Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:22, дипломная работа
Определение понятия "исполнение наказания" зависит от теоретического осмысления более широкой категории "наказание", занимающей важное место в нравственно-правовых и ценностно-нормативных системах любого общества.
Наказание следует рассматривать в качестве меры воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.
Общеизвестно, что уголовное наказание - это мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, виновным в совершении преступления. В силу этого наказание следует рассматривать в качестве правового последствия преступления, которое содержит в себе отрицательную правовую оценку как преступления, так и самого преступника, выражаемую судом на основании закона и от имени государства.
Наряду с этими ограничениями правового статуса осужденных органы и учреждения, исполняющие наказания, организуют и проводят целый комплекс оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступных проявлений среди осужденных.
Также специально-предупредительные меры строго дифференцируются в зависимости от поведения осужденного. Например, за осужденными - злостными нарушителями режима в местах лишения свободы устанавливается более строгий надзор, особенно если они переведены на строгие условия содержания или отбывают дисциплинарное наказание в виде водворения в штрафной (дисциплинарный) изолятор, карцер, помещение камерного типа или в единые помещения камерного типа.
Вторым направлением является предупреждение преступлений со стороны бывших осужденных и иных лиц. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной адаптации и реабилитации, контроля и надзора, направленных на недопущение совершения этими лицами новых преступлений.
Общепредупредительные цели решаются органами и учреждениями, исполняющими наказания, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, склонных к совершению преступлений. Но здесь так называемый механизм выявления и определения степени эффективности общепредупредительной работы в отношении иных граждан практически не существует, и научные рекомендации в этом отношении пока несовершенны. В нынешних, новых условиях жизни общества данный механизм требует иной методологии и деятельности правоохранительных органов.
Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство, определяя задачи исполнения уголовных наказаний, возлагает их реализацию на органы и учреждения, исполняющие наказания.
2.2. Уголовно-исполнительная система России, ее правовое положение и основные функции
Впервые термин "уголовно-исполнительная система" был введен в законодательный оборот Законом РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы4", где применялся для обозначения единой системы (выстроенной совокупности) учреждений и органов, исполняющих наказания только в виде лишения свободы. К таким учреждения и органам относились: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы.
УИК РФ в ч. 14 ст. 16 расширил данный перечень, включив в него также уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.
Первым шагом к установлению
единой государственной тюремной системы
управления в России было создание
в 1802 г. Министерства внутренних дел
России, в котором вопросами исполнения
наказаний ведало ведомство полиции.
Только в 1879 г. в составе МВД России
появилось Главное тюремное управление
(ГТУ), которое в 1895 г. было передано
в ведение Министерства юстиции
и просуществовало в его
С установления советской власти этот орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался: сначала в тюремное управление; позднее (1918 г.) в тюремную коллегию при Наркомате юстиции.
По Постановлению ВЦИК
и СНК от 31 декабря 1930 г. "О мероприятиях,
вытекающих из ликвидации Наркомата
внутренних дел РСФСР и Наркоматов
внутренних дел автономных республик"
на Наркомат юстиции РСФСР возлагалось
общее руководство
В 1934 г. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР. В марте 1953 г. места заключения (кроме политических) вновь передаются Министерству юстиции, но спустя год их опять возвращают в состав Министерства внутренних дел.
Более поздний этап реформирования уголовно-исполнительной системы связывается с принятием 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ, согласно которому уголовно-исполнительная система снова передается в ведение Министерства юстиции РФ.
В настоящее время
Положения о федеральном органе уголовно-исполнительной системы (ФСИН), его структура и предельная численность утверждаются Президентом РФ.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, деятельность которого направлена на осуществление следующих основных функций:
1) правоприменительная;
2) по контролю и надзору
в сфере исполнения уголовных
наказаний в отношении
3) по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;
4) по контролю над поведением
условно осужденных и
ФСИН России возглавляет
директор, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности
Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ. Назначение
на должности высшего
Структура Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя:
1) аппарат директора;
2) управление безопасности;
3) управление социальной,
психологической и
4) управление конвоирования и спецперевозок;
5) управление следственных
изоляторов центрального
6) управление исполнения
наказаний, не связанных с
7) управление социальной адаптации осужденных;
8) бюро исполнения приговоров и специального учета и др.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут включаться предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
Производственный потенциал УИС составляют 262 федеральных государственных унитарных предприятия, 495 центров трудовой адаптации осужденных, 35 лечебно-производственных и 32 учебно-производственных мастерских.
При исправительных и воспитательных
колониях функционируют 309 вечерних общеобразовательных
школ и 482 учебно-консультационных пункта,
334 профессионально-технических
Финансирование расходов
на содержание центрального аппарата
ФСИН России, ее территориальных органов,
учреждений, исполняющих наказания,
следственных изоляторов, а также
предприятий и учреждений, специально
созданных для обеспечения
В целях дальнейшего
1) реконструкция и строительство
следственных изоляторов с
2) реконструкция и строительство
исправительных учреждений с
условиями содержания
3) строительство 26-ти
Глава 3. Органы и учреждения, исполняющие наказания и контроль за их деятельностью.
3.1. Понятие органов и учреждений, исполняющих наказания и их виды.
Исполнение назначенных судом уголовных наказаний и реализация государственного принуждения в отношении осужденных требуют постоянного контроля со стороны государства в лице его органов и учреждений, исполняющих наказания. Поэтому исполнение уголовных наказаний является прерогативой государства, для осуществления которой созданы государственные органы и учреждения, объединенные в стройную систему управления ими со стороны центральных и территориальных органов.
Для исполнения наказания созданы специальные органы и учреждения.
Наказание в виде штрафа исполняется приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.
Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется:
а) уголовно-исполнительной инспекцией;
б) исправительным центром;
в) дисциплинарной воинской частью;
г) исправительными учреждениями.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организаций, учреждений, в которых работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью.
Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, вынесшим приговор. А требования приговора суда исполняются соответствующими должностными лицами или органом, который присвоил звание, классный чин или наградил государственной наградой.
Наказания в отношении военнослужащих исполняются:
а) содержание в дисциплинарной воинской части - в соответствующей воинской части;
б) арест - на гауптвахте;
в) ограничение по военной службе - командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные служащие.
Условно осужденные военнослужащие
находятся под контролем
Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции.
Кроме перечисленных видов наказаний исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры осуществляют применение к осужденным принудительных и обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 97 УК РФ и ст. 18 УИК РФ. Речь идет об осужденных, больных алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение о принудительном лечении. Такое решение обязана исполнять администрация указанных выше учреждений во время отбывания осужденными наказания.
Обязательное медицинское лечение применяется также по решению суда в отношении осужденных, больных токсикоманией, ВИЧ-инфицированных, осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения от венерического заболевания.
Таким образом, в рамках уголовно-исполнительной
системы объединены учреждения и
органы, исполняющие все виды уголовных
наказаний. Исключение, ввиду специфики
субъектов уголовно-
Информация о работе Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы