Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:44, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Борьба с преступностью крайне важна в правом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов. В этом проявляется провозглашенный в статье 2 Конституции Российской Федерации приоритет в правовой защите прав и свобод граждан.
Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретических основ уголовно-процессуальной деятельности прокурора по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.
Введение.
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений
2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя
Заключение
Список используемой литературы
При обращении граждан с устным заявлением о преступлении оформляется протокол принятия устного заявления, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление (ч.3 ст. 141 УПК РФ). Вместе с тем общепринятой стала практика, когда заявителю предлагается самому написать такое заявление. Подобная практика приводит к трудностям с последующей проверкой сообщения. Даже если заявитель не откажется от намерения подать заявление о преступлении, он не всегда адекватно отражает факты, о которых он сообщает, и правильно оформляет указанный документ. кроме того, вряд ли все заявители имеют представление о том, что такое "ответственность по ст. 306 УК РФ". Согласно ч. 6 ст. 141 УПК РФ заявителю разъясняется уголовная ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.
При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного обращения должностное лицо, осуществившее прием, обязано выдать заявителю под роспись в талоне -корешке талон -уведомление о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч.4 ст. 144 УПК РФ). Выдача этого документа заявителю информирует его о том, что заявление зарегистрировано. По нему должна быть проведена проверка и принято решение в установленном законом порядке. Это позволяет заявителю отстаивать свои права и законные интересы при незаконных и необоснованных действиях. Представляется целесообразно расширить перечень сведений, указываемых в талоне-уведомлении, в частности, о сроке рассмотрения заявления, государственных органах, в которые заявитель может подать жалобу на ход и результаты такого рассмотрения, порядке и сроках обжалования.
Надо отметить, что от того, где регистрируется поступившая информация, зависит срок, процессуальная форма ее проверки и принятия решения. Следовательно, регистрация заявлений о преступлениях, явок с повинной, рапортов об обнаружении признаков преступления в ненадлежащих учетных документах фактически означает укрытие преступлений от учета. К примеру, в прокуратуре существует Книга учета сообщений о преступлениях, в которой регистрируются все рапорта об обнаружении признаков преступления, материалы и обращения граждан, содержащие сведения о совершенном или готовящемся преступлении.
В целях проверки
исполнения законодательства при приеме,
регистрации и учете сообщений
о преступлении прокурор сопоставляет
данные органов внутренних дел и
других правоохранительных органов, где
принимаются сообщения о
Для проверки своевременности,
полноты и правильности регистрации
сообщений о преступлениях
Проверка является
составной частью рассмотрения сообщения
о преступлении и носит процессуальный
характер, поскольку осуществляется
после приема сообщения о преступлении.
Согласно ст. 144 УПК РФ прокурор не уполномочен
проверять сообщения о
Непосредственно при
проверке сообщения о преступлении
прокурор надзирает за соблюдением
установленных законом сроков принятия
решений, обоснованностью продления
указанного срока, правомерностью до следственной
проверки, соблюдением исчерпывающего
перечня и полностью
Закон недостаточно
регулирует вопросы организации
прокурорского надзора при
В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ в срок не позднее трех суток сообщение о преступлении должно быть принято, проверено и разрешено. Иными словами, в общий срок рассмотрения сообщения о преступлении входят все три элемента деятельности по сообщению о преступлении. При этом закон не определяет, какое время будет фактически затрачено на получение и регистрацию сообщения, а какое -на его проверку и принятие решения. Часть 1 ст. 144 УПК РФ также отмечает, что течение срока рассмотрения сообщения должно начинаться со дня его поступления, а не регистрации в органе дознания или предварительного следствия. УПК РФ в ч.1 и 3 ст. 144 устанавливает, что общий трехсуточный срок рассмотрения сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя, дознавателя до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурора по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
Кроме того, по моему
мнению, прокурор неоправданно лишен
полномочий по продлению сроков рассмотрения
сообщения о преступлении следователем.
Тем самым упразднено важное средство
осуществления надзора за процессуальной
деятельностью органов
Подводя итог сказанному
выше, можно обратиться к практике.
Практика прокурорского надзора
показывает, что руководители Следственных
отделов Следственного
1.2 Состояние
законности и результаты
В 2007 году по официальным отчетам отмечено снижение преступности и снижение отдельных видов преступлений, и в такой ситуации возникает предположение, что произошло это в силу ослабления прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела.
Возбуждение уголовного
дела является начальной стадией
уголовного процесса, на которой полномочные
органы государства или должностные
лица, получив сообщение о
Сущность этой стадии заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок предварительного расследования.
Началом стадии возбуждения
уголовного дела является момент поступления
сообщения о преступлении. Заканчивается
рассматриваемая стадия принятием
решения о возбуждении
Стадия возбуждения уголовного дела характеризуется рядом признаков, определяющих ее особое место и роль в общей системе стадий уголовного судопроизводства.
1. Данная стадия
является самостоятельной
2. Уголовно-процессуальная
деятельность на данной стадии
осуществляют органы
3. Деятельность органов
государства и должностных лиц
на данной стадии строго
4. Деятельность следователя,
дознавателя, органа дознания
и руководителя следственного
органа на данной стадии
5. Содержанием данной
стадии является система
6. Лица, вовлеченные
в деятельность на стадии
Информация о работе Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства