе на постой.

В результате содержание постоялых дворов переросло в частные для того времени коммерческие предприятия. Каменными строились лишь монастыри и замки. Такие помещения давали большую защищенность от грабителей, поэтому богатые люди предпочитали останавливаться в монастырях. Монастыри принимали путешественников и пожертвования. Дома, как разновидность гостиницы, содержались религиозными орденами. Можно сказать, что церковь создала первую гостиничную цепь (систему).     

Крестовые походы, которые начались в 1095 году и длились последующие 200 лет, также косвенно развили гостиничное дело: они привели к массовому движению людей и, следовательно, к бурному появлению различных предприятий размещения. Северная Италия стала первой, кто ощутила эффект Возрождения, последовавший после Крестовых походов. Контролируя торговлю между Европой и Востоком, северные итальянские города активно развивались.

Содержание гостиниц стало солидным процветающим бизнесом, «союз хозяев гостиниц» также процветал, создавая правила для себя и своих гостей.

Когда в 1539 году Генрих VIII попытался запретить монастыри, он, не намереваясь этого делать, остановил рост гостиничного бизнеса. А именно там паломникам предоставлялось жилье и пища в соответствии с их положением. Когда церковные земли были отданы или проданы, функция церквей как хозяев гостиниц исчезла.

Один из существенных факторов, который способствовал развития гостиниц, заключался в том, что задолго до установления национальной почтовой системы хозяева были вынуждены держать конюшни и лошадей, чтобы удовлетворить потребности королевской почты. Английский закон провозгласил гостиницу общественным домом и сделал владельцев гостиниц ответственными за состояние путешественников.

В воображении большинства людей старые гостиницы выглядят как каретные гостиницы, которые процветали в XVIII веке и начале XIX века. Каретная эра в Великобритании началась 1784 году, когда Парламент уполномочил доставлять правительственную почту в экипажах. Почтовые экипажи могли взять максимум 7 пассажиров. Состоятельные путешественники могли ехать без посторонних в почтовом фаэтоне. Национальная почтовая система была оснащена уже в ту пору множеством гостиниц. Городские гостиницы очень сильно зависели от привычек путешественников, их покупателей и большая часть их дохода шла при условии, что будут лошади для экипажей. В 1838 году Английский Парламент разрешил перевозить почту по железной дороге, и каретная эра закончилась.

Следует обратить внимание, что места проживания весьма тесно связаны с путешествиями. Так, в конце 1820 г. штат Пенсильвания (США) начал разрабатывать нечто, что по возможной случайности превратилось в каналы протяженностью 1200 км. На их берегах тут же стали строиться таверны. Штат Нью-Йорк также разработал обширную систему каналов с тавернами, а позже и отелями вдоль них.

Многие американские деревни и города сегодня содержат таверны, которые сохранились с колониальных времен. Большинство этих старых таверн были построены как большие дома для использования хозяевами, а также их семьями и гостями.

Отели впервые появились во Франции. Это были замки в живописных местах города. Они были выстроены из камня и отличались комфортом. Здесь и останавливались благородные путешественники.

В 1829 г. в Бостоне открылся «Тремон-Хаус». Это была первая гостиница, полностью оформленная как отель, включая посыльного, ключи от комнат для гостей и в каждом номере ванна и туалет. Так был установлен стандартный дизайн для американских отелей на многие годы.

Городские отели обычно располагались рядом с железнодорожными станциями, а железные дороги представляли собой часть курортного бизнеса и курортной собственности.

В конце XIX века стали формироваться гостиничные цепи. В Европе содержание роскошных отелей ассоциируется с Цезарем Ритсом, который в 1870-1907 гг. сформировал цепь отелей Ритса, многие из которых были лицензированы для последующей работы под именем Ритс.

Статлер-отель стал первым американским отелем Эльворта Статлера. «Буффало Статлер» обеспечивал клиентов «комнатой и ванной за 1,5 доллара».

В 30-х годах значительными именами в гостиничном деле стали Конрад Хилтон (Хилтон Отель) и Эрнест Эндерсон (Шератон Отель).

Что касается Казахстана, то здесь различные средства размещения путешественников имелись уже в средневековье в крупных городах, расположенных на торговых путях. Тогда они назывались караван-сараями. Их содержали в большинстве своем состоятельные люди. В караван-сараях были отдельные помещения для приготовления пищи, проживания путников, хранилища для вещей, хлев. Владельцы караван-сараев брали с останавливающихся путников определенную плату.

В кочевых же областях (а почти весь Казахстан был большой кочевой территорией) гостиничное хозяйство, как таковое, не появилось и это связано с менталитетом населения: по традиции, святым долгом кочевника считалось дать бесплатный приют любому путнику по всем правилам гостеприимства. Считалось, что чем щедрее кочевник принимает у себя гостей, тем радушнее встретят его самого, когда он будет в пути.

Рост гостиничного хозяйства  наметился только с развитием градостроительства в Казахстане после присоединения его к России. По российской модели в городах строились постоялые и гостиничные дворы. Набор услуг был минимален, а их качество оставляло желать лучшего. В то время, как с 1829 года в Бостоне уже функционировал первый в мире отель, в конце XIX века стали формироваться гостиничные цепи, Казахстан оставался относительно замкнутым пространством с отсталой экономикой и культурой.

После октябрьской революции в связи с развитием производственной и непроизводственной сфер началось строительство гостиниц, уже более приближенных к их современному облику. В 1935 г. в Караганде была построена гостиница «Чайка». К слову, первой гостиницей на территории г.Алматы стала, построенная в 1937 г., гостиница «Иссык». В конце 50-х начале 60-х годов началось строительство гостиничных зданий. В 70-х – 80-х годах сданы в эксплуатацию гостиницы улучшенного образца, высшего класса и комфортности – «Алма-Ата», «Казахстан», «Отрар», «Достык» и др. Однако все эти гостиницы работали в условиях планового хозяйствования.

