Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Содержание

Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

При обращении граждан  с устным заявлением о преступлении оформляется протокол принятия устного  заявления, который подписывается  заявителем и должностным лицом, принявшим заявление (ч.3 ст. 141 УПК РФ). Вместе с тем общепринятой стала практика, когда заявителю предлагается самому написать такое заявление. Подобная практика приводит к трудностям с последующей проверкой сообщения. Даже если заявитель не откажется от намерения подать заявление о преступлении, он не всегда адекватно отражает факты, о которых он сообщает, и правильно оформляет указанный документ. кроме того, вряд ли все заявители имеют представление о том, что такое "ответственность по ст. 306 УК РФ". Согласно ч. 6 ст. 141 УПК РФ заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

При получении заявления  о преступлении непосредственно  от заявителя и оформлении протокола  устного обращения должностное  лицо, осуществившее прием, обязано  выдать заявителю под роспись  в талоне -корешке талон -уведомление о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч.4 ст. 144 УПК РФ). Выдача этого документа заявителю информирует его о том, что заявление зарегистрировано. По нему должна быть проведена проверка и принято решение в установленном законом порядке. Это позволяет заявителю отстаивать свои права и законные интересы при незаконных и необоснованных действиях. Представляется целесообразно расширить перечень сведений, указываемых в талоне-уведомлении, в частности, о сроке рассмотрения заявления, государственных органах, в которые заявитель может подать жалобу на ход и результаты такого рассмотрения, порядке и сроках обжалования.

Надо отметить, что  от того, где регистрируется поступившая  информация, зависит срок, процессуальная форма ее проверки и принятия решения. Следовательно, регистрация заявлений  о преступлениях, явок с повинной, рапортов об обнаружении признаков  преступления в ненадлежащих учетных  документах фактически означает укрытие  преступлений от учета. К примеру, в прокуратуре существует Книга учета сообщений о преступлениях, в которой регистрируются все рапорта об обнаружении признаков преступления, материалы и обращения граждан, содержащие сведения о совершенном или готовящемся преступлении.

В целях проверки исполнения законодательства при приеме, регистрации и учете сообщений  о преступлении прокурор сопоставляет данные органов внутренних дел и  других правоохранительных органов, где  принимаются сообщения о преступлениях, а также иных источников. Непосредственно  в правоохранительных органах им проверяется организация приема заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, их учет и порядок  передачи исполнителю, ведомственный  контроль за рассмотрением информации. При этом прокурором исследуется документация дежурной части (книгу учету сообщений о преступлениях или происшествиях, книга регистрации сообщений о преступлениях, журнал регистрации информации), журналы учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналы учеты административного производства и т.д.

Для проверки своевременности, полноты и правильности регистрации  сообщений о преступлениях прокурор использует полученные по запросам ответы различных организаций об имеющихся  у них происшествиях и преступлениях, а также сообщений о них  в правоохранительные органы. Осуществляя  надзор за исполнением законов при  приеме, регистрации, учете сообщений  о преступлении, прокурор не может  оставить без внимания состояние  ведомственного контроля в данной сфере. Так, начальник органа внутренних дел несет персональную ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, и обязан осуществлять ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также правильностью ведения КУСП, о чем делает соответствующую запись в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства.

Проверка является составной частью рассмотрения сообщения  о преступлении и носит процессуальный характер, поскольку осуществляется после приема сообщения о преступлении. Согласно ст. 144 УПК РФ прокурор не уполномочен  проверять сообщения о преступлениях, однако на данном этапе рассмотрения сообщения прокурором реализуются  другие полномочия. Принятие процессуального  решения по сообщению о преступлении возможно только на основе всестороннего  и объективного изучения и оценки содержащейся в нем информации. Результатами такой оценки информации, содержащейся в сообщении о преступлении, является либо принятие одного из решений по существу (о возбуждении уголовного дела, об отказе в этом, о передаче сообщения по подследственности или в суд), либо о проведении проверки информации в случае недостаточности данных, указывающих на признаки преступления или на их отсутствие. Поэтому проверку сообщения о преступлении следует считать предпосылкой законного и обоснованного его разрешения. В связи с этим проверка как этап рассмотрения сообщения о преступлении входит в предмет прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Нельзя не отметить, что надзор прокурора за соблюдением закона при проверке сообщения о преступлении реализуется, как правило, на этапе принятия процессуального решения, когда прокурору поступают копии постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: прокурор вправе потребовать от дознавателя и следователя материалы, обосновывающие принятое решение, и, соответственно, проверить законность производства проверки сообщения о преступлении.

Непосредственно при  проверке сообщения о преступлении прокурор надзирает за соблюдением  установленных законом сроков принятия решений, обоснованностью продления  указанного срока, правомерностью до следственной проверки, соблюдением исчерпывающего перечня и полностью следственной проверки, соблюдением исчерпывающего перечня и полностью обоснованностью  продления указанного срока, правомерностью до следственной проверки, соблюдением  исчерпывающего перечня и полностью  проведения мероприятий, возможных  до возбуждения уголовного дела.

Закон недостаточно регулирует вопросы организации  прокурорского надзора при проверке сообщения о преступлении: в ч.4 ст. 146 и ч.4 ст. 148 УПК РФ указана обязанность направлять прокурору только копии постановления о возбуждении уголовного дела и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Очевидно, что по одним этим документам прокурору будет сложно проконтролировать законность и полноту проверки, проведенной по сообщению о преступлении. В некоторой степени этот пробел компенсируют ведомственные нормативные акты. Так, материалы проверки с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в течении 24 часов с момента подписания должны направляться прокурору. Прокурор в свою очередь обязан рассматривать поступившие к нему материалы в течении 5 суток. В случае возникновения сомнений в обоснованности принятого решения, наличия в материалах не устраненных противоречий -получать объяснения от заявителя, в том числе о мотивах изменения своей позиции; при возвращении материалов для дополнительной проверки в связи с ее неполнотой, а также отмене незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела - в необходимых случаях давать письменные указания по выяснению обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.

В соответствии с  ч.1 ст. 144 УПК РФ в срок не позднее трех суток сообщение о преступлении должно быть принято, проверено и разрешено. Иными словами, в общий срок рассмотрения сообщения о преступлении входят все три элемента деятельности по сообщению о преступлении. При этом закон не определяет, какое время будет фактически затрачено на получение и регистрацию сообщения, а какое -на его проверку и принятие решения. Часть 1 ст. 144 УПК РФ также отмечает, что течение срока рассмотрения сообщения должно начинаться со дня его поступления, а не регистрации в органе дознания или предварительного следствия. УПК РФ в ч.1 и 3 ст. 144 устанавливает, что общий трехсуточный срок рассмотрения сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя, дознавателя до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурора по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Кроме того, по моему  мнению, прокурор неоправданно лишен  полномочий по продлению сроков рассмотрения сообщения о преступлении следователем. Тем самым упразднено важное средство осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, что может привести к  затягиванию сроков принятия решений  по сообщениям. Так же я считаю, что  в связи с этим возникает парадоксальная ситуация. Прокурор, осуществляя надзор за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и  разрешении сообщений о преступлениях, обнаружив укрытое преступление при наличии достаточных к  тому данных, не может немедленно возбудить  уголовное дело. Вместо этого он должен в большинстве случаев  направить материалы о выявленном преступлении в тот же самый орган, где преступление было укрыто. И  не факт, что уголовное дело будет  немедленно возбуждено. Безусловно, такой  порядок содержит возможности для  нарушения прав участников уголовного судопроизводства.

Подводя итог сказанному выше, можно обратиться к практике. Практика прокурорского надзора  показывает, что руководители Следственных отделов Следственного Управления Следственного Комитета при прокуратуре  РФ, получив запрос о предоставлении материалов в прокуратуру для  ежемесячной проверки, отменяют значительное количество необоснованных постановлений  об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе и по истечении  длительных сроков после принятия следователями  решения. Подобная практика уже привела  к тому, что по отдельным сообщениям о преступлении законное решение  не принимается месяцами. Не предоставление материалов, находящихся в производстве, может привести к еще большей  волоките при разрешении сообщений  о преступлениях: необоснованные постановления  следователей будут отменяться многократно, прокурор не будет иметь возможности  даже оперативно реагировать на нарушения.

