Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
скурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогул-
ка и др.
Учебные
экскурсии следует
ально для слушателей различных курсов, семинаров, учащей-
ся молодежи. Проведение данного типа экскурсий служит
средством закрепления знаний, содействует более глубокому
изучению дисциплин. Для того, чтобы экскурсия действитель-
но стала органической частью учебно-воспитательного процес-
са, в начале и конце каждого этого мероприятия вводятся не-
обходимые логические переходы, связывающие их между со-
бой. По окончании экскурсии подводятся итоги, формулиру-
ются новые задачи.
Рекламные экскурсии проводятся с целью включения в об-
служивание населения новых маршрутов, презентации турис-
тских предприятий.
Экскурсия
может рассматриваться как
боты для различных групп туристов. В этом качестве могут
выступать: экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскур-
сия-консультация, экскурсия-демонстрация.
К примеру, экскурсия-лекция представляет собой форму
получения знаний в аудитории в четком соответствии с учеб-
ной программой. Для проведения этого мероприятия в ка-
честве аудитории используются явления действительности и
естественные условия (природа, предприятия, музеи, выс-
тавки и т.д.). Причем для их проведения можно привлекать
специалистов.
Экскурсия-массовка носит характер массовости, ее учас-
тники передвигаются по маршруту одновременно на 2 автобу-
сах и более или на других транспортных средствах. Примера-
ми в наше время может быть организация маршрутов для посе-
щения массовых мероприятий: для городских жителей — вы-
езд на праздник-фестиваль народного творчества "Дожинки",
сельские жители могут выехать на праздник города; посеще-
ние фестивалей: "Славянский базар" (Витебск), "Золотой шля-
гер" (Могилев), театральный фестиваль (Брест) и др. Эти же
экскурсии
можно рассматривать как
экскурсии-концерты.
В качестве экскурсии-прогулки выступают маршруты с
элементами отдыха, участия в празднествах (например, в Зас-
лавль по случаю праздника Купалы).
По способу передвижения экскурсии подразделяются на
пешеходные, транспортные и комбинированные.
Пешеходные экскурсии становятся все более популярными
вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневрен-
ность группы на маршруте, дают возможность участникам это-
го мероприятия глубже изучить, исследовать объекты, пред-
ставить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии — логический, последова-
тельный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных город-
ских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных —
10—12
км. Пешеходную экскурсию не
прогулку с элементами пассивного отдыха. Незначительные
денежные затраты для организации и проведения пешеходных
экскурсий готовит им хорошее будущее.
Для проведения экскурсий с использованием транспорта
могут применяться автобусы, наземный и подземный тран-
спорт (трамвай, троллейбус, метро), электрички, вертолеты и
ДР-
Экскурсии с использованием транспортных средств носят
характер массовости и требуют тщательной проработки мар-
шрута, оценка полезности которого может быть получена с по-
мощью коэффициента познавательности.
Комбинированные экскурсии позволяют сочетать в себе два
их вида: в экскурсию с использованием транспортных средств
включаются пешеходные. Такое сочетание чаще всего прису-
ще обзорным и загородным, не исключая и все другие виды эк-
скурсий.
По цикличности проведения экскурсии подразделяются на
единичные (охватывают одну тему) и тематические (объеди-
ненные общим названием). Такая их классификация имеет
большое значение для организации экскурсионной деятель-
ности туристскими предприятиями, способствует специализа-
ции экскурсоводов, содействует качественной подготовке, раз-
работке мероприятий и их проведению.
Тематика экскурсий — это совокупность тем, позволяю-
щих
туристскому предприятию
риятий от эпизодических к цикловым Создание новых тем
обусловлено различными причинами: дифференцированным
подходом к обслуживанию разных групп, спросом на опреде-
ленные экскурсии, дальнейшим развитием деятельности в
этом направлении.
Подготовка новой экскурсионной темы — сложный и про-
должительный процесс. Работа считается завершенной, когда
по теме будут подготовлены все необходимые материалы. К
ним относятся.
1. Список литературы по теме (перечисляются все источни-
ки — книги, брошюры, статьи, использованные при подготов-
ке экскурсий);
2. Карточки (паспорта) экскурсионных объектов с их ха-
рактеристикой: вид памятника; его наименование; если извес-
тен автор — дата, событие, с которым он связан; местонахож-
дение; краткое описание; источники сведений, в каких экскурсиях используются; сохранность; охраняется ли памятник го-
сударством.
3. Контрольный текст — материал экскурсии, тщательно
подобранный и выверенный по источникам, раскрывающий
тему, все подтемы и основные вопросы; служит основой вступ-
ления, логических переходов, заключения.
4.
Индивидуальный текст
женный в соответствии со структурой экскурсии, ее маршру-
том, дающий характеристику объектов и событий. По фор-
ме
— это готовый рассказ
5.
Схема маршрута — путь
группы, вычерченный на отдельном листе. В ней обозначены
начало маршрута, объекты показа, остановки, места выхода
группы к объектам, конец маршрута.
6. Наглядные пособия ("портфель экскурсовода") — папка
с фотографиями, схемами, рисунками, репродукциями, копи-
ями документов и др.
7.
Методическая разработка —
сии, где излагаются рекомендации, как провести мероприя-
тие, последовательность и продолжительность демонстрации
объектов, наглядных пособий; называются и описываются ме-
тодические приемы показа и рассказа; излагаются указания
по ведению экскурсии, по дифференцированному подходу к
группам туристов.
8.
Материалы экскурсии — справки,
картотеки источников, объектов (основных и дополнитель-
ных), рефераты, копии документов, цитаты из литературных
произведений и др. Эти материалы должны систематически
пополняться.
9. Список (картотека) экскурсоводов. В нем содержатся све-
дения, когда проведена и кем принята пробная экскурсия, кто
одобрил индивидуальный текст, а также документ о допуске
экскурсовода к проведению этого мероприятия.
10.
Организация экскурсий для
требует коррективов текстов их проведения (как контрольно-
го, так и индивидуального), методической разработки, других
материалов. А новые темы — это и есть важное направление
экскурсионной деятельности, ее закономерность.
В основе проведения экскурсии лежит принцип: от показа
к рассказу. Наличие показа, его главенствующая роль являют-
ся основой экскурсии.
В практике получили распространение следующие приемы
показа:
предварительный осмотр; экскурсионный анализ; зритель-
ная реконструкция и монтаж; локализация событий; зритель-
ное сравнение; показ наглядных пособий. Экскурсоводу, кроме этих приемов, необходимо владеть ме-
тодикой показа объектов по ходу движения автобуса и методи-
кой показа мемориальной доски.
Предварительный осмотр дает возможность направить
внимание туристов на объект, продолжается не более 1,5—2
мин, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно ис-
пользуется при показе панорамы города, архитектурного ан-
самбля, живописного ландшафта и т. д.
Экскурсионный анализ — это прием показа, с помощью ко-
торого происходит детальное наблюдение объекта в целом или
отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный
момент объект мысленно расчленяется на составные части для
более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие
виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, историчес-
кий,
естественнонаучный и производственно-
Прием зрительной реконструкции необходим для мыслен-
ного восстановления первоначального объема объектов. Дан-
ный прием используется при показе: памятных мест, где про-
исходили знаменательные события; зданий и мест, связанных
с жизнедеятельностью выдающихся личностей. По отдельным
сохранившимся
деталям экскурсовод