В результате их число было искусственно ограничено, отсутствовала конкурентная борьба между ними. Одни гостиницы пользовались значительными преимуществами в области финансирования, а другие работали в трудных финансовых условиях. Спрос и предложение гостиничных услуг не исследовался, не говоря уже об их учете и регулировании. Гостиничное хозяйство функционировало в условиях закрытой экономики без выхода на международную арену и вне достижений других стран в этой области. Кроме того, оно не имело и практически не имеет сейчас научного обеспечения развития.

Как мы выяснили гостиничный бизнес имеет многовековую историю. Многое изменилось со времен первых отелей, но они внесли свой весомый вклад в развитие всех последующих гостиниц. История гостиничного хозяйства, так или иначе, естественно отражена в его современном положении в мире.

В наше время, индустрия гостеприимства – это одна из самых быстро развивающихся сфер сектора экономики. В любом гостином предприятии, главенствующее места занимает встреча гостя. Даная сфера деятельности имеет очень высокий доход, а так же находится в  не прерывном развитии. Это сфера деятельности в настоящее время направлена на получение прибыли от сотрудничества со своими клиентами и посетителями. Для стабильности индустрии гостеприимства необходимо изучать экономическую и политическую ситуацию, изучать конъюнктуру рынка, так как сфера гостеприимства является открытой системой.

Каждая гостиничное предприятие образовывается самостоятельно и развивается не зависимо от других. Но сейчас в мире начитывается ряд основных методов организации гостиничного  бизнеса, и каждый предприниматель пытается придерживаться одного из методов при создании гостиничного предприятия. 

Первый из таких методов – это метод Ритца. Данный метод назван в честь швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Его именем были названы многие престижные отели мира. Отели, придерживающиеся данной модели, отличаются европейскими традициями, изысканностью и аристократизмом. Особенностями данного метода является: - неповторимость интерьера и стиля обслуживания; - ограниченный штат сотрудников с невозможностью профессионального роста; - неповторимость и непохожесть на другие гостиницы; - расположение в средних городах и исторически-культурных центрах. В настоящее время эта модель переживает кризис: за последние 30 лет с мирового рынка сошло более 2 млн гостиниц которые организованы по данному методу.

Второй метод ассоциируется с именем американского предпринимателя Кемонса Уилсона, где особое внимание выделяется на большую гибкость в удовлетворении потребностей клиента в сочетании с поддерживанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Значительное внимание уделяется интерьеру гостиницы, начиная с холла. Основные требования: - единство стиля, архитектуры, интерьера; - единство обозначений и качества информации; - просторный и функциональных холл; - автоматизация сервиса на всех предприятиях цепи; - номера представляемые для постоянных клиентов; - завтрак – шведский стол; - наличие конференц-холла; - гибкая система тарифов; - единое управление, маркетинг, служба коммуникаций; -вознаграждение карьерного роста для сотрудников; - собственные строительные , ремонтные предприятия и учебные курсы; - работа с постоянным сектором клиентуры; - расположение в различных странах, в зависимости от концепции. Под контролем гостиничных цепей по второй методологии, находится более 50% гостиничных номеров в мире.

К третьей модели можно отнести  «независимые» гостиницы. В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, не выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг, независимо от страны расположения.

Сейчас сложилась тенденция объединения между собой гостиниц в добровольные гостиничные цепи под единой торговой маркой. Но, для того, чтобы быть принятым в такой союз, гостиница должна отвечать определенным требованиям и иметь наборы и стандарты услуг.

Объединенные гостиницы должны платить взносы в единый фонд. Данный фонд занимается рекламой и маркетингом, но остается финансовая и управленческая самостоятельность:1) гостиничные консорциумы (объединение нескольких отелей и небольших гостиничных групп разного класса); 2) семейства или ассоциации (объединяют отели, отвечающие определенным требованиям); 3) гостиницы, объединенные по принципу франчайзинга.

Также существуют определённые модели организации гостиниц, различающиеся по характеру взаимоотношений между владельцем гостиницы и управленческим звеном гостиницы:

-гостиницы, находящиеся  в распоряжении собственника (независимые  гостиницы): гости находящиеся под управлением самого владельца;

- гостиницы, объединенные  в гостиничные цепи: а) гостиницы, которые объединены общей собственностью  владельцев и, как следствие, являются  полноправными членами цепей. Управление  в таком случае осуществляется  администрацией цепи – представителями  собственников. Собственники имеют  полное право на получение  прибыли; б) гостиницы, которые присоединились к гостиничной цепи. Их участие в бизнесе регулируется договором;

- объединение гостиниц, управляемое  профессиональными гостиничными  компаниями: а) владелец наделяет  оператора полным правом управления  собственностью и не вмешивается  в процесс управления. В данном  случае оператор несет ответственность  за финансовые и операционные  риски в своей деятельности, а  собственник лишь получает итоговый  чистый доход от гостиничной  деятельности; б) владелец может  вмешиваться в процесс управления, контролируя деятельность, и, как  следствие, несет ответственность  по финансовым рискам и осуществляет  все операционные расходы по  управлению. В контракте должно  быть оговорено, какую долю ответственности  несет оператор за исход своей  деятельности; в) владелец тщательно  следит за деятельностью управляющей  компании и из-за этого вынужден  полностью освободить ее от  ответственности за результат  работы (кроме умышленных случаев  и случаев грубой неосторожности;

Информация о работе Основные принципы и методы организации гостиничного хозяйства