1.2 Состояние  законности и результаты деятельности  прокурора в стадии возбуждения  уголовного дела

В 2007 году по официальным  отчетам отмечено снижение преступности и снижение отдельных видов преступлений, и в такой ситуации возникает  предположение, что произошло это  в силу ослабления прокурорского  надзора в стадии возбуждения  уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела является начальной стадией  уголовного процесса, на которой полномочные  органы государства или должностные  лица, получив сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, устанавливают  наличие или отсутствие основания  для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении  уголовного дела или об отказе в  его возбуждении.

Сущность этой стадии заключается в установлении наличия  либо отсутствия материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок  предварительного расследования.

Началом стадии возбуждения  уголовного дела является момент поступления  сообщения о преступлении. Заканчивается  рассматриваемая стадия принятием  решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении  уголовного дела.

Стадия возбуждения  уголовного дела характеризуется рядом  признаков, определяющих ее особое место  и роль в общей системе стадий уголовного судопроизводства.

1. Данная стадия  является самостоятельной стадией  уголовного судопроизводства. Она  обладает всеми признаками, которые  характеризуют любую стадию уголовного  процесса: а) ее не может миновать  ни одно уголовное дело; б) она  имеет такую непосредственную  задачу, невыполнение которой препятствуют  дальнейшему развитию процесса; в) она характеризуется спецификой  характера деятельности и положения  участников уголовного процесса; г) данная стадия завершается  итоговым процессуальным актом.

2. Уголовно-процессуальная  деятельность на данной стадии  осуществляют органы государства  и должностные лица, обладающие  соответствующими полномочиями. Решение  о возбуждении уголовного дела  в пределах своей компетенции  вправе принимать: а) следователь  -при реализации им своих полномочий по поступившему сообщению о преступлении (п.1 ч.2 ст. 38 УПК РФ); б) дознаватель - при реализации им своих полномочий (ч.3 ст. 41 УПК РФ); в) орган дознания – при возбуждении им уголовного дела в целях последующего производства неотложных следственных действий (ч.1 ст. 157 УПК РФ); г) руководитель следственного органа – Председатель следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п.п. 1-8, 12 ч.1 ст. 448 УПК РФ), руководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п.п. 9, 11 ч.1 ст. 448 УПК РФ) и другие (ст. 448 УПК РФ); д) начальник подразделения дознания (ч.2 ст. 40 УПК РФ).

3. Деятельность органов  государства и должностных лиц  на данной стадии строго регламентирована  уголовно-процессуальным законом  (Раздел 7 УПК РФ). Незаконное или  необоснованное решение о возбуждении  уголовного дела подлежит отмене. Если по возбужденному таким  образом уголовному делу производились  следственные действия, то полученные  доказательства признаются недопустимыми  (п.3 ч.2 ст. 75 УПК РФ).

4. Деятельность следователя,  дознавателя, органа дознания  и руководителя следственного  органа на данной стадии должна  отвечать назначению уголовного  судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Никакие  иные соображения при разрешении  вопроса о возбуждении уголовного  дела (целесообразность, возможность  изобличить лицо в совершении  иных преступлений и т.п.) в  расчет приниматься не должны.

5. Содержанием данной  стадии является система процессуальных  действий и решений, направленных  на выявление определенного деяния  и установление в нем признаков  преступления. В число данных  действий и решений входят: получение  сообщения о преступлении, его  процессуальное оформление и  регистрация; принятие мер к  предотвращению или пресечению  преступления и сохранению его  следов; проведение проверочных  действий; систематизация и оценка  собранных материалов; принятие  и оформление соответствующего  решения; уведомление заявителя  и иных заинтересованных лиц  о принятом решении.

6. Лица, вовлеченные  в деятельность на стадии возбуждения  уголовного дела, имеют значительные  возможности по отстаиванию своих  прав и законных интересов.  Так, отказ в приеме сообщения  о преступлении может быть  обжалован заявителем прокурору  или в суд в порядке, установленном  ст. 124 и 125 УПК РФ (ч.5 ст. 144 УПК РФ). Отказ в возбуждении уголовного  дела может быть обжалован  заявителем прокурору, руководителю  следственного органа или в  суд. Незаконное и необоснованное  возбуждение уголовного дела  в отношении лица, в связи с  чем оно приобрело процессуальный  статус подозреваемого, является  основанием возникновения права  на реабилитацию ( п.1 ч.1 ст. 46, ч.2 ст. 133 УПК РФ).

Информация о работе Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства