Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:09, реферат
Вопрос о творческом подходе к экскурсии — одной из наиболее активных и действенных форм эстетического воспитания масс, осуществляемого художественными музеями, привлек внимание исследователей уже в первые послереволюционные годы, в период становления советских музеев. В 1918—1925 гг. А. В. Бакушинский, видный деятель художественной культуры — ученый, искусствовед, педагог, — разрабатывает в своих трудах научную методологию построения и проведения экскурсий, творчески оживляющих музейный материал, какую бы специфическую цель они ни преследовали. Тогда же формулируется положение о творческом начале, заключенном в самом жанре экскурсии: „всякая экскурсия, — пишет Бакушинский, — в своем законченном выражении — такое же искусство, как и само искусство".1
Занятие 26. Заклпкание весны. (Задание: лепка и роспись глиняных свистулек и игрушек.)
Занятие 27. Обновление природы. Пасха. (Задание: а) роспись пасхальных яиц; б) изготовление подставки под яйцо.)
Занятие 28. Троичная обрядность как развитие символа «Древо жизни». (Задание: а) силуэтная аппликация; б) копии вышивок.)
Занятие 29. Соотнесение жизненных циклов с природными и отражение их в народном календаре. (Задание: изготовление кукольных персонажей традиционной свадьбы.)
Традиционная культура каждого народа выявляет его понимание мироустройства: отношение к Жизни и Смерти, к Правде и Кривде, к Добру и Злу, что позволяет каждому человеку соотнести себя с окружающим миром и найти своё место в нём.
В современных мегаполисах подходы к освоению традиционной культуры должны быть более универсальны. В связи с этим Л. Ф. Пекрылова делает следующий вывод: «Сегодня важно продолжать творческий поиск в этом направлении, чтобы уроки прошлого оказались полезными нынешним и будущим поколениям; чтобы это прошлое оказалось неиссякаемым источником и нсскудеющей сокровищницей для человека разумного и творческого, направляющего свою энергию на осмысление и преобразование мира, увеличивая и обогащая то, что Вернадский гениально назвал Ноосферой».
вкусице и китчу. В каждом материале нужно найти только ему свойственные особенности — пластичность, конструктивность, цвет, фактуру, выявить его способности к формообразованию и декорированию и полноценно использовать их в процессе работы. Образ произведения декоративно-прикладного искусства является результатом сложного взаимодействия трёх реалий: природы, внутреннего мира человека, культуры.
Всё, что сочиняется и исполняется в материале учеником «Детской творческой мастерской», имеет определённую цель: учебное задание, творческая выставочная работа, подарок, оформление интерьера, конкурсная работа и т. д. Ничто не делается просто так — таков принцип материального творчества в декоративно-прикладном искусстве.
Детское творчество есть, в первую очередь, возможность для ребёнка выразить себя и мир своих увлечений. Это радость познания и открытий, проб и ошибок. Конечно, детские работы невозможно причислить к произведениям профессионального искусства. Но упорное внутреннее совершенствование, повышение уровня своего образования и навыков практической работы непременно приведёт в будущем увлечённого ученика к профессиональным достижениям. Тропинка «природа — творчество — искусство» может стать жизненным путём для всех, кто этого захочет.
А для детей искусство начинается с музея. На протяжении всего обучения в «Детской творческой мастерской» они посещают музеи и, в зависимости от темы задания, знакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства. Начинается всё с посещения Зоологического и Этнографического музеев, где ребята осуществляют «первые шаги в искусстве», осваивают особую музейную культуру. Посещение выставок вкартинных галереях и выставочных залах города приучает их следить за течением художественной жизни в городе.
Сам город, его архитектура, парки, транспорт, люди являются особой школой, своеобразным «наглядным пособием» для осмысления жизни.
Хорошей практикой с целью закрепления изученного является для детей участие в выездных творческих мастерских и мастер-классах, где они охотно демонстрируют свои успехи и достижения. Обычно эти мероприятия проходят в рамках выставок, фестивалей, конкурсов. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях социально закаляет и адаптирует ребёнка в обществе, делает его более коммуникабельным, открытым, способствует формированию идеалов патриотизма, коллективизма; воспитывает чувство собственного достоинства.
Выставочная деятельность для воспитанников «Детской творческой мастерской» — один из видов учебной деятельности. Здесь у них формируются умения вникать в суть выставочной проблемы, правильно выбрать тему, формат и материал для работы, оформить и грамотно её экспонировать. Всё это — плюсы в творческую копилку ребёнка, а получаемые им знания и навыки никогда не могут быть лишними.
Итак, работа с природными материалами содействует развитию способности художественного восприятия природы и гармонизирует личность ребёнка, что очень важно в наше беспокойное время. Многообразие материалов, которые изучают дети, способствует становлению у них исследовательского интереса и аналитического мышления, необходимых для самостоятельной художественно-практической деятельности.