Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 20:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное изучение национального, зарубежного и международного законодательства, истории совершенствования законодательства о назначении уголовного наказания несовершеннолетним, а также разработку предложений, направленных на совершенствование норм уголовного законодательства по данному вопросу.

Содержание

Введение.
1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.
1.1 Развитие национального законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.
1.2 Обстоятельства, обусловливающие особенности назначения наказания несовершеннолетним.
1.3 Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним в международном праве и в уголовном законодательстве зарубежных государств.
2. Содержание уголовно-правовых особенностей назначения наказания и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.
2.1 Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.
2.2 Особенности назначения принудительных мер воспитательного воздействия.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

назначение наказания.docx

— 142.36 Кб (Скачать файл)

Введение.

1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.

1.1 Развитие национального  законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.

1.2 Обстоятельства, обусловливающие особенности назначения наказания несовершеннолетним.

1.3 Особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним в международном праве и в уголовном законодательстве зарубежных государств.

2. Содержание уголовно-правовых  особенностей назначения наказания  и принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним.

2.1 Особенности назначения наказания несовершеннолетним, совершившим преступления.

2.2 Особенности назначения принудительных мер воспитательного воздействия.

Заключение 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими в  настоящий момент изменениями в  уголовной и уголовно-исполнительной политике Республики Казахстан, уголовном  законодательстве, в том числе  в части, касающейся наказания несовершеннолетних. Основными направлениями уголовной политики в сфере назначения наказания на современном этапе являются: совершенствование практики назначения наказания, законодательного закрепления правового положения лиц, отбывающих наказание, и лиц, освобожденных от его отбывания, в контексте их ресоциализации, расширение сферы наказаний, не связанных с лишением свободы.

Современная уголовная и  уголовно-исполнительная политика РК исходит из необходимости гуманизации  наказания. Государство продолжает расширять сферу альтернативных лишению свободы наказаний либо вводит дополнительные ограничения при их назначении и исполнении.

Последние статистические данные свидетельствуют о снижении преступности несовершеннолетних (Приложение А), но вместе с тем ежегодно увеличивается доля тяжких и особо тяжких преступлений (Приложение Б).

Согласно социологическому опросу осужденных, проведенном  в 2009 на базе воспитательной колонии ОВ 156/22 г. только 35,6 процентов осужденных несовершеннолетних воспитывались в полных семьях.

Результаты проведенного опроса показали, что 93,6 процентов практических работников считают целесообразным назначение несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы. Однако 55,4 процентов из них считают необходимым ограничение его назначения несовершеннолетним, 62,1 процент полагают целесообразным введение в Уголовный кодекс РК наказаний, которые назначались бы только несовершеннолетним. Разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Казахстан в последние годы указывают на необходимость расширения сферы назначения альтернативных наказаний и применения принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетним вместо лишения свободы.

Реформа уголовно-исполнительной системы, особенно в части, касающейся несовершеннолетних, прежде всего, будет  зависеть от повышения эффективности  системы наказаний. К перспективным  направлениям здесь следует отнести: снижение числа несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, за счет расширения сферы назначения альтернативных наказаний и иных мер уголовно-правового  характера, не связанных с изоляцией  от общества; организацию системы  постпенитенциарного контроля и ресоциализации несовершеннолетних; организацию программ предупреждения преступности несовершеннолетних. На современном этапе наиболее востребованной следует признать реализацию в сфере назначения уголовных наказаний несовершеннолетним положений п. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в которой указывается, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка[1].

Итак, с одной стороны, уголовные наказания, назначаемые  несовершеннолетним, должны максимально  учитывать их права и законные интересы, индивидуальные особенности их личности; с другой - наказание должно обеспечивать реальное исправление несовершеннолетних и предотвращать совершение ими новых преступлений.

В современных условиях перед законодателем встают проблемы ограничения пределов наказания несовершеннолетним. В связи с этим представляется актуальным комплексное изучение особенностей назначения наказаний, иных мер уголовно-правового характера несовершеннолетним, перспектив развития уголовного законодательства в этой сфере.

