Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение вопроса применения актов амнистии и помилования в Республике Казахстан как института освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также практическое значение актов амнистии и помилования для реализации принципа гуманизма, выявление различий между амнистией и помилованием, анализ конкретных примеров осуществления амнистии и помилования.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы освобождения от уголовной ответственности и наказания в Республике Казахстан
1.1 Понятие освобождения от уголовной ответственности
1.2 Понятие освобождения от наказания
2. Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Казахстан
2.1 Освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании акта амнистии
2.2 Освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании акта помилования
2.3 Различия между амнистией и помилованием
3. Практика и ошибки амнистии и помилования в Республике Кезахстан
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.22 Кб (Скачать файл)

По британским правилам осуждённые вправе требовать полезную работу продолжительностью не более десяти часов в день. Персонал тюрьмы обязан предоставить возможность трудиться, хотя трудоустроить  возможно лишь незначительную часть  осуждённых данной категории. В то же время они обязаны работать независимо от желания, по требованию администрации. За отказ от работы и за другие грубые нарушения к осуждённым применяется  взыскание в виде переноса срока  возможного освобождения.

Труд заключённых не оплачивается по нормам и расценкам, принятым в  обществе, им выдаётся определённая сумма  денег для приобретения продуктов  питания и предметов первой необходимости. Не выплачивая заработную плату, государство  берёт на себя заботу об оказании помощи семьям осуждённых, которым трудно прожить без главы семейства.

Осуждённые к пожизненному лишению свободы в британских тюрьмах могут быть освобождены  по отбытии не менее двенадцати лет  наказания, хотя формально такое  право наступает по истечении  четырёх лет с начала срока. Официальному освобождению от наказания министром  внутренних дел и коллегией по паролю предшествует рассмотрение дела комиссией тюрьмы по пересмотру. Впервые  эта комиссия рассматривает дело осуждённого за три года до начала «тарифа» - минимального срока, определённого  судьёй при вынесении приговора. Если рекомендуемый судом срок превышает  двадцать лет, то первое рассмотрение осуществляется через семнадцать лет  с момента осуждения. При пересмотре комиссия оценивает риск, который  может представлять для окружающих выпущенный на свободу заключённый.

Окончательное решение об освобождении выносит министр внутренних дел по рекомендации коллегии по паролю, главного лорда юстиции, а также  судьи, вынесшего приговор. Освобождённый  находится на «лицензии», то есть считается  условно освобождённым, всю свою жизнь. С правовой точки зрения он всегда может быть «возвращён» в  места лишения свободы министром  внутренних дел или комиссией  по паролю.

В Великобритании в отношении  осуждённых к пожизненному заключению в случае их условного освобождения применяется в обязательном порядке  пост пенитенциарный надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Надзор устанавливается на срок от двух до трёх лет. Сама служба постпепенитенциарного  надзора находится в ведении  министерства внутренних дел.

Таким образом, в Великобритании существует прогрессивная система  отбывания наказания, «пожизненники» содержатся совместно с осуждёнными, приговорёнными к конкретному сроку. Первоначально они направляются в специальное заведение для  изучения личности осуждённого, его  общественной опасности, которое продолжается до трёх лет. Возможность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания  формально наступает через четыре года, практически через двенадцать лет [34].

В Германии, осуждённые к  пожизненному лишению свободы, так  же как и в Великобритании, отбывают наказание совместно с осуждёнными, приговорёнными судом к определённому  сроку наказания.

При этом исполнение данного  вида уголовного наказания осуществляется в учреждениях двух типов: открытых и закрытых. Осуждённый может быть помещён в учреждение открытого  типа, если он отвечает «особым требованиям», то есть не будет уклоняться от исполнения наказания или использовать пребывание в этом исправительном учреждении для  совершения нового преступления. Осуждённый может быть помещён либо возвращён  в учреждение закрытого типа по усмотрению администрации тюрьмы, имеющей право  перевода осуждённого с открытого  режима на закрытый.

После оглашения приговора  осуждённого помещают на шесть недель в тюрьму временного содержания - тюрьму распределитель, где психологи, юристы, педагоги, представители биржи труда, профсоюзные работники вместе с  ним обсуждают, что для него предпочтительнее - индивидуальная или групповая социальная терапия.

Прогнозируя возможность  рецидива, ему назначают тюрьму и  режим, но не режим содержания, он во всех тюрьмах одинаков, а лишь стандарт безопасности.

Каждая тюрьма имеет свой профиль работы, а именно: специализируется на получении осуждённым среднего образования, на получении высшего образования, на обучении ремёслам.

По закону осуждённые в  ночное время должны помещаться в  отдельную камеру. Администрация  тюрьмы с санкции органа надзора  может применять одиночные заключения по собственному решению или по приговору  суда на срок не свыше трёх месяцев  в течение года. Этот срок не прерывается  тем, что осуждённый присутствует на богослужении или получает «свободный час».

