Стандартизация, сертификация, лицензирование в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенци¬ал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показате¬лем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Содержание

Введение 2
1.Стандартизация в туризме 4
1.1 Стандартизация: сущность понятия . 4
1.2 Характеристика национальных стандартов в туризме. 6
2.Сертификация и классификация в туризме. 12
2.1.Отличие обязательной и добровольной сертификации. 12
2.2 Порядок сертификации услуг. 16
2.3. Порядок классификации объектов туриндустрии. Классификация гостиниц, средств размещения и горнолыжных трасс. 19
3.Лицензирование в туризме. 27
3.1. Общий порядок лицензирования. 27
3.2. Упрощенный порядок лицензирования. 43
Список литературы 45
Приложение 47

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya-turizm.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа.

Стандартизация, сертификация, лицензирование в туризме .

 

Содержание

Введение

В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия как  туристская страна, несмотря на свой высокий  потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно оценкам  Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

  • экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;
  • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;
  • специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;
  • круизы, в которых в 2009 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма в Россию, являются:

  • образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;
  • отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
  • неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;
  • неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);
  • отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных  проблем можно решить только путем  качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

1.Стандартизация в туризме

  • 1.1 Стандартизация: сущность понятия .

  • Стандартизация  — это один из видов деятельности по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

    экономии всех видов[ресурсов;

    безопасности  продукции, работ и услуг для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества;

    безопасности  хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных  и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

    технической и  информационной совместимости, а также  взаимозаменяемости продукции;

    качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники  и технологии;

    единства измерений;

    обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

    Под стандартизацией  понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и  многократного применения в отношении  реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

    Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость.

    Принцип системности  определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающее обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.

    Принцип повторяемости  означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим  свойством – повторяемостью во времени или в пространстве. Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.

    Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

    Стандартом  называется документ, в котором в  целях добровольного многократного  использования устанавливаются  характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации,поверки, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

    К документам в  области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

    национальные  стандарты;

    правила стандартизации, нормы и рекомендации в области  стандартизации;

    применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

    стандарты организаций;

    своды правил.

     Закон «О техническом регулировании» изменил не только юридический статус стандартов, но и документальную базу стандартизации. Ранее согласно Закону РФ "О стандартизации" к нормативным документам по стандартизации относились:

    государственные стандарты Российской Федерации;

    международные (региональные) стандарты;

    правила, нормы  и рекомендации по стандартизации;

    общероссийские  классификаторы технико-экономической  информации;

    стандарты отраслей;

    стандарты предприятий;

    стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

    Как видим, из существующего  ныне перечня исключены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, место государственных стандартов заняли национальные, а стандартов предприятий - стандарты организаций. Что немаловажно, в данный перечень также добавлены своды правил.

    Каждый из перечисленных  в настоящей статье документов в  области стандартизации имеет свои принципиальные особенности, отражающие сущность, правовой статус, условия  и порядок разработки и применения. Прежде всего, следует отметить, что  ни правила по стандартизации, ни рекомендации, не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации. Правила (нормы) по стандартизации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации по своему характеру являются документами обязательными для применения, что напрямую вытекает из их определения.

  • 1.2 Характеристика национальных стандартов в туризме.

  • На территории Российской Федерации к документам в области стандартизации относятся  национальные стандарты; правила, нормы и рекомендации стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

    Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых и других, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения высокого качества продукции (работ, услуг, инноваций и др.).

    Таким образом, согласно закону стандарты переходят  в ранг добровольных документов, а полномочия государственных органов ограничиваются рекомендательным характером. Это имеет большое значение для всех участников туристской деятельности, так как все существующие стандарты подлежат переработке в соответствии с новой концепцией стандартизации.

    Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и  отмены стандартов организаций устанавливается  ими самостоятельно. Проект стандарта  организации может представляться разработчиком в технический  комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы проекта.

    Стандарты туристского  обслуживания и предоставления туристских услуг должны разрабатываться и  применяться на принципах добровольности. При этом любые лица могут выступать  разработчиками не только стандартов организаций, объединений, ассоциаций, но и национальных стандартов.

    Закон "О техническом  регулировании" устанавливает порядок  подтверждения соответствия, схема  организации, которой приведена  на рис. 1. Главной целью подтверждения  соответствия является документальное удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках.

     

    Рис. 1. Схема  организации подтверждения соответствия

     

    Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется сертификацией по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия распространяется и на сферу туристской деятельности.

    Обязательное подтверждение соответствия проводится только в установленных конкретным техническим регламентом случаях.

    Федеральный закон "О техническом регулировании" предоставляет максимальную свободу  действий компаниям в отношении  всех потребительских свойств продукции и услуг, обеспечивает полную информированность всех заинтересованных лиц по вопросам, связанным с техническим регулированием. При этом повышается уровень ответственности производителя, обеспечивается контроль соответствия продукции требованиям безопасности.

    В статье 14. ФЗ "Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) излагаются вопросы  обеспечения безопасности туризма. Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. Федеральный закон "О техническом регулировании" не регулирует отношения, связанные с применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха (п. 4 введен ФЗ от 01.05.2007 N 65-ФЗ).

     Согласно статье 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию: о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания; об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания; об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта); об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей; о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания; об иных особенностях путешествия.

    Информация о работе Стандартизация, сертификация, лицензирование в туризме