Проблемам общей теории уголовной  ответственности и наказания  посвящены труды Н.И. Ветрова, И.М. Гальперина, С.И. Дементьева, А.И. Зубкова, И.Я.Козаченко, С.И. Курганова, Г.М. Миньковского, Т.Ф. Минязевой, A.C. Михлина, A.B. Наумова, Ю.В.Николаевой, В.И. Омигова и др.

Значительный вклад в  разработку проблем уголовной ответственности  и наказания несовершеннолетних внесли: В.А. Авдеев, З.А. Астемиров, A.A. Ашин, М.М. Бабаев, P.A. Базаров, Л.И. Беляева, Е.В. Болдырев, А.И. Долгова, А.П. Дьяченко, В.Д. Ермаков, Г.И. Забрянский, К.Е. Игошев, И.И.Карпец, В.В. Мальцев, С.Ф. Милюков, A.A. Примаченок, Ю.Е. Пудовочкин, H.A. Селезнева, М.Н.Становский, О.В. Старков, Е.И. Цымбал и др.

Вместе с тем следует  отметить, что в условиях реформы  уголовного и уголовно-исполнительного  законодательства РК возникает необходимость  разработки новых подходов к назначению наказания и применению принудительных мер воспитательного воздействия  в отношении несовершеннолетних.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих при назначении наказания  и принудительных мер воспитательного  воздействия несовершеннолетним.

Предметом выступают нормы  уголовного законодательства РК, регламентирующие назначение уголовного наказания и  принудительных мер воспитательного  воздействия несовершеннолетним, и  практика их применения в современных  условиях.

Целью работы является комплексное изучение национального, зарубежного и международного законодательства, истории совершенствования законодательства о назначении уголовного наказания несовершеннолетним, а также разработку предложений, направленных на совершенствование норм уголовного законодательства по данному вопросу.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- провести историко-правовой  анализ национального уголовного  законодательства о назначении  наказания несовершеннолетним;

- проанализировать международные  правовые акты и зарубежное  уголовное законодательство, регламентирующее назначение наказания несовершеннолетним;

- изучить практику и  тенденции назначения уголовного  наказания несовершеннолетним с  учетом состояния преступности  указанной категории лиц на  современном этапе;

- оценить существующие  уголовно-правовые нормы и определить  обстоятельства, обусловливающие назначение  наказания несовершеннолетним в  современных условиях;

- исследовать содержание  и отметить значимость отдельных  видов уголовного наказания, назначаемого  несовершеннолетним;

- представить предложения  и рекомендации по совершенствованию  теории и практики назначения  уголовного наказания и принудительных  мер воспитательного воздействия  несовершеннолетним.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания социально-правовых явлений. К числу частных методов  относятся: историко-правовой, системно-структурный, формально-логический и сравнительно-правовой. При проведении исследования также  использовались методы анкетирования, анализа статистики и документов.

Теоретической основой исследования являются труды казахстанских и  зарубежных ученых в области философии, социологии, теории государства и  права, уголовно-исполнительного и  уголовного права, уголовного процесса, криминологии, общей и ювенальной психологии и педагогики.

Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Республики Казахстан, действующее национальное и зарубежное уголовное законодательство, регламентирующее назначение наказания несовершеннолетним, нормативные правовые акты в сфере уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, влияющие на специфику применения наказаний несовершеннолетним.

Эмпирической основой  исследования являются статистические данные Комитета по правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК; материалы опубликованной судебной практики Верховного Суда РК; постановления Пленума Верховного Суда Республики Казахстан.

 

1. Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты.

1.1 Развитие национального  законодательства о назначении наказания несовершеннолетним.

 

Добавить  историю Казахстана [2, с. 87]

После издания в 1832 г. Свода  законов сразу началась подготовка Уложения о наказаниях уголовных  и исправительных. Проект Уложения был 15 августа 1844 г. утвержден императором  Николаем I в качестве Закона, который  введен в действие с 1 мая 1845 г. В течение  последующих лет в него вносились  изменения и дополнения, в связи  с чем были приняты новые редакции в 1866 и 1885 гг.

Согласно ст. 100 Уложения 1845 г., «дети, не достигшие семи лет  от роду, и потому еще не имеющие  достаточного о своих деяниях  понятия не подлежат наказаниям за преступления и проступки: они отдаются родителям, опекунам или родственникам  для вразумления и наставления  их впоследствии».

В ст. 143 Уложения находим: «...дети коим более семи, но менее 10 лет от роду и которые не имеют еще  надлежащего в своих обязанностях разумения, не подвергаются определенному  в законах наказанию, но отдаются родителям или благонадежным  родственникам для строгого за ними присмотра, исправления и наставления, между прочим и чрез духовника  их или другого священнослужителя. Сие правило распространяется и  наимеющих от 10 до 14 лет от роду, когда  с достоверностью признано, что преступление учинено ими без разумения».

Как видим, в нормах кодекса  несовершеннолетние правонарушители  условно подразделяются на несколько  возрастных групп. Применительно к  детям в возрасте от 7 до 10 лет  законодатель уже ставит перед правоприменителем  задачу их исправления, не подвергая  наказанию.

Наказание подростков от 10 до 14 лет ставится в зависимость  от вновь введенного понятия «разумение», сущность которого определялась судом  по своему усмотрению. Каких-либо медицинских  или юридических определений  этого понятия не существовало. Однако наличие или отсутствие «разумения»  при совершении преступления оказывалось  решающим фактором при назначении наказания  несовершеннолетним. Это очевидно из того, что, согласно ст. 143, несовершеннолетние от 10 до 14 лет не подвергались наказанию  за преступления, совершенные ими  без «разумения».

Для этой категории несовершеннолетних наказания существенно смягчались. Для них отменялись телесные наказания, сокращались сроки заключения, предусматривалось  отдельное от совершеннолетних содержание. Авторы закона, надеясь на исправление  малолетних, предоставляли родителям  или лицам, их заменяющим, право воспитательного  воздействия на малолетних правонарушителей, которое зачастую сводилось к  телесным наказаниям, что приносило  определенную социальную пользу и оказывало превентивное воздействие на поведение несовершеннолетних[3,].

Статья 145 Уложения предусматривала  меры уголовной ответственности  несовершеннолетних в возрасте от 14 до 21 года, которые за некоторые преступления подвергались «тем же наказаниям, как  и совершеннолетние с той лишь разницей, что наказания телесные над теми, которые по состоянию  своему от оных не изъяты, совершаются  не через палачей, а через полицейских  служителей, и не плетьми, а розгами, и что время работ, к коим они  приговариваются, сокращается одной  третью: а в случаях, когда их следовало  приговорить к каторжной работе в рудниках без срока, они приговариваются  к каторжным работам в рудниках на двадцать лет». Заметим, что карательный  элемент наказания существенно  снижен и тем не менее лишения  и ограничения, применяемые к  несовершеннолетним, оставались довольно жесткими. Согласно ст. 146, за преступления, менее тяжкие; "несовершеннолетние от 14 до 21 года, отдаются в военную  службу рядовыми с выслугою, или, в  случае неспособности к строевой службе, в писцы военного ведомства, также с выслугою".

Несомненным достоинством Уложения явилось то, что оно не только сформулировало не допускавшую двоякого толкования норму о минимальном  возрасте уголовной ответственности, но и определило качественную характеристику этого возраста - неспособность осознать свойства совершаемого деяния.

Развивая это доктринальное  положение, Уложение вслед за Сводом законов дифференцировало ответственность  лиц, не достигших уголовного совершеннолетия. Существо законодательного решения  сводилось к следующему. Малолетние в возрасте до 14 лет в случае совершения ими преступления без разумения  должны были быть отданы родителям  для наказания и исправления, а дети крепостных людей - помещику для этих же целей. При этом за совершенными ими преступлениями не сохранялось  уголовно-правового значения. Кроме  того, авторы Уложения данной нормой предполагали, что положительное влияние на малолетних правонарушителей могли  оказать не только родители, но и  другие родственники. Судебная практика показывает частое применение этого  положения, причем подросток передавался  под присмотр не только родителей, родственников  или помещика, но и "одобривших его  поведение людей", т.е., по смыслу закона, людей, которые имели желание  и возможность помочь подростку  встать на путь исправления.

Информация о работе Назначение наказания несовершеннолетним: историко-правовой и международный аспекты