На каждого осуждённого  составляется план исполнения назначенного наказания: помещение осуждённого  в учреждениях открытого или  закрытого типа, направление в  группы совместного проживания и  одинакового обращения, использование  на работе и т. д.

Размещение осуждённых в  учреждениях открытого типа признаётся предпочтительным, предусматривается  возможность существенного смягчения  режима отбывания наказания. Осуждённым к пожизненному заключению могут  предоставляться ежегодные отпуска  общей продолжительностью до 21 календарного дня, а также краткосрочные выезды в связи с особыми обстоятельствами. Разрешены традиционные свидания по общему правилу. Также предусмотрено  обязательное участие в производительном труде. В тюрьмах имеются священники. Вся воспитательная работа с осуждёнными  направлена на подготовку к освобождению, на поддержание родственных связей, на восстановление. Большинство осуждённых к пожизненному лишению свободы  отбывают наказание не более 15 лет [35].

В Казахстане одним из составных  элементов гуманизации уголовного права является отмена смертной казни. В нашей Конституции записано, что смертная казнь в качестве исключительной меры наказания применяется  за особо тяжкие преступления, связанные  с посягательством на жизнь человека. Право на жизнь - фундаментальное, неотъемлемое, неотчуждаемое право, оно закреплено практически во всех международных  договорах, касающихся прав человека, воспроизводится во всех конституциях стран мира, в том числе и  в нашем Основном законе. Поэтому  в применении исключительной меры наказания  некоторые правозащитники усматривают  противоречие. Гуманизация уголовного наказания привела к тому, что  высшая мера наказания стала применяться  за совершение преступлений, связанных  с умышленным посягательством на жизнь человека. Если прежде каждые полгода выносилось от 12 до 15 смертных приговоров, то за первое полугодие  текущего года - лишь один. И тот в  апелляционном порядке заменён  Верховным судом на пожизненное  заключение. На сегодняшний день трём осуждённым смертная казнь заменена на пожизненное лишение свободы. Продолжается работа по совершенствованию казахстанского уголовного законодательства, вносятся изменения и дополнения в УК и УИК РК с целью обеспечения конституционных прав осуждённых. Это право на жизнь, которое возникает после отмены им смертной казни, право на свободу слова, охрану здоровья, свободу вероисповедания, пользования родным языком для тех людей, кто осуждён на длительное или пожизненное лишение свободы. Сейчас у нас такая ситуация: если человек осуждён к пожизненному лишению свободы, Уголовно-исправительным кодексом предусмотрено, что он должен 10 лет пробыть на строгом режиме, 10 - на обычном, и только после перевода на облегчённые условия содержания, то есть, через 25 лет, осуждённый может быть выведен на условно - досрочное освобождение. Условия содержания осуждённых в казахстанских тюрьмах в результате предпринятых мер улучшились. В колониях появились психологи, о необходимости которых нам говорили международные эксперты. По три таких специалиста на колонию, конечно, мало, потому что на каждых 100-150 заключённых надо по одному психологу, но это уже что-то. Сейчас проводятся тренинги по разрешению конфликтов, это также большая проблема для наших тюрем. В системе исправительных учреждений в последние годы произошло много позитивного. Подготовлены сотрудники, которые работают с осуждёнными по нормам, общепринятым в мире. Их мало, но мы надеемся, что они будут передавать свой опыт коллегам. Важно обратить внимание властей на вопросы финансирования. Все колонии строгого режима в Казахстане - старого образца, особенно находящиеся в отдалённых районах. Занятость заключённых - тоже большая проблема, их труд не должен использоваться для извлечения прибыли, но колонии должны сами покрывать свои потребности. Поэтому их нужно переселить поближе к городам, где больше таких возможностей. Многие представители по правам человека и соблюдению законности обращаются с просьбой к членам комиссии обратить особое внимание на такую категорию осуждённых, как женщины и дети. Потому что нередко приходится слышать, что перед законом все равны и никаких скидок тут не даётся. Помилование - это не юридический акт, это, скорее, вопрос нравственный, касающийся прощения, сострадания

Подводя итог, хотелось бы отметить, что у законодателей, практиков  и ученых есть уникальная возможность  учесть опыт друг друга, и создать  совершенный во всех отношениях институт пожизненного лишения свободы на уровне мировых стандартов, который  станет подлинной альтернативой  смертной казни.

2.3 Различия между амнистией и помилованием

Помилование внутренне, своей  природой схоже с институтом амнистии. Помилование и амнистия -- это  два института государственного прощения. Их характеризует отдаленность от других институтов права. Однако, несмотря на единство мотивации, между ними имеются  некоторые существенные признаки, обнаруживаемые в практике их применения, которые  отличают их друг от друга.

Рассмотрим разграничительные  признаки амнистии и помилования: в  амнистии не указываются лица, а  указываются критерии, которые допускают  применение амнистии (категории преступлений, вид и размер наказания), категории  лиц (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, награжденные орденами и медалями и  т.д.), на которых распространяются это  вид института амнистия.

Амнистия распространяется также и на лиц, преступления которых  еще не стали предметом судебного  рассмотрения. В соответствии с УПК  РК уголовные дела не возбуждаются в отношении лиц попадающих под  акт амнистии, а возбужденные дела (находящиеся в производстве органов  дознания и предварительного следствия) и дела, находящиеся на рассмотрении судов, подлежат прекращению. Помилование  же производится в отношении персонально  определенных в акте Президента РК лиц (осужденных или отбывающих наказание). В отличие от амнистии помилование  не распространяется на лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в  отношении которых судом не вынесен  обвинительный приговор [36].

Помилование, как и амнистия, относится к смешанным видам  освобождения от наказания. С помощью  акта помилования возможно освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение срока назначенного наказания, замена не отбытой части наказания  более мягким видом. Актом помилования  может быть также снята судимость (ч.4 ст.76 УК РК). Согласно этому положению  Президент не вправе освободить лицо от уголовной ответственности или  помиловать в отсутствии обвинительного приговора суда, тогда как амнистией  лицо может быть освобождено и  от уголовного преследования.

Инициатива издания акта амнистии всегда исходит от государственного органа. Амнистия принимается и применяется  независимо от желания осужденного. Акты амнистии имеют общеобязательный характер, как для правоохранительных органов, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию. Единственное исключение -- лица, не признающие себя виновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Ходатайство о  помиловании должно исходить от самого осужденного, его родственников, если же осужденный является гражданином  другого государства, то ходатайство  может исходить от органов власти или управления иностранного государства [37].

Кроме того, законом не предусмотрены  ограничения в возможности помилования  в зависимости от тяжести совершенного преступления, продолжительности срока  отбывания наказания и опасности  виновного. Помилованию могут подлежать  лица, совершившие преступления любой  тяжести, чистосердечно раскаявшиеся и вставшие на путь исправления.

Амнистия не применяется  в отношении лиц, совершивших  тяжкие преступления, неоднократно осужденных и всегда исключаются в отношении  лиц -- злостных нарушителей режима отбывания наказания и не вставших на путь исправления. Вынесение акта помилования обусловлено исключительными  обстоятельствами, заслуживающими внимания и прощения [38].

Акт амнистии создает нормативное  основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые  подпадают под амнистию, порядок  и условия ее применения. При этом создаются или называются органы, которые на основе критериев, приведенных  в акте, сами решают вопрос о возможности  применения амнистии к конкретному  лицу. Окончательное решение зависит  от усмотрения этих органов. То есть юридическим  основанием освобождения от уголовной  ответственности по амнистии служит индивидуально определенный акт  применения норм права -- постановление  о прекращении уголовного дела, обвинительного приговора суда с освобождением  от наказания, постановление начальника учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной  комиссии по освобождению из мест лишения  свободы и т.п. При помиловании  же сам акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания. Органам, исполняющим  наказание, остается только выполнить  предписание.

Помилование носит единичный, разовый характер, поэтому процедура  помилования предполагает немедленное  исполнение органом, ведающим исполнением  наказания, применения помилования, тогда  как амнистия применяется достаточно длительный период, как правило, 6 месяцев  с момента вступления его в  силу.

Применяя помилование, государство  руководствуется соображением милосердия по отношению к конкретному лицу, при амнистии -- и другими соображениями, например, требованием экономии мер  уголовной репрессии. Несмотря на бескомпромиссные различительные признаки в литературе встречаются мнения, согласно которым  предлагается стереть грань между  амнистией и помилованием применительно  к отдельным случаям. Так, К. Мирзажанов предлагает разрешить комиссиям, применяющим  амнистию, ставить вопрос о ее применении в виде исключения к конкретным лицам, которые не подпадают под ее действие (например, при случайном участии  в тяжком преступлении, незначительной роли в нем, заслуживающим доверия  и раскаяния и т.п.). Это, на наш  взгляд, неприемлемо, поскольку не должно быть смешения двух совершенно разных институтов -- амнистии и помилования. Такая постановка вопроса отображает рассматривать все дела осужденных, независимо от того, подпадают ли они  под амнистию. Это осложнит работу органов, занимающихся амнистией, и  приведет к менее тщательному  анализу дел тех осужденных, которые  могут быть амнистированы. Даже если какой-либо орган придет к выводу о том, что конкретное лицо заслуживает  смягчения наказания, то вполне можно  применить иные виды освобождения от уголовной ответственности или  наказания.

Информация о работе Понятие амнистии и помилования в уголовном праве Республики Казахстан